«Моң» на кожаном панно
Выполняя «казанский шов», человек должен находиться в состоянии душевного равновесия, иначе ничего не получится. Это очень кропотливая работа: в течении пяти минут даже опытный мастер прошивает всего лишь около двух сантиметров.
Выполняя «казанский шов», человек должен находиться в состоянии душевного равновесия, иначе ничего не получится. Это очень кропотливая работа: в течении пяти минут даже опытный мастер прошивает всего лишь около двух сантиметров.
С 2002 года в Казанском художественном училище работает учебно-производственная мастерская по художественной обработке кожи. Это совсем небольшая, но очень светлая, с особой тёплой атмосферой аудитория. Но именно здесь рождаются уникальные изделия ручной работы. В эпоху высоких технологий остаётся удивляться тому, что создаются они не на большом производственном оборудовании, а на деревянном станке, сделанном по «дедовским» чертежам.
Валерия Горохова. Дипломная работа. Комплект аксессуаров в стиле «Барокко»: пояс, сумка.
Вышивка золотыми нитями по коже, вышивка бисером. 2017
Студенты специализации «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» проходят академическую школу рисования, изучают традиции художественной культуры разных народов, наследие татарской культуры, осваивают все способы художественной обработки кожи: тиснение, многослойную аппликацию, вышивку по коже и кожаную мозаику. Особое внимание уделяется оригинальной технике шитья под названием «казанский шов», или, по-другому, «ичижный шов». С его помощью элементы цветной кожи своеобразным способом стачки соединяются в сложный узор.
Гульназ Ильясова. Дипломная работа. Комплект стульев «Преображение». Кожаная мозаика. 2010
Всем тонкостям самобытной художественной традиции предыдущие годы студентов обучала Альфия Анваровна Замилова. Наблюдая за тем, как она преподаёт, я всегда завидовала студентам. Не раз замечала, что прежде, чем высказать своё мнение ученику, она напевала мелодию. Прерывалась в тот момент, когда должны были прозвучать слова критики либо совет: где ошибка, почему она возникла, как её исправить и как работать дальше.
Екатерина Куратова. Дипломная работа. Комплект аксессуаров «Небесная птица»: сумка, валенки.
Кожаная мозаика. 2019
Альфия Анваровна из тех мастеров, что понимают: для развития декоративно-прикладного искусства необходимы движение вперёд, поиск новых идей. И в то же время, в погоне за новшеством очень важно не потерять связь с прошлым, с традициями художественного промысла. Под её руководством студенты создавали предметы интерьера, изделия утилитарного характера — сундуки для приданого, декоративные панно, которыми можно украшать интерьеры, разнообразные аксессуары одежды, шамаили, подарочные сувениры.
В течении года в музее Каюма Насыри проходила выставка «Мелодии родного края». Такое название она получила неслучайно. На ней были представлены работы, создавая которые студенты вдохновлялись звуками и ритмами татарской музыки, в которой есть важное понятие — «моң». Его можно перевести как «душевность». Альфии Анваровне всегда удавалось научить чувствовать красоту и душу национального узора.
Венера Гафурова. Ширма в этническом стиле
Дело своего мастера сегодня продолжают её ученики. Алсу Мусавирова создаёт авторские сувениры и аксессуары в технике кожаной мозаики, Наиля Набиуллина работает в мастерской по изготовлению кожаных изделий, Алина Гайнуллина преподавала в детской художественной школе, а затем в Колледже народных промыслов. Прекрасные изделия создаёт Зухра Салахова; Айгуль Садриева и Катя Куратова успешно трудятся в семейной мастерской. В учебно-производственной мастерской училища продолжают обучать студентов Татьяна Исаева и Айгуль Садриева, передавая любовь к живой художественной традиции.
Камалова Диляра Хамзовна — заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев