Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Любовь к красоте (о Виталии Ольгердовиче Ковалевском)

Журнал "Казань", № 3, 2013 Для Виталия Ольгердовича Ковалевского жить - значит творить. Он живёт вдумчиво, как бы не спеша, но при этом ценит каждое мгновение. Живописец и график, педагог, фотохудожник, ювелир, иконописец, он делает всё со вкусом, изяществом и любовью. Виталий Ольгердович родился восемьдесят лет назад в Ленинграде. Отец...

Журнал "Казань", № 3, 2013

Для Виталия Ольгердовича Ковалевского жить - значит творить. Он живёт вдумчиво, как бы не спеша, но при этом ценит каждое мгновение. Живописец и график, педагог, фотохудожник, ювелир, иконописец, он делает всё со вкусом, изяществом и любовью.

Виталий Ольгердович родился восемьдесят лет назад в Ленинграде. Отец был главным инженером «Ленэнерго», мать воспитывала детей. Виталий рос в атмо­сфере любви и согласия. Родители сформировали в нём высокую культуру чувств, трепетное отношение ко всему живому, стремление к гармоничному единству с миром.
Пятилетнего Витю мама даже научила вышивать крестом со всей кропотливостью и аккуратностью. Всю жизнь так он делал всё, за что брался.
Из блокадного Ленинграда девятилетнего Виталия с сестрой вывезли под Кострому, затем - в Зеленодольск. Попав с берегов Невы на Волгу, будущий художник полюбил её за простор и величественный покой на всю жизнь.

Рисовать он начал ещё в детстве. В Казани поступил в художественное училище. Его изображения были цельными, с тщательной проработкой деталей, и не раз отмечались оценкой «отлично с похвалой совета».

Молодой художник-педагог преподавал изобразительное искусство в школах, затем во Дворце культуры оптико-механического завода. Здесь он создал детскую изостудию: по его чертежам сделали мольберты, стеллажи для натюрмортов фонда и великолепной коллекции гипсовых слепков античных скульптур и бюстов, выписанных из Москвы. Такого богатства не было даже в фондах художественного училища!

Изостудия не была художественной школой, но немало её воспитанников стали профессиональными художниками и архитекторами - Леонид Захаров, Владимир Гаврилов, Михаил Кузнецов, Анна Коробкова, Вера и Ольга Курочкины, Алексей и Ольга Карпенко, Ольга и Елена Ковалевские, Нияз и Айдар Хисамовы, Ирина Пакконен, Сергей Хирувимов...

А потом во Дворце культуры решили организовать фотостудию, Виталий Ольгердович стал преподавать и там.

Он участвовал в выставках сначала как художник-ювелир, а позднее на региональных выставках «Большая Волга», в Турции, на многочисленных республиканских вернисажах в Казани коллеги высоко оценили его живопись и графику. На Всероссийской выставке «Имени Твоему» к 2000-летию Рождества Христова в Москве Виталий Ольгердович впервые обнародовал две созданные им иконы: «Спас с апостолами» и «Собор казанских святых».

Иконы, написанные Ковалевским в разные годы, стали наиболее значительными произведениями в его творчестве. Он также реставрировал росписи в нескольких храмах Казани.

Библейские сюжеты, стремление к духовному совершенствованию, размышления о мироздании, темы добра и зла, любви увлекали художника и отражались в новых работах - иконах, написанных зачастую не по канонам, а по творческому наитию и воображению. Это скорее не культовые атрибуты, а произведения искусства, творчески осмысленные образы Иисуса Христа и его учеников, девы Марии. Иконы «Спаситель с апостолами», «Рождество Христово», «Собор казанских святых» отличаются тонким письмом, тщательной детализацией, гармоничным колоритом.

В алтаре казанского собора святого Петра и апостола Павла находится икона «Деисус», изображающая Иисуса Христа, матерь Божью, Иоанна Крестителя. Она написана в соответствии с канонами православной церкви по уникальному эскизу художника. В Благовещенском соборе можно увидеть икону «Бог Саваоф» кисти художника.

В Троицком соборе Казанского кремля привлекают внимание в своеобразной портретной галерее лики казанских святых, написанных местными художниками. Портреты Гурия и Германа выполнены Виталием Ольгердовичем.

В Никольском соборе на улице Баумана верующие и туристы любуются образом Марии - матери Иисуса Христа на иконе «Нечаянная радость». В этом же соборе размещена икона «Святая Троица», написанная Ковалевским в охристо-золотых тонах, удивительно лаконичная и светлая, радующая глаз.

Иконы Виталия Ольгердовича (как, впрочем, и все произведения художника) очень цельные, не оторвать взгляда от фигур святых с певучими линиями одежд, движений рук, спокойными и умиротворёнными ликами. Благодаря тонким сочетаниям красок и узоров царящая в этих иконах атмосфера ликующей праздничности не нарушает покоя. Созерцание этих произведений доставляет огромное наслаждение.

Ювелирные произведения Ковалевского также изящны, узорны, имеют гармоничные пропорции. В дизайнерские лаконичные формы вносятся татарские национальные мотивы - но не буквально, этнографично, а переосмы­сляются с точки зрения современного человека. Эти украшения сочетают уникальную татарскую бугорчатую филигрань с зернью и цветными камнями и одновременно полированные плоскости металла. Каждое такое украшение неповторимо, будь то колье «Море Варяжское», перстень «Подснежник» или гарнитур «Алтынчеч».

Живописец Ковалевский очень любит работать на пленэре, он создал много пейзажных картин маслом и акварелью. Каждая картина погружает зрителя в покой и умиротворение, человек и природа для Ковалевского - единое целое.

- Что бы я ни делал, важен не результат, а путь познания жизни,- говорит Виталий Ольгердович.- Рисую ли я или разливаю по чашкам чай - все должно быть прекрасным и интересным в самом действии. Тогда я живу - совершаюсь таким, каким задуман Творцом!



Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев