Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Магия яблоневого цвета

Журнал "Казань", № 2, 2016 Прошлый год стал для особой казанской школы юбилейным: двадцать пять лет. Четверть века - уже история. История первого в городе учреждения дополнительного образования с ярким, запоминающимся названием «Малая академия искусств», а теперь это - единственная в республике Детская школа искусств имени Балакирева. Кого готовит Детская...

Журнал "Казань", № 2, 2016
Прошлый год стал для особой казанской школы юбилейным: двадцать пять лет. Четверть века - уже история. История первого в городе учреждения дополнительного образования с ярким, запоминающимся названием «Малая академия искусств», а теперь это - единственная в республике Детская школа искусств имени Балакирева.
Кого готовит Детская школа искусств имени Милия Балакирева
«Ваши желания совпали с нашими возможностями»
Четверть века лет назад Рубин Кабирович Абдуллин, тогда только что избранный ректором Казанской консерватории, задумался о создании необычной школы, на базе которой студенты постигали бы азы музыкальной педагогики, применяя полученные знания в работе с детьми.
- Эта идея возникла с открытием новой кафедры музыкальной педагогики и психологии. Я её активно поддержал. Рассчитывали, что на инновационной образовательной площадке занятия с учениками будут вести студенты-практиканты под руководством преподавателей консерватории. Позднее для многих учеников детское увлечение музыкой переросло в дело всей жизни.
Ректора поддержал Борис Дмитриевич Леушин, возглавлявший в то время Вахитовский район Казани:
- История создания школы связана с чередой счастливых совпадений. Это был тот случай, когда, как говорится, «ваши желания совпали с нашими возможностями». Недалеко от консерватории в здании бывшей общеобразовательной школы располагался Дом пионеров Вахитовского района. Большое четырёхэтажное здание недавно было капитально отремонтировано. Решили предоставить один этаж новой музыкальной школе.
Известно, что самые хорошие идеи погибают в незрелых умах и неумелых руках. Большой удачей стало то, что руководить школой предложили молодому преподавателю кафедры консерватории Ларисе Юрьевне Гурьяновой. Она с отличием окончила фортепианный факультет. Я хорошо знал её и раньше: несколько лет Лариса руководила комсомольской организацией, была заместителем секретаря парткома консерватории. А до этого - был Молодёжный центр, повседневные заботы старшего методиста отдела культмассовой работы. Этот отдел гремел! Необыкновенно популярными были клуб друзей кино, клуб самодеятельной песни, туда приезжали ведущие режиссёры, актёры, музыканты-исполнители. Самые звёздные имена: Высоцкий, Тарковский, Чухрай, Шепитько, Митяев... Поэтому, когда мне назвали фамилию будущего директора, я не сомневался: такое счастливое сочетание в этом человеке музыкальных способностей с талантом организатора и вкусом к общественной работе - просто находка для нового дела!
Первого сентября начался первый учебный год Экспериментальной музыкальной школы. Уже в октябре прошёл первый публичный концерт для учащихся и родителей.
Прощальный подарок советской власти
- Через год осложнилась обстановка в стране: советская власть трещала по швам, политическая ситуация была очень нервной,- продолжает Борис Дмитриевич.- Стали ликвидировать Дома пионеров, положили глаз и на наше огромное четырёхэтажное здание. Желающих занять недавно отремонтированные помещения в центре города было много. Я решил тогда в рамках политического мейнстрима действовать гласно и демократично - провести конкурс с голосованием.
Полдня заслушивали проекты. Некоторые - откровенно слабые, но были и серьёзные. Например, проекты хореографического училища, которое тогда как раз создавалось, станции юных туристов, задумавшей расширяться; был и хозрасчётный проект производства сувенирной продукции и мягкой игрушки.
Так что конкуренты у Ларисы Юрьевны были, но после её выступления все сомнения отпали. Она предложила собрать на единой педагогической площадке все детские объединения художественно-эстетического профиля и создать первую в городе детскую школу искусств. Это было революционным шагом, система дополнительного образования подобных школ ещё не имела. ъ
При этом сохранялась структура внешкольного учреждения, не требовалось увольнять людей «по сокращению штатов».
Выслушав всех, «от туристов до пианистов», члены конкурсной комиссии проголосовали за предложение Гурьяновой: «проект этой пианистки на голову выше всех остальных!». Создание школы, впоследствии Малой академии искусств, было прощальным подарком советской власти детям: решение принял Вахитовский райсовет последнего созыва.
Однако спустя какое-то время с этим подарком пришлось расстаться. С сожалением: там многое уже успели наладить для детского творчества. И потом долго не везло с помещениями, были многочисленные переезды. Но не ушёл ни один педагог, да и немало учеников продолжало заниматься с любимыми учителями, приезжали из разных концов города. Огромное музыкальное хозяйство перевозили со всей бережностью: не пострадал ни один инструмент!
- С первых дней школы работаю там и кочую с ней «в одной повозке». Но главное для меня - творческая радость! - благодарен детям и коллегам профессор Казанской консерватории Марат Гакифович Ахметов.
Свою нынешнюю, окончательную прописку на улице Петербургской школа получила после того, как построили новое здание для Детского центра «Экият».
Почин «Золотого петушка»
В так называемые «лихие девяностые» школе, как и всем в стране, было трудно: зарплаты задерживали, денег ни на что не хватало, даже на бумагу писчую. Леушин тогда работал в банке. Отдавали школе списанные печатные машинки, бумагу: чистой пару пачек, а уж использованную - целыми коробками, писали на обороте, по тем временам - нормальное дело.
Борис Дмитриевич двадцать лет возглавлял попечительский совет школы искусств. Для первой поездки детей на международный конкурс пошёл с шапкой по кругу. Так в 1995 году ансамбль народных инструментов «Золотой петушок» впервые отправился в Италию. Леушина попросили тоже поехать, педагоги волновались: первый раз - за границу, с детьми, да ещё везти инструменты…
Стали дипломантами и так гордились!
Многие из тех ребят поступили потом в консерваторию, побеждали в международных конкурсах, теперь это для них привычное дело! А тогда глава попечительского совета ещё не раз собирал деньги для поездок учеников за рубеж. Многие помогали. И дети видели мир, получали опыт серьёзных конкурсных выступлений. У них появлялся вкус к победам, ведь одно дело - вариться в собственном соку в своём районе, и совсем другое - конкурсы и лауреатство в Париже или Стокгольме!
Милий Балакирев и Виктор Пасхалов
С недавних пор Малая академия искусств стала школой имени Милия Алексеевича Балакирева, выдающегося русского композитора с татарскими корнями, основателя первой в России бесплатной музыкальной школы.
Имя Балакирева дорого казанцам: два года будущий композитор был вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В XIX веке Казань называли «Поволжскими Афинами»: здесь пересекались пути многих творческих людей, гастролировали выдающиеся музыканты того времени и очень высок был интерес к музыкальному искусству. Именно здесь, в кипучем водовороте культурной жизни, Балакирев начал свой путь музыканта-исполнителя, здесь зародился его талант организатора, общественного деятеля и музыкального просветителя.
Композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки», Балакирев, объединив композиторов общей идеей, в сущности, вывел русскую музыку на профессиональный европейский уровень. Его идея всеобщего музыкального образования и просвещения была сколь проста, столь и глубока: как мы изучаем буквенную азбуку, так же должны знать азбуку музыкальную, как буквосложение даёт пищу уму, так и знание нот должно пробуждать душу, тягу к прекрасному.
Сподвижников на этом пути у Балакирева было немало, и один из них - Виктор Никандрович Пасхалов.
Он родился в Саратове, но значительная часть его жизни связана с нашим городом. В Казани Пасхалов учился на историко-филологическом факультете университета, затем увлёкся музыкой, учился и жил за границей, в других городах России. Познакомился и тесно сошёлся с Балакиревым, другими композиторами «Могучей кучки». Его захватили балакиревские идеи, и после возвращения в Казань Пасхалов сделал то же самое, что Балакирев в Санкт-Петербурге: основал первую бесплатную музыкальную школу. Размещались любители музыки в доме купца Пчелина - это угловое здание на улице Кремлёвской, где сейчас офис банка «Ак Барс».
Лариса Юрьевна с благодарностью вспоминает известного музыковеда Георгия Михайловича Кантора.
- О Пасхалове я узнала от него. Георгий Михайлович не раз приходил к нам в школу. Вскоре мы вместе побывали на Арском кладбище, нашли могилу создателя первой бесплатной музыкальной школы в Казани - тогда это было неприглядное место с полуразрушенным памятником. Решили: будем ухаживать за могилой.
Директор кладбища сказал, что мы буквально запрыгнули в уходящий поезд: через месяц-другой эта могила, как заброшенная много лет, подлежала ликвидации. Мы получили удостоверение владельца захоронения, привели памятник в порядок. Теперь приходим туда с учениками, рассказываем им о нашем земляке. Он был известным композитором, даже в доме-музее Ленина хранятся ноты его произведений - Мария Александровна, мама Владимира Ульянова, прекрасно музицировала.
Стали создавать музейную экспозицию о Балакиреве и Пасхалове, продолжив идею музея московской школы имени Балакирева. Благодаря этому многим казанцам теперь хорошо знакомо имя Виктора Никандровича Пасхалова, сподвижника главы «Могучей кучки».
«Балакиревский круг» школ-побратимов
Ученики школы гордятся, что они «балакиревцы». Всероссийское Балакиревское движение объединяет лучшие детские школы искусств России, только с именем Балакирева их около двадцати.
Признанный лидер - легендарная московская Балакиревка. С ней казанцы дружат более десяти лет. Сегодня, при нередком «делении на княжества» в сфере культуры, обмен опытом бесценен!
Для Ларисы Гурьяновой московская школа имени Балакирева стала источником вдохновения. Побывав в ней, она получила образец для подражания.
Трёхэтажное здание московской Балакиревки занимает целый квартал, построено по специальному проекту, получившему Государственную премию, оборудование - самое современное.
Но и нам сегодня, считает директор казанской Балакиревки, есть чем гордиться: такого поистине сказочного дворца для детей, как в столице Татарстана, нет ни в одном городе России.
В новом здании у школы искусств появилось гораздо больше возможностей. Например, здесь есть прекрасный хореографический зал. Он соответствует всем нормативным требованиям: раздевалки, туалеты, души отдельно для мальчиков и для девочек - раньше о таких условиях только мечтать могли. Просторные, наполненные светом помещения для занятий изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством, камерный зал для хорового и ансамблевого исполнительства, класс фольклорного искусства с этнокультурной экспозицией предметов быта народов Поволжья, собранных детьми в фольклорных экспедициях…
Всё это создаёт особую эстетическую среду для свободного творческого развития каждого ребёнка.
Тысячи юных творцов
Около полутора тысяч воспитанников школы стали лауреатами, дипломантами, призёрами международных, всероссийских и других конкурсов, достойно представляют Татарстан и его столицу на самом высоком уровне. Среди них - именные стипендиаты президента Республики Татарстан и мэра Казани, авторитетных благотворительных фондов. А сколько детей за эти годы приобщились здесь к искусству, узнали об истории отечественной и мировой культуры, попробовали свои силы в различных видах художественного творчества!
Одна из самых титулованных нынешних учеников школы искусств - Мария Молькова. Сейчас она уже первоклассница, а начинала у нас с двух лет. Её родители работают в школе: Сергей Евгеньевич - концертмейстер-аранжировщик нашей прославленной студии эстрадного вокала «Маэстрис», а Екатерина Николаевна ведёт класс скрипки и руководит школьным струнным ансамблем «Серебро».
- Мы не один год участвовали в «Созвездии» в номинации «сольное пение», не раз побеждали,- говорит Сергей Евгеньевич Мольков.- В прошлом году Маша заняла два первых места - по городу и по республике, стала самым юным стипендиатом президента Республики Татарстан. Она участвовала в культурной программе Олимпиады в Сочи, выступала на одной площадке с певицами Максим, Ириной Дубцовой и другими артистами.
В прошлом же году мы представляли казанскую Балакиревку на Международном фестивале-конкурсе славянской музыки - его организует московская школа имени Балакирева при участии посольств славянских стран. Приехали дети из пятнадцати стран. Маша завоевала Гран-при.
Подрастая, дети не забывают своего гнезда, благодарны ему.
- Многие музыканты нашего оркестра так или иначе связаны со школой искусств,- рассказывает художественный руководитель и главный дирижёр оркес-тра народных инструментов Республики Татарстан Анатолий Иванович Шутиков.- Кто-то приходил в неё на практику, ещё будучи студентом консерватории, кто-то работал там педагогом. Некоторые наши музыканты преподавали в Малой академии искусств, а сейчас в оркестр пришло уже поколение их учеников, многих можно назвать выдающимися музыкантами. Выпускники школы - лауреаты международных конкурсов Сергей Таран, Рамиль Хасфиуллин. Преподаватели консерватории всегда держат эту школу в поле зрения, чтобы не пропустить одарённых ребят - своих будущих студентов…
Вид на новые вершины
А как оценивают четвертьвековой путь школы «отцы-основатели»?
- Основатель и первый ректор Казанской консерватории Назиб Гаязович Жиганов любил напутствовать юных музыкантов: «Если вы достигли какой-то вершины, с неё обязательно откроется вид на другую, ещё более высокую вершину, которую вы тоже захотите покорить»,- поделился воспоминанием Рубин Кабирович Абдуллин.- Замечательно, что Детская школа искусств имени Балакирева берёт высоту за высотой.
- Мы не только не ошиблись - результат превзошёл наши ожидания,- считает Борис Дмитриевич Леушин.- Уровень преподавания с каждым годом повышается, не зря у истоков школы стояли лучшие педагоги консерватории, настоящие интеллигенты, специалисты высочайшей квалификации.
Среди них - профессора Вера Михайловна Спиридонова, Шаукат Сабирович Амиров, Сагит Мулланурович Хабибуллин. Среди первых были известная виолончелистка Люция Николаевна Исмагилова, руководитель первого филиала Малой академии искусств Маргарита Якубовна Шутикова. Особый дар находить и гранить таланты проявился у Венеры Искандеровна Федотовой, а самого знаменитого её воспитанника Наримана Сахабиева назвали «соловьём Татарстана».
«Люблю подбирать на слух...»
На отдельной полке в шкафу в кабинете директора школы искусств - сувениры, привезённые детьми и педагогами из разных стран и городов, где они побывали в творческих поездках, выступали на конкурсах и фестивалях: статуэтки, миниатюрные музыкальные инструменты…
А у стены - фортепиано.
- Лариса Юрьевна, играете для себя или занимаетесь с учениками?
- Я много лет была педагогом, а сейчас всё больше времени занимают организационные хлопоты, хозяйственные дела… Но не хочу превращаться в сухого, скучного администратора. Ведь за инструментом - с пяти лет, представляете, уже больше полувека! Тот, кто столько прожил с музыкой, вряд ли сможет с ней расстаться. Очень люблю подбирать на слух…
- В Казани ваша школа славится педагогами - музыкальный слух и профессиональное чутьё директора не подводят?
- Так сложилось, в нашей школе работают только единомышленники. Случайные люди сразу чувствуют себя не в своей тарелке, и ищут другое место, где «оказывают образовательные услуги».
Благодарна всем, с кем начинали, кто был с нами в разные годы и остаётся сейчас.
- О чём вы мечтаете? Что будет завтра?
- Мечтаю о многом. Например, не могу забыть впечатление, которое произвёл на меня детский ансамбль гусляров в московской школе имени Балакирева.
Выплывают девочки, как лебёдушки, в роскошных костюмах, в руках - гусли звончатые, начинают играть - и перед глазами былинный герой Садко, кадры из любимого фильма-сказки «Морозко»… Может, и мы организуем детский ансамбль гусляров.
А ещё мы очень хотим купить электронный орган, клавесин и арфу. Сейчас эти старинные инструменты обретают вторую жизнь, за рубежом и во многих российских школах открываются новые музыкальные направления, и они очень востребованы. Это уникальная возможность прикоснуться детскими руками к вечности, к великому наследию старинных мастеров, вот где ощущаешь «времён связующую нить»…
Мы намерены открыть новые отделения: аудиовизуальных искусств (кино, анимации, художественной фотографии), компьютерной музыки, звукорежиссуры. Надеюсь, настанет время и для организации летней творческой площадки Балакиревского движения на острове-граде Свияжске и в древнем городе Булгаре для учащихся детских школ искусств.
Весной заложим Балакиревский сквер, где будет расти «яблоня Балакирева» (ведь имя композитора Милий означает «яблоневый цвет»)…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев