Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Мистика как осознанная необходимость

Журнал "Казань", № 9, 2014 С 20 по 24 октября на сцене Камаловского театра выступит широко известный в России и в Европе пермский театр «У Моста» - единственный в мире мистический театр, трижды номинант и лауреат Национальной премии «Золотая маска», обладатель тридцати Гран‑при зарубежных фестивалей. По просьбе редакции на вопросы...

Журнал "Казань", № 9, 2014
С 20 по 24 октября на сцене Камаловского театра выступит широко известный в России и в Европе пермский театр «У Моста» - единственный в мире мистический театр, трижды номинант и лауреат Национальной премии «Золотая маска», обладатель тридцати Гран‑при зарубежных фестивалей.
По просьбе редакции на вопросы Татьяны Шахматовой отвечает художественный руководитель театра Сергей Федотов, заслуженный артист и заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», Национальной премии Чехии, премии Правительства России.
Сергей Павлович, за рубежом «У Моста» обычно называют авангардным театром, вы согласны с таким определением?
Как это ни странно звучит, но сего­дня русский психологический театр - это авангард. Современный российский театр находится в глубоком кризисе. Сейчас классику нещадно осовременивают, играют в «шинелях» или «униформе». Вместо декораций железные трубы или «условные» конструкции. Якобы ищут новые формы. В моде «постмодернизм» и прочие «измы». Повсеместно! Я категорически этого не приемлю. Мы двадцать лет играем классику исключительно в традициях русского психологического театра, а на Западе нас называют авангардным театром. Критики пишут, что такого театра в Европе нет, потому что это уникальное направление, соединяющее психологический гротеск, атмосферу, импровизацию и магию. Наши спектакли воздействуют на зрителя гипнотически. «У Моста» - актёрский театр. Я воспитываю артистов, обучаю их «практической магии» и постоянно слежу за их развитием. Когда мы репетируем, мы все вместе досконально погружаемся в мир автора. Наш театр это сложнейший механизм, в котором всем непосредственно руководит режиссёр, но все режиссёрские замыслы проводятся через артиста.
Что такое «мистический» в вашем режиссёрском понимании?
Когда я задумывал свой театр, я решил, что он будет мистический. Книги оказали главное влияние. Я с детства обожал Гоголя. Помню, в деревне у бабушки ночами при керосиновой лампе зачитывался его страшными повестями. Особенно мне нравился «Вий». Как‑то раз, далеко за полночь, я дочитал этот рассказ и, взяв свечу, один забрался на чердак, чтобы представить всё в «реальной» обстановке. Леденел от ужаса, заглатывал впечатления, стараясь запомнить всё. Эти свои ощущения я запомнил на всю жизнь. Я и свой репетиционный метод построил таким образом. Меня всегда интересовали паранормальные явления, много про это читал. Ещё в молодости я начал замечать, что вокруг меня существуют какие‑то неведомые силы. Я часто сталкивался с непонятными явлениями, которые логически невозможно было объяснить. Постепенно мистика стала присутствовать в моей жизни как осознанная необходимость. Поэтому, когда я стал задумываться, какой хочу создать театр, было всё уже предрешено… Мистическое направление в театре уникально, до меня никто ещё не додумался до такой сумасшедшей идеи. Мистическая тема бездонна - большинство писателей, особенно русских, мистики. Мы разрабатываем эту тему уже двадцать пять лет, и выясняется, что в любом художественном произведении, если оно художественное, непременно есть мистика. Я ощущаю театр как загадку и тайну, как некое мистическое поле, погружаясь в которое, актёр и зритель существуют в каком‑то новом космическом пространстве. Чтобы оказаться в этом пространстве, нужно быть посвящённым.
Театр «У Моста» - уникальное сочетание репертуарного гастролирующего театра и режиссёрской лаборатории. На чей опыт вы ориентировались в создании такой системы (если ориентировались), и как она работает?
Главный толчок мне дал Анатолий Эфрос. Когда я учился в институте, каждые зимние каникулы ездил в Москву на его спектакли, я чувствовал, что это особый, магический театр. Во что бы то ни стало хотел научиться такому театру. Эфрос всегда пускал к себе на репетиции, мне посчастливилось присутствовать на репетициях пяти или шести его спектаклей. Это было невероятное счастье, присутствовать при этом магическом сеансе. Считаю, что это главная школа в моём профессиональном становлении. Вторым учителем хотел бы назвать Эймунтаса Някрошюса. Благодаря ему я понял, что театр должен быть авторским, а режиссёр на сцене может творить новую вселенную, по своим личным законам. Что спектакль может быть странным и непонятным, но воздействовать на тебя подсознательно. А технологию актерского мастерства я осваивал, изучая системы Михаила Чехова и Ежи Гротовского.
Я считаю, что все: и режиссёр, и актёрская труппа, и персонал, должны ходить на работу как на праздник, с удовольствием. Во‑вторых, немаловажный момент для актёров - ходить на работу каждый день! Кроме выходных, естественно. Каждый наш день начинается с тренингов. Ведут их как приглашённые мастера, так и сами актёры. В‑третьих, это принцип команды. Мой театр - это команда единомышленников.
В афише театра «У Моста» преобладают произведения русской классики. И вдруг появился Мартин МакДонах - представитель современной драматургии (новой драмы, как называют её исследователи) - совершенно другой тип драматургии, требующий нового театрального языка. Чем обусловлен был этот выбор и «роман» с ирландским драматургом?
МакДонах появился совершенно неожиданно. Если честно, я думаю, что в большинстве современная драматургия, к сожалению, очень плоскостная, однозначная. Я практически двадцать лет ставил только классику. Мартину МакДонаху удалось в своих пьесах достигнуть многозначности уровня классики. Гениальный, парадоксальный автор, чья известность сегодня не сравнима ни с одним другим. Он совершил настоящий переворот в театре и кинематографе. Стал первым после Шекспира драматургом, чьи три пьесы одновременно шли на сцене Лондонского Королевского театра. И я горд, что именно меня называют первооткрывателем МакДонаха на российской сцене. Говорят, что я сумел подобрать особый ключ к его невероятной стилистике. Секрет в том, что театр «У Моста» и к МакДонаху подошёл как к мистическому автору. Пьесы МакДонаха - очень жёсткие, брутальные, но и магические одновременно. А магия приводит к катарсису. На наших спектаклях ирландского цикла зритель всегда в конце переживает катарсис и чувствует невероятное ощущение света. Потому что на самом деле МакДо­нах пишет про свет, любовь и нежность, таящиеся в каждом человеке.
Наш театр в последнее время называют «макдонаховским». Театр «У Моста» - единственный в мире, где поставлены все семь его пьес. А ещё в этом году мы проводим первый в мире Международный фестиваль Мартина МакДонаха, куда съедутся самые знаменитые театры России и Европы. Открывает фестиваль БДТ имени Товстоногова спектаклем «Калека с Инишмана», а в заключение МХТ имени Чехова играет «Человек‑подушка». Также будет презентация первой в России книги о творчестве знаменитого ирландца - «Театр и фильмы Мартина МакДонаха», которую написал Патрик Лонерган, профессор Ирландского университета. «У Моста» на этот раз выступит в качестве издателя.
Перед открытием двадцать седьмого «макдонаховского» сезона я летал в Ирландию, и мне удалось лично познакомиться с Мартином. Встреча состоялась самым мистическим образом - я шёл по улочке города Голуэя, и вдруг навстречу мне из паба выходит МакДонах. Это была совершенно невероятная встреча. Он постоянно живёт в Лондоне, сейчас снимает в Голливуде свой четвёртый фильм, бывает в Ирландии крайне редко, всего раз в два‑три года. И вот он прилетел всего на один день, в этом пабе назначил встречу со своими актёрами. И вышел именно в тот момент, ко­гда я проходил мимо. Кто ещё будет сомневаться, что я связан с мистикой? Мартин оказался скромным, простым в общении человеком. Он сказал, что наслышан о пермских постановках и хотел бы увидеть как можно больше спектаклей театра «У Моста». Он очень хочет посмотреть «Калеку», «Сиротливый запад» и «Безрукого из Спокэна». «У Моста» - единственный театр, которому он дал эксклюзивное право на первую постановку «Безрукого из Спокэна». До этого спектакль шёл только на Бродвее. Даже в Ирландии «Безрукий» ещё не поставлен.
Ваши впечатления от казанского зрителя и ожидания от вторых гастролей.
У меня всегда была мечта попасть в этот красивейший город, но всё никак не удавалось. Мы участвовали в ста три­дцати фестивалях, объездили с гастролями более ста городов России и зарубежья, но посетить Казань как‑то не получалось. И вот в наш юбилейный сезон я решил воплотить свою мечту. А ещё хотелось устроить праздник для моего ведущего актёра - Сергея Мельникова. Он родился и учился в Казани, у него там много родственников. А татарские родственники - это сила, на каждый спектакль приходили человек по тридцать, а это благодарнейшие зрители. Залы и так были битком, сидели на ступеньках, многие смотрели стоя. Атмосфера на этих гастролях была очень тёплой, душевной. Каждый день огромное количество людей пыталось попасть на спектакль, иногда даже все не могли уместиться. Когда 27 мая мы открыли гастроли в Казани «Панночкой», в Перми на «домашней сцене» в это время тоже играли «Панночку». Энергия двух спектаклей объединилась, и впечатление было незабываемое. В нашем театре несколько составов: «Панночка» вполне может раздвоиться, а несколько лет назад она даже расстроилась, мы играли её одновременно в Египте, Праге и Перми. В Казани «Панночка» дала хороший старт для наших гастролей, после этого спектакля в Интернете зашумели, загудели, и получилось так, что кроме двух запланированных телеканалов приехали съёмочные группы ещё с трёх, журналисты практически всех казанских СМИ побывали у нас. В Казани мы отыграли пять спектаклей за четыре дня, местные театралы говорили, что вся театральная общественность была у нас на гастролях.
В октябре мы снова приедем в Казань уже при поддержке Министерства культуры России и творческого объединения «КультПроект» в рамках программы гастролей театров России «Траектория». По многочисленным просьбам казанцев вновь привезём «Панночку», «Калеку с Инишмана», «Женитьбу», а также покажем два новых спектакля - «Безрукого из Спокэна» Мартина МакДонаха и «Мандат» Николая Эрдмана.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев