Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Пилигримы Бердниковы

Знаем Бердниковых! Более тридцати лет заметную роль в художественной жизни Казани играет их семья, внося яркий вклад в развитие живописи, графики и скульптуры, детского художественного образования.

Знаем Бердниковых! Более тридцати лет заметную роль в художественной жизни Казани играет их семья, внося яркий вклад в развитие живописи, графики и скульптуры, детского художественного образования.

В этой семье Юрия, заслуженного деятеля искусств, и Татьяны, заслуженного работника культуры Республики Татарстан, творят и их дети: Павел — скульптор, Ольга — дизайнер.

Творческая семья Бердниковых: Ольга Юрьевна, Павел Юрьевич, Татьяна Михайловна, Юрий Леонидович и друг семьи в год пятидесятилетних юбилеев Юрия и Татьяны Бердниковых. 2008

Все они участвуют в городских и рес­публиканских выставках, достойно представляют республику на зональных и всероссийских художественных смотрах «Большая Волга» и «Россия», организуют и курируют международные арт-проекты — «Современное искусство и музыка», посвящённый Софии Губайдулиной, «Родники России» и социальный арт-проект «От сердца к сердцу».

В конце прошлого года зрителей привлекла выставка художников Бердниковых «Счастливый пилигрим вновь» в детской студии-галерее имени Ильдара Зарипова. В ней — десятилетия творчества целой династии.

Она вызвала интерес как многообразием жанров, которыми владеют авторы: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые композиции, так и разнообразием художественных техник: живопись маслом, акварель, рисунок, офорт, лепка, литьё.

При всей схожести творческого кредо каждый из авторов сохраняет индивидуальность, вырабатывает свой художественный язык. Глубоко символично название, выбранное ими для выставки — «Счастливый пилигрим». Ведь каждый из них странник, вступивший на долгий и трудный путь Искусства, стремящийся найти и воплотить истинную красоту, и именно в этом находят они своё счастье.

Творчество Бердниковых, опираясь на традиции казанской художественной школы, изобилует инновациями, многослойностью жизненной правды, общим движением по туннели поисков радости бытия и света, озаряющего современную жизнь и душу человека, ищущего истину… А стиль династии един: показать опоэтизированную правду действительности, окутанную дымкой их воображения, мечты, чувство полёта…

Юрия Бердникова, работающего в различных техниках графики и живописи, влечёт красота средней полосы России, её целомудренная, неброская прелесть: просторы Волги, цветущие поля и луга, осенние и утонувшие в сугробах леса, пёстрые, сверкающие, как раковины, крыши и фасады мечетей татарских сёл, увиденные с высоты птичьего полёта. Здесь же и эпически развёрнутая Казань, восходящая к замечательным гравюрам мастеров предыдущих столетий, опоэтизированным и приближенным к современному зрителю. Его же кисти принадлежат импрессионистические женские портреты, прозрачные, удивительные для живописи воздушные натюрморты, зеркальная, изобилующая золотисто-тёплым и серебристо-синим холодным решением видопись Кремля; иллюстрации по произведениям Марка Твена…

Юрий Бердников. Деревенские хлопоты. 1999

Тему Казани подхватывает Татьяна Берд­никова, создавшая целую серию акварельных пейзажей «Улицы Казани» с отображением изящных, необыкновенно лёгких церквей и соборов, уникальных построек Великого города — символов культурной памяти и творческого гения. В фокусе её внимания — яркие, броские краски этнических одеяний волгарей, их пурпурные закатные деревянные срубы в ожерелье поющих ромашек, цветов и птиц; пронзающие облаком красок и материалов сияющие натюрморты, где её романтическая, озарённая творческим пылом душа снимает с предметов их материальный покров и превращает в марево брызг и цвета — музыку, небесные гром и молнию!.. «Лунный свет», «Колокольчики», «Полевой букет», «Ромашки», «Кот Казанский» — дерзкий, лукавый и мудрый, всем телом охраняющий прошлое города и полный воинственного пыла, готовый на новые свершения,— всё это вне докучной детализации, многословия, а как бы росчерк пером из поэтической тетради автора, плоды её маэстрии и необыкновенного таланта!

Татьяна Бердникова. Сад Булдури. 2010

И, как нежный аккомпанемент к музыкальной пьесе семьи Бердниковых, воспринимаются графические опусы стремящейся к чуду, непознанному и загадочному — к аллегориям и символам, ребусам и сканвордам, нерасшифрованному коду — дочери Оли, избравшей свой интригующий, фантасмагорический жанр повествования, уличающий в ней жажду самостоятельности мышления…

Ольга Бердникова. Мистериозо. 
Из триптиха, посвящённого композитору Софии Губайдулиной. 

Скульптурные произведения Павла Бердникова отличаются компактностью и лапидарностью, жаждой в лаконичной, миниатюрной форме передать ёмкую аллегорическую мысль, порой недоступную искусству, но мучающую воображение творца.

Павел Бердников. Мемориальная доска музыканту, педагогу и общественному деятелю Рувиму Полякову на фасаде здания детской музыкальной школы № 1 имени Чайковского 
на улице Горького. 2018

Эту своенравную жажду воплощения личностного начала, гражданской ответственности за созданное и права на свободу высказывания привили детям их родители, не рискнувшие попрать их индивидуальность и право выбора… Именно благодаря этому родилась симфония творчества Бердниковых.

Выставки, мастер-классы, организация проектов — разные направления творчества семьи художников. Ещё одно из них связано с празднованием в нынешнем году 100-летия образования Татарской АССР. Бердниковы создали для Казани и других мест в республике немало мемориальных досок, посвящённых деятелям национальной культуры. В работе над образами раскрываются возможности скульптора Павла — в металле, камне передаются время, наиболее яркие черты знаменитых людей. Все члены семьи участвуют в разработке основных эскизов.

14 февраля в Казани на стене дома № 53 по улице Чехова была открыта мемориальная доска, посвящённая народному писателю республики Амирхану Еники1. На фасаде дома № 9 по улице Гоголя, где жила татарская оперная певица и педагог, народная артистка ТАССР и РСФСР Мунира Булатова2, появился её рельефный портрет из белого мрамора на чёрном граните. В поиске образа помогли рассказы дочери певицы Дании.

Накануне празднования 100-летия Татарской АССР художники создали целый ряд и других мемориальных досок. Увековечена память о заслуженном деятеле искусств РСФСР, народном артисте Татарской АССР композиторе Александре Сергеевиче Ключарёве, выдающемся музыканте, организаторе детского музыкального образования в Казани Рувиме Львовиче Полякове, поэте и фронтовике Фатихе Кариме, героически павшем в конце Великой Отечественной войны, заслуженном архитекторе РСФСР, бывшем председателе Госстроя ТАССР, участнике Великой ­Отечественной войны Павле Алексеевиче Саначине. Одна из мемориальных досок посвящена Герою Российской Федерации майору Сергею Анатольевичу Ашихмину, который ценой своей жизни предотвратил теракт в Казани. Увековечена также память о певце Владиславе Голикове, солисте Ансамбля песни и пляски имени Александрова, погибшем 25 декабря 2016 года в сочинской авиакатастрофе Ту-154.

Работа над произведениями по увековечиванию памяти известных людей Республики Татарстан продолжается.

 

 

 

 

 

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев