Околдованный сказкой
Журнал «Казань», № 2, 2017 Александр появился на свет в частном доме в Кировском районе Казани в обыкновенной советской семье: мама работала на заводе, папа был профессиональным водителем.
И мальчик жил обыкновенной жизнью, пока не произошло то, что навсегда изменило её!
С детства мечтательный Саша любил игрушки и сказки. Однажды он попал в Казанский театр кукол на спектакль «По щучьему велению» - и впечатлительный мальчик был буквально околдован. Маленькие создания в руках артистов оживали, точно перемещались по ширме, выразительно жестикулировали, и Саша порой забывал, что это куклы! Представлялось, что он сам - часть волшебного действа.
Покорённый волшебством мальчик стал поклонником этой страны сказок. Незаметно пронеслись детство и все школьные годы, в которых Александр, уже заражённый творчеством, находил самые разные площадки для театральных выступлений - двор, пионерский лагерь… Выбор будущего пути был предрешён. И после школы совсем ещё юный парень поступил в Казанское театральное училище.
Ему преподавали такие звёзды казанской театральной сцены, как Анна Фёдоровна Гацулина, Юнона Ильинична Карева, Нина Вячеславовна Алексеева, педагог по сценическому движению Роза Гавриловна Филлипенко, а мастером курса была корифей театра кукол - Людмила Александровна Дьяченко, выпустившая из своего гнезда много поколений артистов‑кукловодов. Именно здесь Саша раскрыл свои творческую даровитость, трудолюбие, необыкновенную целеустремлённость и смелость, которую во время учёбы, да ещё будучи старостой курса, приходится проявлять часто. К окончанию учёбы не было сомнений: театр кукол - его призвание.
Александр приходит в Татарский государственный театр кукол «Экият». Он органично вписывается в труппу и сразу заявляет о себе как перспективном и талантливом артисте. Профессионализм и старание привлекли внимание главного режиссёра театра Ильдуса Насиховича Зиннурова и режиссёра‑постановщика Людмилы Александровны Дьяченко - Карпеев становится исполнителем главных ролей в спектаклях.
Необыкновенное внешнее обаяние, красивый тембр голоса, хорошие вокальные данные, выразительные пластика и сценическая речь вкупе с добрыми гусарскими усами помогают найти путь к сердцам детей и быть естественным на сцене. Александр прекрасно чувствует куклу и обладает несравненной способностью к трансформации. Ему с одинаковым успехом удаются не только комедийные, но и драматические роли. Каждый из созданных им образов неповторим. Нихати из спектакля «Глаза змеи» - это любящий отец и муж, готовый на самопожертвование ради семьи. Снеговик из спектакля «Солнышко и снежные человечки» наделён удивительной добротой и мягкостью характера. Александр очень легко и обаятельно покоряет детскую аудиторию, через простые эмоции и поступки доносит до ребят глубокие чувства и высокие мысли. Люциус из спектакля «Чёртова мельница» - неповторимый искромётный, пластически выверенный персонаж, на котором держится вся интрига действия. О Емеле из сказки «По щучьему велению» невозможно говорить без восхищения - более тридцати пяти лет Александр Порфирьевич играет эту роль с неизменным юным задором и ловкостью.
Карпеев создал свыше ста образов, в основном главных героев спектаклей. Великолепны Волк из «Золотого цыплёнка», Ёж из «Гусёнка», Носорог из спектакля «Носорог и Жираф», Кот и Жених в «Морозко», Снеговик в сказке «Котёнок на снегу», Джик из героической легенды «Алтынчеч», Принц в «Золушке», Падишах из «Невесты падишаха», Щелкунчик, Инспектор в «Зелёной волне», Алып в «Сказании о Казани»…
Герои Александра Порфирьевича стремятся через сказку донести до детей непреходящую ценность справедливости, доброты и счастья. Сам он всегда с большим удовольствием участвует в концертных номерах эстрадной программы «Паппет‑шоу», придуманной Людмилой Дьяченко. Тут и филигранное исполнение роли утончённой поп‑дивы Уитни Хьюстон, и безудержная энергия в номере «Русская красавица». Вершина программы - номер «Поролоновая фантазия», точно и лаконично актёр работает с обыкновенной губкой, превращая её в невероятные фигуры. Вот уже долгие годы этому номеру рукоплещут зрители многих городов и стран.
{gallery}kar{/gallery}
Директора театра Розу Саитнуровну Яппарову, опыт которой не даёт усомниться в том, что театр - это коллективный труд, Карпеев радует постоянным погружением в дела общего кукольного дома.
Артисты - люди особенные, подверженные «приступам» постоянного самоутверждения. Иногда это отодвигает их от зрителя. Александр Порфирьевич ни разу не подвёл свою детскую публику. Особенно в самой любимой своей роли - Деда Мороза, в которой между самолюбованием, кривлянием и созданием образа для настоящей новогодней сказки существует тонкая, почти неуловимая грань, перейдя которую, главный персонаж представления может испортить волшебство. У героя Карпеева вот уже сорок лет Дед Мороз - настоящий, он приносит детям радость, радует практически каждого персональным приветствием и даже не забывает брать самых маленьких зрителей на руки. А они, несмотря на достаточно пугающую седую бороду, видят добрые глаза долгожданного волшебника.
Карпеев - прирождённый лидер. С детства, когда собирал вокруг себя соседскую детвору и устраивал представления, он быстро становится душой компании, в театре у него - непререкаемый авторитет. Вот почему Александр Порфирьевич, замечательный организатор и талантливый артист, уже долгие годы успешно трудится в качестве помощника режиссёра. Сооружает невидимый на первый взгляд мостик между руководством и актёрами.
Александр Порфирьевич - любящий муж, отец трёх воспитанных на доброте театральных спектаклей детей, заботливый дед. В прошлом году большая семья Карпеевых с огромным совокупным трудовым стажем работы в театре кукол стала одним из призёров в конкурсе на звание «Лучшая трудовая династия Татарстана».
В свои шестьдесят лет народный артист Республики Татарстан Александр Карпеев остаётся по‑детски непосредственным, искренним, способным удивляться и удивлять. И понятно, почему: только такой человек может приносить детям радость.
Карпеев Константин Александрович - заведующий музеем театра.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев