-
12 января 2023 - 21:30Сегодня открылся салон-музей, посвящённый творчеству народного поэта республики Равиля Файзуллина. Рассказывает Айсылу МИРХАНОВА:
Архив новостей
Мелодия камня в Казанском кремле

Журнал "Казань", № 9, 2014
В июле в рамках Года «Казань - культурная столица тюркского мира» в музее‑заповеднике «Казанский Кремль» прошёл Международный симпозиум по скульптуре «Мелодия камня (Таш моңы)». Его организовали Министерство культуры Татарстана, Институт языка имени Галимджана Ибрагимова Академии наук республики, Союз художников России в Татарстане и музей‑заповедник.
Восемь скульпторов из Турции, Азербайджана, Украины и России вместе с выпускниками и студентами филиала Суриковского института постарались разнообразить новыми работами небогатую малыми архитектурными формами Казань, по‑своему осмыслить и оживить символический язык тюркской пластики.
В Казанском кремле мастера создали скульптуры из привезённого из Лениногорска известняка, который использовали ещё в Волжской Булгарии и Казанском ханстве.

Символично исполнение замысла известного казанского мастера Ильдара Ханова. Его работу «Крест человечества», задуманную ещё в конце семидесятых годов, выполнил выпускник Казанского филиала Суриковского института Фаниль Валиуллин. Эта небольшая композиция, похожая на хаотично несущий вверх вихрь, требует ощупывания пластических форм в гипнотическом ритме выпуклостей и углублений. Скульптура таит в себе огромную концентрированную энергию, повышенное ощущение жизни. Внимательно разглядывая, увидишь в ломаных и резких линиях очертания двух гармонично переплетённых фигур, единение мужского и женского начал, рождение божественного союза, породившего всё живое. И в то же время «Крест человечества» Ильдара Ханова - это метафора жизненного пути, изобилующего неожиданными поворотами и препятствиями, метафора поиска сокровенной мудрости.

Женская красота - одна из главных тем в творчестве москвича Тагира Субханкулова. Он опирается на традиции европейского ваяния, эксперименты скульпторов‑модернистов первой трети - середины двадцатого века. Скульптура «Тайна озера Кабан» завораживает утончённой грацией. В плотном упругом теле женщины, в округлых формах угадываются и камни древних цивилизаций, и черты каменных балбалов. Видна и перекличка с работами Генри Мура. В скульптуре достигнута максимальная динамика, доступная лежащей фигуре, своеобразно сочетаются юмор и монументальность, мощь и вялость.
Живой непосредственностью и плавным ритмом движения привлекает небольшая скульптура «Мелодия» («Моң») казанца Рустама Габбасова. Это гротесковая фигура музыканта, играющего на курае, выразительная с разных точек зрения. Магия музыки воспроизведена в этом образе с захватывающей силой. Скруглённая фигура кураиста напоминает графику, наполненную объёмом с гладко обработанной поверхностью.

В абстрактной динамичной композиции «Любовь» («Ашик») Метина Кара из Турции, состоящей из двух форм, напоминающих пластику арабской буквы, проявляется одна из особенностей изображения человека в искусстве ислама. Автор напоминает зрителю о метафорическом переосмыслении незыблемых вещей в красивые и меткие иносказания. Здесь можно увидеть противостояние и единство, мощь и беззащитность, а в устремлённой ввысь вертикали - божественную торжественность. Мастер стремился сохранить в законченной работе следы необработанного материала, как бы показывая рождение живого образа из аморфной массы.

Композиция «Остров» крымчанина Айдера Алиева посвящена древней Киммерии, где пластический язык впитал восточные и западные культурные традиции. В ней торжество стихии природы, стихии скал и холмов, романтики моря, игры света и тени. Мы чувствуем подвижность мира и ощущаем неокончательность всего сущего, неопределённость и неуловимость, недоговорённость…
«Мелодия камня» позволила увидеть современные тенденции развития скульптуры и наметить перспективы. А в Казанском кремле появились интересные пластические произведения, которые навсегда останутся знаками необычного для нас года.
В подписях к фотографиям скульптур авторы сами говорят о том, что они хотели выразить своими работами.
Султанова Рауза Рифкатовна - кандидат искусствоведения, заведующая отделом изобразительного и декоративно‑прикладного искусства, куратор проекта.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа