Ольга Вайсбеккер и её прима-балалайка
Журнал "Казань", № 12, 2016 Оркестр народных инструментов под руководством Анатолия Шутикова сегодня очень популярен. И прежде всего потому, что все в коллективе очень любят своё дело. В оркестре много молодых музыкантов, но есть и те, кто в нём с момента создания. Среди «ветеранов» - прима‑балалаечница Ольга Вайсбеккер.
Она чем‑то напоминает по характеру свой любимый инструмент: живая, эмоциональная, заражает смехом и неподдельно восторженным отношением к музыке.
- Ольга, вы родились в городе Салават Республики Башкортостан. Как вы оказались в Казани, и что побудило вас связать свою жизнь с музыкой?
- В семье у нас нет музыкантов, мама и папа - инженеры, технические работники с высшим образованием. Мама родом из Йошкар‑Олы, а папа у меня из Сибири. Оба из семей поволжских немцев. Символично, что мама окончила Казанский технологический университет. Судьба свела моих родителей в Салавате, куда они оба попали по распределению. Это молодой город, там тогда строился нефтехимический комбинат. Там родились мой брат и я.
Музыку я всегда воспринимала эмоционально: мне хотелось танцевать, радоваться, смеяться, под грустную музыку - плакать. Со временем все подружки пошли в музыкальную школу, а я три года серьёзно занималась танцами. Просилась и в музыкальную школу, но родители подумали, что если у них нет слуха, значит, и у меня его тоже нет. «Раз родители так сказали, значит, так оно и есть»,- подумала я тогда. Но внутреннее желание не исчезло. Мне всегда нравилось слушать музыку. Не отрывалась от передач о классической музыке, обожала народную музыку, особенно Марию Мордасову, которая была тогда очень популярна. Когда она пела, мне хотелось визжать от восторга! И хотя во мне не течёт башкирская кровь, я с детства обожаю курай, потому что в шесть часов утра, как только включалось радио, после Гимна Советского Союза звучала «Музыка курая». Я с трепетом воспринимаю башкирскую народную музыку, особенно протяжные песни. Это огромное неисчерпаемое богатство.
А музыкой занялась через протест. Всё‑таки было желание не только слушать, но и исполнять её. Занималась и танцами, и конькобежным спортом, и плаванием - но внутри что‑то копилось, копилось… И вот однажды, когда я отдыхала в пионерском лагере, мама сообщила, что в местной газете появилось объявление о дополнительном наборе в музыкальную школу.
Читаю газету. «Так, фортепиано - не хочу, баян - не хочу, аккордеон - тоже, а вот на скрипке я бы позанималась…». Но на скрипку берут до девяти лет, а мне уже десять. Снова читаю: «Гитара, баян, аккордеон, балалайка… Балалайка!»
Балалайку вживую я никогда не видела и не слышала, только по радио‑телевидению. Вот и увижу!
В августе после лагеря сдала вступительные экзамены, и меня зачислили. 1 сентября после торжественной линейки в музыкальную школу я не пошла, подумала, ещё успеется. Но в тот же день в дверь нашего дома позвонил незнакомый мужчина. Оказалось, это мой будущий учитель Шамиль Хакимьянович Амиров. Он хотел познакомиться с ученицей и назначил мне встречу через день.
Интересное совпадение: мой день рождения - 3 сентября, и в музыкальную школу я тоже пришла 3 сентября. Считаю, что это символично, это как бы моё второе рождение - теперь уже с балалайкой.
В музыкальной школе я впервые увидела настоящие балалайки, ими был увешан весь класс. Тут же висели и домры, но я тогда думала, что это круглые балалайки. Любовь к инструменту, конечно же, привил мне Шамиль Хакимьянович, кстати, он оказался двоюродным братом моего преподавателя в консерватории Шауката Сабировича Амирова.
Со временем я стала фанаткой этого инструмента, и выбор профессии, думаю, был сделан уже в шестом классе. Уже тогда я мечтала поскорее окончить школу и поступить в училище. В классе моей любви к музыке и балалайке никто не разделял, но я уже знала, что балалайка - это самый лучший инструмент, и не обращала внимания на усмешки. По окончании школы собиралась ехать в Петербург, поскольку в Салавате в училище не было специалиста по балалайке.
- Получается, что родители всё‑таки поддержали ваш выбор?
- Когда я училась в школе, они поддерживали меня, но решение пойти в музыкальное училище стало для них сюрпризом. В Ленинград тогда поехать не получилось, и я считаю, что это было даже к лучшему. В Салават приехал замечательный молодой педагог по балалайке - Ольга Николаевна Гущина. Она влила новую струю в моё развитие - стала развивать меня в эмоциональном, артистическом плане. Учила рисовать музыкальные образы, обучала грамотной фразировке.
Я благодарна судьбе, что свела меня с такими замечательными педагогами.
После училища выбора почти и не было. Конечно, хотелось в Москву в Гнесинку, но говорили, что девочек туда не берут. Там тогда работал Павел Иванович Нечепоренко. А Шамиль Хакимьянович, мой первый преподаватель, когда я ещё училась у него в школе, обещал, что после училища я поеду в Уральскую консерваторию к его брату Шаукату Амирову. Во время моей учёбы в училище Шаукат Сабирович несколько раз приезжал и давал мне мастер‑классы. Было уже решено, что я поеду поступать в Свердловск. Когда же пришло время сдавать экзамены в вуз, Амирова пригласили проректором в Казанскую консерваторию. Поэтому так получилось, что я поехала поступать в Казань.
Здесь я и осталась, потому что, во‑первых, и город полюбила, во‑вторых, Анатолий Иванович Шутиков пригласил меня в свой оркестр…
- Вы ведь стали солисткой оркестра уже во время учёбы в консерватории?
- Я ещё даже не училась! Только сдала вступительные экзамены, и в тот день, когда нам объявили о зачислении, Анатолий Иванович сказал: «Ольга, а ты останься. Есть разговор». И он предложил мне поиграть в ансамбле народной музыки «Родник», с которого и начиналась история оркестра. Это был предел моих мечтаний! Только‑только поступила! В консерваторию! Да ещё и работа, которая связана с концертной деятельностью. А ещё он сказал: «Но если в какие‑то дни Шаукат Сабирович не сможет играть, будешь солировать ты». Это уже была фантастика. Я думала, о чём ещё можно мечтать?!
И опять возникла дата 3 сентября. Первая моя репетиция с оркестром состоялась 3 сентября 1992 года. С оркестром расставаться не хотелось, с Казанью - тоже. Так и приросла здесь всеми корнями.
- На какой музыке вы воспитывались? Было ли что‑то, что нравилось больше остального?
- Я воспитывалась на больших примерах как фортепианной школы, так и скрипичной. Для меня кумир у скрипачей - это Давид Ойстрах с его богатством звуковых красок. Среди пианистов - Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс. Но ближе, конечно, Рихтер с его шквальным характером. Среди балалаечников - Павел Нечепоренко. Тонкой выразительностью всегда подкупал Михаил Рожков. Ну и, конечно, мой педагог Шаукат Сабирович. Он научил меня более рациональному подходу к исполнению.
- Что вам самой нравится исполнять?
- Когда я только приехала в Казань, упивалась татарской мелодикой. В Башкирии мне нравилось слушать, но репертуара там не было ни башкирского, ни татарского. Приехала в Казань - у Шауката Сабировича море переложений татарской музыки. Я испытывала удовольствие, играя пентатонику, первые два‑три года просто упивалась этой музыкой. Даже самой было удивительно, откуда во мне это? Сейчас я уже успокоилась, наигралась, и в равной степени люблю и классику, и русскую, и татарскую народную музыку. Всю музыку стараюсь исполнять с одинаковой отдачей.
- Столько всего уже сыграно вами за эти годы! Как вы пополняете свой репертуар?
- Большие репертуарные проблемы были в девяностые годы. В конце обучения в консерватории было такое ощущение, что я весь концертный репертуар переиграла. Думала: «Почему у пианистов есть концерты Рахманинова, Бетховена, у скрипачей - Мендельсон, а мы играем только переложения?!» Я долго переживала то, что у балалаечников нет глубокой музыки, философского содержания.
Через некоторое время, в начале 2000‑х, начали появляться и такие произведения. В творчестве Тростянского: «Ноктюрн», «Гротеск и размышление». Александр Марчаковский написал два концерта для балалайки. Наш мэтр‑домрист, который хорошо пополнил репертуар домристов - Александр Цыганков написал концерт‑симфонию для балалайки. Я имела честь первой в Казани исполнить это произведение. Совсем недавно тоже было первое исполнение в Казани произведения петербуржского композитора Евгения Петрова. Он написал пьесу под названием «Астор‑танго», посвящённую Астору Пьяццоле.
- Как публика реагирует на такие серьёзные произведения?
- Я всегда переживала - как примет публика, ведь тут нужна подготовка. У нас только восьмая часть публики профессиональные музыканты, а остальные просто любят музыку, народные инструменты, наш оркестр. Не будет ли им слишком сложно воспринимать такую музыку? Как ни странно, очень хорошо принимают. Когда я играла концерт‑симфонию Цыганкова, в зале была полная тишина, чувствовалось, что публика переживала вместе со мной, и это счастье для меня как для музыканта. Публика слушала очень внимательно и очень долго аплодировала, честно говоря, я даже не ожидала такого.
Конечно, в этом велика заслуга Анатолия Ивановича. Он и программу выстроит таким образом, чтобы слушатель был заинтересован и не слишком уставал во время концерта, и советом своим вдохновит.
- Кроме игры в оркестре, вы ещё и инициатор создания ансамбля балалаек «Лепта». Расскажите о том, как родилась эта идея.
- Давным‑давно я была наслышана про ансамбль виолончелистов Берлинского филармонического оркестра. И как‑то по каналу «Культура» услышала юбилейный концерт этих двенадцати виолончелистов. Они потрясли меня! Самым интересным показалось то, что двенадцать одинаковых инструментов смогли создать звучание камерного оркестра. Такое богатство звучания, я была в полном восторге! У балалайки, при всей моей любви к ней, не такой широкий диапазон звучания… Тогда я вспомнила основателя оркестра народных инструментов Василия Андреева. Именно он вывел балалайку на концертную сцену в 1886 году. Кстати, в нынешнем году юбилей этого события. Через некоторое время под руководством Андреева сложился кружок любителей игры на балалайке. И вскоре он пришёл к идее создания оркестровых разновидностей балалаек.
Я подумала, а почему бы нам не вернуться к этому уже в нашем оркестре? Так собралась группа творческих и активных музыкантов: Денис Сальцинов - балалайка‑контрабас, Радик Васильев - бас, Анна Яшина и Элла Нигмадьянова - балалайки‑альт, Марат Гарифуллин - балалайка‑секунда, Алексей Гришин и я - балалайки‑прима.
Одним из первых произведений, которое мы исполнили, было танго Пьяццолы «Зита». За три года мы собрали хороший репертуар, который теперь состоит из пятнадцати произведений. Самое главное условие при выборе произведения - оно должно быть по душе всем участникам. Обычно мы играем переложения популярных пьес для нашего ансамбля. Единственное произведение, которое досталось нам в «готовом» виде - «Русская» Виктора Шуякова. Это сочинение для ансамбля балалаек с оркестром стало визитной карточкой нашего ансамбля.
- Говорят, вы играете на необычной балалайке. Расскажите о своём инструменте.
- Мой самый первый инструмент - мастера Полякова, затем я приобрела современный инструмент работы Юрия Виноградова. Вторая балалайка - полная противоположность первой. Одна мягкая и нежная, а другая - яркая и наполненная.
Всегда мечталось играть на какой‑нибудь балалайке времени Василия Андреева, например, мастера Семёна Налимова, он зовётся у нас «балалаечным Страдивари». И однажды к нам на концерт приехал Игорь Сенин, солист оркестра имени Осипова. Он исполнял соло на балалайке, которая пела таким певучим и чистым тембром, что сразу запала мне в душу. После концерта я поинтересовалась, что это за инструмент. Он как‑то запросто ответил: «Это Зюзин».
Оказалось, у него дома целая коллекция старинных инструментов. А спустя примерно год у филармонии, благодаря гранту президента Минтимера Шаймиева, появилась возможность приобретать инструменты, и тогда мы вспомнили про эту замечательную балалайку работы Ивана Абрамовича Зюзина. Дата изготовления на инструменте не стоит, но сделана она явно до 1917 года, потому что потом мастер эмигрировал из России. После этого Зюзин приезжал только один раз - в 1920 году, на открытие надгробного памятника Василия Андреева. Исходя из этого, можно сделать вывод, что балалайке около ста лет.
Балалайка эта замечательная, хотя бывает иногда капризной и не хочет держать строй с соседями. Причём, когда она солирует, то играет чисто! (смеётся). Играя в оркестре, приходится иногда подчищать интонацию левой рукой, как это делают скрипачи.
- Можно сказать, что с годами звучание балалайки ухудшается?
- Деревянные струнные инструменты, как народные, так и струнно‑смычковые, от старости хуже не становятся, в отличие от духовых, например. Но если балалайка рассохлась через полгода после изготовления, то её уже ничто не спасёт. Полгода - это своеобразный испытательный срок для инструмента.
- Любят ли балалайку в музыкальной школе, где вы преподаёте?
- К сожалению, интерес к балалайке небольшой, в основном детей привлекает гитара. Они приходят в школу в пять‑шесть лет, гитара для них ещё большая, маленьких размеров нет, и поэтому их поначалу сажают за балалайку. Хотя есть у меня две девочки, которые целенаправленно поступали на балалайку. Они бывали на наших концертах, им понравился этот инструмент, и они пришли потом в школу, чтобы учиться играть именно на балалайке. Почти как я в детстве.
- Среди ваших учеников есть лауреаты музыкальных конкурсов. Каким из них вы отдаёте предпочтение?
- У нас есть замечательный конкурс «Кудесница‑балалайка», его инициатор Артём Александрович Усов. Сначала конкурс был муниципальным, потом республиканским, год назад стал всероссийским - каждый год его статус повышается. Этот конкурс ценен тем, что в нём участвуют только балалаечники: и учащиеся музыкальных школ, училищ, консерваторий, и преподаватели, и даже любители. Это мой самый любимый конкурс ещё и потому, что в жюри собираются единомышленники, и у нас есть возможность обсудить репертуарные, исполнительские проблемы. Есть возможность посмотреть рост балалаечного исполнительства в регионе. Уровень наших исполнителей неплохой, и я считаю, что он растёт.
- Когда и почему вы решили стать преподавателем?
- Начала я преподавать сразу после консерватории. Нравилось работать с теми детьми, которые горели и впитывали всё как губка. Им хотелось отдать всё, не жалея времени. С ленивыми же не было никакого желания работать, тогда ещё у меня не было такого терпения, как сейчас, тяжело было повторять одно и то же по десять раз.
Со временем я стала терпеливее, мудрее, всё‑таки своего ребёнка вырастила. У меня был большой перерыв в педагогической деятельности - десять лет. Пока дочка была маленькой, ей приходилось страдать, от того, что я приходила с работы уставшая, истощённая эмоционально. Когда она подросла, стало меньше забот, сейчас она учится в специальной музыкальной школе у Юлии Юрьевны Виват.
Моя дочь Александра считает, что дома мама должна быть прежде всего мамой, а не учительницей или тренером, и я с ней полностью согласна. Моей критики она не выносит. Хотя всегда ценит моё мнение, когда репертуар уже готов. Однако моё желание делиться своими знаниями, кому‑то помогать никуда не исчезло, поэтому я и решила вернуться в музыкальную школу.
Беседовала Дина ХАКИМОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев