Моя стезя — служить балету
Заслуженный артист России и Республики Татарстан Владимир ЯКОВЛЕВ уже более 30 лет руководит балетной труппой Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Заслуженный артист России и Республики Татарстан Владимир ЯКОВЛЕВ уже более 30 лет руководит балетной труппой Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Он окончил Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Яковлевны Вагановой, а в 1969 году был принят в труппу Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. На казанской сцене блистал в партиях Шута в «Лебедином озере», Исаака Ланкедема в «Корсаре», Бенволио в «Ромео и Джульетте», Пана в «Вальпургиевой ночи», Петра Леонтьевича в «Анюте», Журдена в балете «Мещанин во дворянстве», Бога в «Сотворении мира», Шурале в одноимённом балете Фарида Яруллина и других.
В его постановке и редакции идут спектакли: «Спящая красавица», «Щелкунчик» на музыку Петра Чайковского, «Шурале» Фарида Яруллина, «Коппелия» Лео Делиба, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и другие.
В 1993 году Владимир Яковлев стал одним из инициаторов открытия Казанского хореографического училища, где восемь лет параллельно с работой в театре занимал пост художественного руководителя и педагога.
— Как вы связали жизнь с Татарским театром оперы и балета?
— Я даже не предполагал, что когда-нибудь попаду в Казань, но так сложилась судьба: в училище, после экзамена, меня встретила Нинель Даутовна Юлтыева и предложила приехать в Казань. Убедила тем, что там тоже есть свой Кремль. Понимаете, наше поколение не было меркантильным. Сказали Казань — значит, еду в Казань. Я даже не спрашивал, какие будут зарплата и положение. В то время у меня была возможность устроиться в Санкт‑Петербурге, но чтобы получить работу, там нужна была местная прописка, такие же условия были и в Москве. Сейчас, конечно, всё иначе.
— Каким было ваше первое впечатление о работе в театре?
— Первое впечатление было не слишком хорошим. Многие артисты не имели профессионального балетного образования, но вместе с тем в труппе были такие талантливые танцовщики, как Салих Хайруллин, Ревдар Садыков, Галина Калашникова. Они произвели на меня фантастическое впечатление. Надо сказать, что впервые Галину Сергеевну Калашникову я увидел по телевизору ещё когда учился в училище. Показывали балет «Шурале», где она исполняла партию Сююмбике.
— А в каком спектакле состоялось ваше первое выступление?
— Мы поехали на гастроли в Ижевск, где я впервые выступил в балете «Лебединое озеро». Вышел в труппе миманса с трубой на балу. Но достаточно быстро стал выступать в сольных партиях. Тогда труппа была поменьше, танцевали и в опереттах, и в кордебалете, и сольные партии.
— Вы прошли долгий путь от артиста кордебалета до солиста театра. Предложение стать художественным руководителем балета было неожиданным?
— Да, это было неожиданно. В 1988 году состоялись наши первые гастроли в Португалию. Я там танцевал два номера: «Бабу Ягу» в хореографии Леонида Якобсона и татарский номер «Эпипэ». С нами ездил директор Рауфаль Сабирович Мухаметзянов. В последний гастрольный вечер он предложил мне попробовать занять пост исполняющего обязанности художественного руководителя балета. Я согласился, но до конца не понимал, с чем столкнусь в будущем. В отпуске, когда приехал к родителям в Сочи, всё осознал. Уже в Казани я решил, что директор забыл о своём предложении, поэтому спокойно занимался рабочими делами. Но спустя время он позвал меня в кабинет и сказал: «Приступай к работе. Год будешь исполняющим обязанности художественного руководителя». И уехал в отпуск. Рауфаль Сабирович поступил грамотно: он меня «бросил» в это дело и решил посмотреть, как я справлюсь. И то, что удалось осуществить, стало возможным благодаря нашему тандему, а также творческому содружеству с педагогами-репетиторами и, конечно, замечательной труппе балета.
— Тяжело было вливаться в новую работу?
— Это был сложный период. Я даже не знал, с чего начинать. Будучи артистом, многие технические вещи не понимал. Например, как работают сценическая техника, световая аппаратура и прочее. Трудность ещё заключалась в том, что всю жизнь в обществе артистов я был «своим парнем», а тут вдруг стал художественным руководителем. По существу, человеком, который стоит по другую сторону баррикады. Артист — это артист. Руководитель — это руководитель. Это совсем другое мышление и менталитет. Я понял, что нужно иначе смотреть на некоторые вещи, которые артистам казались обыкновенными.
— В каком состоянии была труппа, когда вы приступили к новой должности?
— В то время существовало понятие «глухой кордебалет». Это меня всегда очень коробило. Первые годы мы плотно работали с директором, потому что надо было поднять статус кордебалета. А каким образом это сделать? Мы разработали определённую систему — сделали надбавки артистам. Предположим, 50 рублей. По тем временам — были хорошие деньги. Надбавка выплачивалась для того, чтобы танцовщики вовремя приходили на урок, не опаздывали на репетиции. Делали всё, что положено артисту в театре. И переломить эту систему было достаточно трудно, но потом всё-таки люди начали привыкать. Это первое.
Второе, что мне сразу было понятно, когда я стал руководителем: системы распределения выпускников хореографических училищ не существовало. Я пробовал ездить по разным училищам — искать артистов. Первым, кого я привёз из Перми в Казань, был Вадим Яруллин, который в будущем стал солистом. Осложнялось всё тем, что в это время в Казани расцветали бандитские группировки. Это было очень хорошо освещено в местной прессе, а слух разносился дальше по городам. В том же Пермском училище от меня ученики убегали, как от чумного, когда узнавали, что я из Казани…
— Владимир Алексеевич, благодаря вам многое изменилось, и теперь не только зрители отмечают мастерство нашего кордебалета…
— Безусловно, постепенно кордебалет поднялся на более высокий уровень. На гастролях зрители всегда это отмечали. Я могу пригласить солистов, но пригласить кордебалет невозможно. С ними нужно работать, всё отрабатывать: поворот головы, положение ног, плеч, высоту рук, ракурсы. Это всё достигается ежедневной, методичной работой. В Большом или Мариинском театрах, если спектакль пройдёт плохо, — им простят. У них бренд. Нам такого никто не простит. Я говорю артистам: «Наша задача — достичь высокой планки и держать её».
— А как вы стали решать кадровый вопрос в театре?
— Я понял, что надо создавать Казанское хореографическое училище. У нас было отделение на базе Музыкального училища, где артисты выпускались раз в восемь лет, но этого было недостаточно. Передать то здание, где сейчас находится училище, мне помогла Резеда Газизовна Сабитовская. Необходимо было сделать реконструкцию здания. На это требовалось время. Я начертил план училища, затем сходил в жилищно-строительную контору, чтобы они всё утвердили. План практически приняли, кроме одного: столовая должна была находиться на верхнем этаже, чтобы её не затопило. Не дожидаясь, когда будет закончено строительство, стал набирать детей на обучение. Мы арендовали ДК Строителей, где занималось 80 учеников.
Проблема заключалась в том, что здание хотели забрать, а для училища построить новое. Вместе с Рауфалем Сабировичем нам удалось отстоять историческое здание. Оставалось наладить учебный процесс, набрать педагогический состав из наших актёров и прочее.
— Получается, что вы совмещали две должности?
— Да, восемь лет параллельно занимал два поста: художественного руководителя балета и художественного руководителя училища. Сначала это было необходимо, но после завершения восьмилетнего цикла обучения я передал бразды правления Нинель Даутовне Юлтыевой. А сам сосредоточился на работе в театре.
Владимир Яковлев
— Как вы относитесь к тому, что театр критикуют из-за того, что в репертуаре мало современных постановок?
— Мы единственный на всю республику академический театр, и сохранение классического наследия — его основополагающая художественная политика. Поэтому внимательно следим за состоянием классического репертуара. Спектакли возобновляют исходя из современных тенденций сегодняшнего дня, возросших возможностей балетной труппы и технического оснащения. Обновляются костюмы, декорации, вносятся хореографические изменения, которые соответствуют духу времени. Но вместе с тем у нас шли и идут постановки современных хореографов: «Сказание о Йусуфе», «Золотая Орда», «Спартак» Георгия Ковтуна, «Ромео и Джульетта» Бориса Мягкова, «Дама с камелями» Александра Полубенцева, «Dona Nobis Pacem» («Даруй нам мир») и «И воссияет вечный свет» Владимира Васильева. Периодически приглашаем труппу Бориса Эйфмана. В рамках Нуриевского фестиваля на гала-концертах можно увидеть номера современной хореографии. Например, постановки нашего солиста, одарённого хореографа Алессандро Каггеджи. Естественно, один театр не может вместить в себя всё многообразие жанров, поэтому появился проект «Stage Platforma» Олега Ивенко. В программе фестиваля представлены номера в хореографии Владимира Варнавы, Александра Могилёва, Олега Габышева, Марселя Нуриева.
— Одна из визитных карточек театра — Нуриевский фестиваль. С чего он начинался?
— Начинался очень скромно, как фестиваль классического балета, куда приглашались артисты не первой величины. Постепенно он набирал обороты, став международным. А спустя время, с согласия маэстро Рудольфа Нуриева, носит его имя. Нуриевский фестиваль — одна из важных частей моей работы, потому что я являюсь не только соорганизатором проекта, но режиссёром гала-концертов.
— Что увидят зрители на предстоящем гала-концерте XXXVI‑го Нуриевского фестиваля?
— Все карты раскрывать не буду. Надо отметить, что в этом году мы отмечаем юбилеи выдающихся композиторов: Сергея Рахманинова и Арама Хачатуряна. Мы не могли пройти мимо этих событий. Алессандро Каггеджи готовит новый номер на музыку Рахманинова. Творчество Хачатуряна будет представлено Вальсом из балета «Маскарад» и фрагментами из спектакля «Гаянэ». В качестве дирижёра приедет земляк композитора — Карен Дургарян.
— Новый сезон откроется премьерным балетом «Путь странника». Что уже можно сказать о спектакле?
— Над балетом работает балетмейстер-постановщик Александр Полубенцев из Санкт-Петербурга. Нашей публике он знаком по спектаклю «Дама с камелями». Он очень серьёзно относится к премьерной постановке. Александр Полубенцев работает в тандеме с композитором Резедой Ахияровой и художником Вячеславом Окуневым. Вячеслав прислал нам эскизы, и это — стопроцентное попадание в эпоху первой половины XIX века, где проходит действие балета. Зрителей ждёт интересное решение сцены, костюмов, декораций. Я думаю, что премьера точно станет событием.
— Владимир Алексеевич, вы служите в театре более 50 лет. Как вам удаётся не выгорать от работы?
— С тех пор, как я поступил в Вагановское хореографическое училище, а это случилось в 1961 году, и до сих пор вся моя жизнь неразрывно связана с театром. Моя стезя — служить балету. Это громадная ответственность перед актёрами, театром, публикой и искусством балета.
Фотографии Полины Яковлевой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев