ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ
Он любил быть первым
Журнал "Казань", № 2, 2016 Сто десять лет назад, 22 декабря 1906 года, в Казани зрители собрались на первый публичный спектакль на татарском языке - молодёжь поставила пьесы «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя». Эта дата считается днём рождения татарского театра. А 27 февраля нынешнего года - девяносто лет со...
Журнал "Казань", № 2, 2016
Сто десять лет назад, 22 декабря 1906 года, в Казани зрители собрались на первый публичный спектакль на татарском языке - молодёжь поставила пьесы «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя».
Эта дата считается днём рождения татарского театра.
А 27 февраля нынешнего года - девяносто лет со дня рождения Халита Латфулловича Кумысникова - актёра, театроведа, педагога, который не только посвятил всю жизнь театру, но и первым стал создавать его систематическую «биографию».
«Искусству - жизнь!» Так называлась статья, которую в смятении и беспокойстве за будущность отечественной культуры написал в начале девяностых мой отец, Халит Латфуллович Кумысников. Всю свою жизнь он служил правде театрального искусства.
Актёрскому мастерству он обучался в татарской студии ГИТИСа у великих педагогов Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Владимировича Бибикова, актёров Московского Художественного театра, воспитавших целую плеяду лучших актёров советского театра и кино. (Среди них всеми любимые Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Надежда Румянцева и все-все самые яркие, незабываемые.) Его роли на сцене Казанского тюза после окончания студии знакомы мне только по фотографиям и воспоминаниям Юрия Благова. Об артисте Халите Кумысникове он отзывался очень тепло. Но зависимое и слишком статичное положение артиста было для папы невозможно - и снова учёба. Факультет театроведения и аспирантура у Георга Иосифовича Гояна, создавшего в ГИТИСе кафедру театров народов СССР, научившего писать, анализировать, думать. Одновременно режиссёрские курсы Николая Михайловича Горчакова, раскрывшего самую суть театрального действа. Работу режиссёра, актёра папа изучал изнутри, что было очень важно для будущего театроведа. Именно это проникновение в профессию дало ему точное понимание происходящего на сцене, способность мастерски анализировать спектакли.
Профессор Гоян предложил молодому аспиранту глубоко изучить историю татарского театра. Работа в архивах, переписка с деятелями театра, артистами, доскональное изучение материала воплотились прежде всего в альбом, подготовленный тридцатидвухлетним искусствоведом к Декаде татарского искусства в Москве. А затем - и защита диссертации, которая прошла блестяще.
Отец первым систематизировал сведения о татарском театре и написал его историю, стал основным автором по этой теме, подготовив сорок пять статей для пятитомной Театральной энциклопедии СССР. Очень требовательный к себе, папа неустанно трудился, писал, изучал. Статьи его в периодике с подробным профессиональным разбором премьер Татарского академического театра ждали с особым интересом и волнением, они не давали угаснуть интересу зрителя к национальной сцене. Равнодушных не оставалось, в результате - аншлаги и очень высокий уровень мастерства постановок.
Но этих статей и боялись. Отец не допускал халтуры и пошлости. Честный, принципиальный, справедливый - эти эпитеты были неразрывны, когда говорили о театроведе Кумысникове. Ничего личного, только служение истинному искусству, только стремление улучшить, подчеркнуть талантливое, самобытное, справиться с посредственным. Есть ли сейчас такие смельчаки? Как правило, о театрах либо хорошо, либо ничего.
В 1966 году папа первым в газете «Советская культура» возвестил о приходе на сцену Татарского академического театра талантливого режиссёра Марселя Салимжанова, на которого возлагал большие надежды. Первым, уже в восьмидесятых, указал на промахи главного режиссёра республики в постановках национальной классики, за которые сильно переживал. Он всегда старался отметить, сохранить в истории лучшие страницы татарского искусства. «Халил Абжалилов», «Шафика Кутдусова», «Хидаят Султанов», «Ринат Тазетдинов» - этим великим актёрам посвящены его книги, написаны воспоминания о Салихе Сайдашеве, Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской и многих других, кого он хорошо знал.
Он любил быть первым! С открытием Казанской студии телевидения, где он стал первым режиссёром, его стремление к творчеству нашло новое выражение. Две камеры, малые технические средства - и сколько выдумки в трансляции передач для достижения непрерывного прямого эфира, ведь другого и не было! Те, кто начинал вместе с ним, вспоминают ту пору как время небывалого подъёма, время открытий и увлечённости новой, только начинавшейся эпохой телевещания. Одновременно - преподавание в педагогическом институте, эстетика, история искусств, которую он знал в совершенстве, поскольку вырос в залах Третьяковки, учился в Казанском художественном училище во время эвакуации, имел счастье посещать лекции лучших искусствоведов.
Приглашение стать первым заведующим кафедрой режиссуры в открывавшемся в Казани филиале Ленинградского института культуры папа принял с большим энтузиазмом. Создать кафедру, собрать лучших педагогов, подготовить программу обучения - какая увлекательная задача! Одобрила папино решение и моя мама, Асия Хайруллина, очень талантливая, знаменитая актриса, прекрасный педагог сценической речи, друг, опора его во всех начинаниях. Их взаимная поддержка, сложившаяся ещё во время обучения в татарской студии ГИТИСа, позволила создать коллектив единомышленников, установить принципы обучения на кафедре, близкие к подготовке режиссёров для профессиональных, а не самодеятельных театров. Старались не только подготовить хороших специалистов, но и помочь с распределением, найти для каждого выпускника его место в жизни.
Свойственное отцу стремление к завершению всего начатого и здесь проявлялось: каждый семестр - спектакль, хотя довольно было бы постановки отрывка, защита диплома - обязательный спектакль в самодеятельном коллективе. Повышенная планка! Татарская, русская группа очников и ещё заочники! Сколько энергии! Шефские спектакли, большая общественная работа, в колхоз на картошку со студентами - легко!
Всегда подтянутый, не допускавший опозданий, строгий и вместе с тем лёгкий, артистичный, доброжелательный, с прекрасным чувством юмора, он воодушевлял студентов. Меня, учащуюся театрально-де-корационного отделения Казанского художественного училища, а мог ли быть у меня другой выбор профессии, привлекал делать декорации для курсовых спектаклей, творили вместе! Счастливое время! Уже став преподавателем, посылала на практику к отцу своих учеников - что могло быть лучше оформления настоящего спектакля, пусть и учебного!
Поколения студентов, выпуски с семидесятых по девяностые, такие разные и такие похожие, с горящими глазами и стремлением узнать, научиться, смочь. Упоение творчеством, любовь к искусству - то, что было бескорыстно подарено моим родителям великими учителями тогда, в далёкой юности - передано талантливым ученикам. Не все из них стали режиссёрами, но я уверена, что счастье созидания коснулось каждого, и каждый по мере сил передаёт эту искру дальше!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев