Он так и не увидел «Шурале»
Во второй половине 1939 года, будучи студентом Московской консерватории, молодой татарский композитор Фарид Яруллин получил от своего профессора Генриха Литинского интересное задание: использовать сказку Габдуллы Тукая «Шурале» в качестве основы балета и сочинить для пробы первые сцены.
«Шурале». 1945.
Фото предоставлено ТГАТОиБ им. Мусы Джалиля
Во второй половине 1939 года, будучи студентом Московской консерватории, молодой татарский композитор Фарид Яруллин получил от своего профессора Генриха Литинского интересное задание: использовать сказку Габдуллы Тукая «Шурале» в качестве основы балета и сочинить для пробы первые сцены.
Эти сцены оказались настолько удачными, что педагог тут же обратился к драматургу Ахмету Файзи с просьбой написать либретто. Либретто было закончено через неделю. Началась напряжённая работа: на лето 1941 года была назначена Декада татарского искусства в Москве, и предполагалось, что на ней, в числе других достижений Татарской Автономной Республики, будет показан первый национальный балет. Фарид Яруллин, пользуясь советами своего старшего коллеги — композитора Назиба Жиганова, писал, буквально не отрываясь от стола и фортепиано.
В этом же, 1939 году, Татарская оперная студия, подготовившая первые профессиональные национальные кадры, была ликвидирована, а её ученики составили костяк открывшегося осенью в Казани Государственного театра оперы и балета. Он и должен был поставить балет Яруллина. На предварительном прослушивании в театре музыка всем понравилась, но либретто предложили несколько изменить. К работе над ним был привлечён артист и балетмейстер Большого театра Леонид Якобсон, которого планировалось привлечь к постановке балета.
Начавшаяся война нарушила планы. 24 июля 1941 года Фарид Яруллин добровольно ушёл на фронт. После окончания Ульяновского пехотного училища с декабря 1942-го до середины июля 1943-го сражался на Центральном фронте, участвовал в Курской битве. В октябре 1943 года ратная судьба привела его сначала в 202-й запасной полк под Можайск, а затем в 250-й стрелковый полк 82-й дивизии, с которым он и прошёл свои последние военные километры. Это было на завершающем этапе Смоленской наступательной операции войск Западного фронта. 250-й стрелковый полк шёл с боями на запад вдоль железной дороги и шоссе Москва — Минск. На подступах к Орше, в районе станции Тухиня, оборвалась жизнь отважного сына татарского народа.
Назиб Жиганов, Фарид Яруллин, Ахмет Файзи, Генрих Литинский. Москва. 1930
Позже однополчанин композитора, начальник артснабжения полка В. Н. Самсонов рассказывал: «...Враг чувствовал, что глубокий прорыв в направлении Белоруссии представляет большую опасность, и бросил на наш участок танки и авиацию, пытаясь контратаковать у деревни Новая Тухиня. Наш полк оборонялся в районе кладбища у этой деревни и понёс большие потери. Попавший в окружение 601-й стрелковый полк сражался целые сутки, а затем подразделения нашего 250-го полка восстановили положение».
Д. С. Самойлов, командир роты, где служил Яруллин, вспоминал: «Был он решительным командиром, бодрым, энергичным, общительным, хотя и отличался какой‑то совсем не строевой выправкой. Помню, под Старым Бузцом мы заготавливали лес на сапёрные нужды. Вечером я встретился с Яруллиным у ротной кухни. Сидел он на пне и постукивал по нему пальцами, будто по клавишам. Я заинтересовался и спросил, что это он выстукивает? Яруллин ответил: «Да так... Я ведь музыкант». Тогда я предложил ему сыграть на гармони. Но он почему-то отказался. Потом как-то Яруллин рассказывал, что до войны, во время отпуска, он плавал летом на теплоходе от Москвы до Казани и обратно. Месяц туда, месяц назад. Спросил — кем же он работал, что имел такой большой отпуск? Яруллин ответил: «Я композитор»...
...Инструментовка ставшего позже всенародно любимым балета «Шурале», которую Фарид Яруллин не успел сделать, была осуществлена композитором Ф. Витачеком, знатоком оркестра, преподававшим оркестровку и чтение партитур в Московском институте имени Гнесиных. Премьера «Шурале» в постановке балетмейстеров Л. Жукова и Г. Тагирова состоялась в Казани, в Театре имени Мусы Джалиля 12 марта 1945 года.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев