«От саксофона до финки — один шаг?»
Макар БЕССТРУННЫЙ Руководитель «Клуба любителей джаза» Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева заслуженный работник культуры Республики Татарстан Виталий Николаевич Матвеев рассказывает о становлении детского джазового образования в Татарстане.
- Виталий Николаевич! Вы помните, в каком году открылась в Соцгороде 11‑я музыкальная школа?
- В 1977‑м, а я пришёл в следующем году и проработал там без малого тридцать лет.
Меня, как молодого, но уже якобы «опытного» директора направили руководить новой школой. До этого я работал директором Третьей вечерней музыкальной школы при Пятой музыкальной школе на Шаляпина.
- Школа располагалась в жилом доме, часть которого до этого занимала детская поликлиника?
- Да‑да. Это здание на улице Кубанской, дом № 9.
- Правда ли, что помещение для школы исполком выделил временно?
- Говорят же, что нет ничего более постоянного, чем временное. Кстати, до поликлиники в здании располагалась конная милиция района. Со временем износ дома достиг семидесяти трёх процентов. Появилась большая трещина. Я много ходил и просил о новом здании. Обивал пороги и исполкома, и министерства. Заработал два инфаркта. Как можно было годами ютиться в таких условиях, когда на каждого ученика приходилось меньше одного квадратного метра площади здания? А главное, это продолжалось десятилетиями!
- А до появления 11‑й «музыкалки» в Авиастроительном районе музыкальных школ не было?
- Детских музыкальных школ не было. Работала Вторая вечерняя музыкальная школа (в здании татарской школы на улице Ленинградской). И первым директором её был Борис Иванович Юрков.
- Эстрадно‑джазовое отделение сразу открылось?
- Нет. Спустя, может, лет десять. И вот однажды на августовском совещании директоров республики министр культуры Марсель Масгарович Таишев в своей речи выдвинул лозунг: «Давайте поднимать эстрадное направление в обучении музыке в детских музыкальных школах!»
Хотя в то время очень популярны были лозунги: «Если ты играешь джаз, то завтра Родину продашь!», «От саксофона до финки - один шаг», «Джаз - отрыжка буржуазной культуры»
Я вдохновился этим посылом «сверху». Колоссальным толчком в этом направлении был приезд в Казань детского джазового оркестра из Кривого Рога под руководством Александра Гебеля. Ребята отыграли изумительный концерт в Большом концертном зале - это был шок! Неужели дети могут так играть джаз? Я тоже хочу! Чем мы хуже?
А тут ещё руководство ненавязчиво даёт «добро»… Все совпало!
- С чего вы начали?
- Покупал инструменты. По одному, по два. Синтезатор, саксофоны, барабаны, гитары. Не так‑то просто было в то время купить - приходилось «доставать».
Затем встал вопрос кадров. Это самый главный вопрос! Кто будет учить и как учить? Хотя со времени приезда оркестра Олега Лундстрема Казань принято считать советской столицей джаза. Но на самом деле никто и нигде не учил детей играть такую музыку. Это сейчас уже открыли эстрадно‑джазовые отделения в учебных заведениях, стало полно специальной литературы и информации в Интернете.
- И как же вы решили этот кадровый вопрос?
- Стал ходить по ресторанам… Да! Меня с коллегами, как директора школы, направляли на проверки ресторанных оркестров и ансамблей, и я присматривал музыкантов.
Барабанщик Дмитрий Панькин пришёл ко мне сам. Контрабасиста Олега Солодовникова пригласил. Они были тогда ещё совсем молодыми, но очень талантливыми. Впоследствии стали прекрасными педагогами.
Но самым маститым среди новых педагогов был, конечно, Анатолий Александрович Василевский! Тогда он временно оказался без работы и тоже принял моё предложение. Но! Для того, чтобы того же мэтра Василевского обеспечить педагогической нагрузкой, нужно было создать оркестр из десятков человек! Пришлось сильно покумекать, чтобы обеспечить ему полную занятость.
- Чтобы оркестр создать, нужно же сначала подготовить инструменталистов?
- Конечно! Требовалось время. На первых порах приходилось и педагогам садиться в оркестр. И постепенно народ пошёл. Через некоторое время стало уже сложно умещать на площади четыреста квадратных метров четыреста двадцать учащихся и шестьдесят‑семьдесят педагогов. Мы были как сельди в бочке. Но жили дружно, одухотворённо. Все были в творческом полёте. Педагоги до сих пор вспоминают то счастливое время.
- С какими ещё сложностями пришлось столкнуться?
- Прежде чем наши педагоги увидели успехи учеников, понадобилось лет пятнадцать, чтобы переломить стереотип мышления целого коллектива: классика - это прекрасно, а джаз - несерьёзно. Ведь гигантский пласт мировой джазовой музыки проходил, да и сейчас проходит мимо нашей молодёжи. Хотя джаз повлиял на всю мировую музыкальную культуру, и даже на фолк‑культуру всех стран.
Много интересного произошло после того, как педагоги школы перестроили своё мышление. Скрипачи увлеклись ансамблями, оркестрами. Многие привели учиться джазу собственных детей. У нас появился свой детский симфо‑джазовый оркестр, который возглавила Светлана Геннадьевна Лось. И настоящий детский джазовый биг‑бенд под руководством Анатолия Александровича Василевского, а впоследствии - Александра Сергеевича Шураева.
- Это было единственное место в городе, где на экзамене разрешалось играть блюз или рок‑н‑ролл?
- Первое и единственное в Татарстане! Именно одиннадцатая музыкальная школа дала толчок развитию эстрадно‑джазового направления в республике!
Со временем пришлось педагогов‑эстрадников обучать педагогическому искусству. Ведь мало поставить ноты на пюпитр ученику - каждому «цыплёнку» нужно разжевать и показать, как надо делать. Это оказалось очень непросто. Лет пять набирались педагогического опыта.
- А кто ещё преподавал тогда?
- Одними из первых были трубач Александр Ужаков и саксофонист Давид Вайсенберг. Они играли в оркестрах Виктора Деринга и Анатолия Василевского. Саксофонисты Виктор Петрухин, Женя Соколов вели кларнет и саксофон. Лиля Чугунова преподавала вокал. Очень грамотный музыкант Сергей Кожевников возглавлял отдел. Даже год работал концертмейстером выдающийся джазовый пианист Женя Борец. И многие другие.
- А когда появились первые заметные результаты?
- С первым «Джазовыми перекрёстками». В программу международного джазового фестиваля был включён первый концерт детского джаза в Казани. С этого и начался республиканский фестиваль «Джазовая капель», в нынешнем году отметивший тридцатипятилетний юбилей под патронажем Министерства культуры Татарстана.
Однажды Игорь Зисер после очередного фестиваля пригласил в школу коллектив из Австралии. Иностранцы сначала были в шоке от того, в какую глушь их завезли. Но после детского джазового концерта гости растаяли. Поначалу думали, что приехали в деревню, а тут им дети выдали, сами вышли на сцену и показали мастер‑класс. Получился импровизированный джем‑сейшн.
- Кого из ярких выпускников школы назовёте в первую очередь?
- Таня Иванец - бас‑гитаристка, живёт в Германии. Саксофонист Андрей Смирнов работает в оркестре в Канаде. Алексей Давлетшин - джазовый гитарист и автор музыки лет двадцать уже в Москве. Марат Мания - солист джазового оркестра Татарской филармонии. Рома Кузнецов и Саша Сухарев - музыканты вокально‑инструментального ансамбля «Волга‑Волга». Сергей Башарин, дважды окончивший школу - как баянист и как гитарист, теперь анестезиолог‑реаниматолог в детской больнице в Москве. Один из первых выпускников Айрат Заппаров - директор Казанского музыкального колледжа. Гульнара Салманова - редактор музыкальных программ Татарского радио, Амир Галиаскаров - кинорежиссёр, Максим Грицких - бизнес‑менеджер. Роман Валиуллин, Олег Васильев, Алексей Алексеев, Сергей Саакян (который сверстал этот номер журнала) и многие другие.
- В основном учениками школы были ребята из Авиастроительного района?
- Конечно, прежде всего жители Соцгорода, Кадышево, Сухой Реки, Караваево, Северного посёлка. Но приезжали и из других районов, даже с проспекта Победы. Ведь только у нас была эстрадно‑джазовая специализация!
- Дети из других районов не боялись приезжать в Соцгород?
- Нет, не боялись. И ничего никогда здесь с ними не случалось. А ребят с сомнительной репутацией мы не разворачивали, а, наоборот,- привлекали! Пусть подросток лучше держит гитару или саксофон в руках, чем нож или кастет! За всё время существования школы мы выпустили около двух тысяч учеников. И ни один из них не стал преступником. Ведь мы старались сеять только доброе, светлое, чистое!
- Виталий Николаевич! Спасибо за интересную беседу! Творческих вам успехов и крепкого здоровья!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев