Португальский блюз по-русски
Журнал "Казань", № 9, 2011 - Фаду? Что за фантазия? Португальский блюз на казанских подмостках? Первый Попугай: - Резонансно! Второй Попугай: - Инновационно! В Казанском университете родилась особенная опера по мотивам студенческого фольклора «Евгений Завойский, или Эпох Парадоксальный Резонанс (ЭПР-2)», постановка которой вызвала большой интерес в вузе и городе. Её...
Журнал "Казань", № 9, 2011
- Фаду? Что за фантазия?
Португальский блюз на казанских подмостках?
Первый Попугай: - Резонансно!
Второй Попугай: - Инновационно!
В Казанском университете родилась особенная опера по мотивам студенческого фольклора «Евгений Завойский, или Эпох Парадоксальный Резонанс (ЭПР-2)», постановка которой вызвала большой интерес в вузе и городе. Её автор - профессор-физик Николай Иванович Силкин, выпускник физического факультета университета 1969 года. Премьера оперы, приуроченная к международной научной конференции в связи со столетием со дня рождения Семёна Александровича Альтшулера, прошла с огромным успехом.
Предваряла действие музыка из популярнейшего в СССР аргентинского фильма «Возраст любви», звучал голос восхитительной Лолиты Торрес, певшей про «фаду, фадильо португаль». Понятно, не случайно предваряла.
Почему же «фаду»? Ведь это особый стиль традиционной португальской музыки, экзотический для нас цветок, корней которого в российской почве нет. Существует два основных центра фаду: Лиссабон и Коимбра, последний неразрывно связан с академической традицией Коимбрского университета. По замыслу создателя оперы, в Казанском университете формируется третий центр фаду, который связан со студенческим и научным фольклором последних трёхсот лет. Особенностью оперного исполнения фольклора в «казанском фаду» является активное соучастие зрителей. Артисты заряжают их энергией, те возвращают её артистам, энергия сгущается…
Николай Иванович Силкин сказал, что его вдохновила на создание оперы яркая личность Евгения Константиновича Завойского, одного из выдающихся учёных XX века. Близкими друзьями Завойского были физики Семён Александрович Альтшулер и Борис Михайлович Козырев, вместе они стали отцами-основателями казанской школы магнитного резонанса. В их тесный дружеский круг входил также математик Борис Лукич Лаптев. Эти крупные учёные составляли «великолепный квартет» замечательных интеллектуалов. Они не только были профессионалами в науке, но также любили искусство, глубоко понимали музыку, живопись и поэзию. Памяти этой замечательной четвёрки автор и посвятил своё сочинение.
Вторым побудительным мотивом к написанию оперы было желание автора рассказать нынешним студентам об огромном и своеобразном пласте университетской культуры, который создавался многими поколениями студиозусов и их наставников, «что студентов мучат».
Удивительное дело: когда Нильс Бор приехал в нашу страну, из всего показанного ему неизгладимое впечатление на великого физика произвела опера «Архимед», созданная физиками Московского университета. Он сказал, что это его самое яркое впечатление от университета. Опера эта продолжает исполняться, став неотъемлемой частью культурной жизни вуза. Так что, когда физики шутят, это серьёзно.
Сюжет оперы-фаду прост, как сама жизнь, говорит дочь Евгения Константиновича Завойского, высоко оценившая сочинение: вечно молодой Ваня Жуков - студент-физик, вечно молодая Таня Кузнецова - студентка химфака, проживают на наших глазах фантастические и невероятные приключения, которые счастливо заканчиваются.
Ваня Жуков поступает на физфак, учится и понимает, что лучше физики нет ничего на свете. Но жизнь показывает, что кроме физики на свете существуют ещё девушки. Ваня влюбляется в Таню, та отвечает взаимностью. Однако связавшее их прекрасное чувство, являющееся, по данным социологического опроса, победой воображения над разумом, подвергается серьёзным испытаниям, из которых они выходят ещё более преданными науке, Казанскому университету и друг другу.
Простая фабула насыщена прямыми и иносказательными критическими оценками многих явлений современной жизни, прежде всего в сфере образования и науки. Начинается опера фактически с «Марша ректоров»:
Фурсенки - нам братишки.
С нами весь народ.
Приказ - не надо думать
И глядеть вперёд!
Вслед за этим зрителей зажигают танец инновационных пузырей и нанотехнологическая цыганочка…
Впрочем, автор поясняет, что действие происходит в не наши дни.
Круг действующих лиц в опере широк, и кого тут только нет! Помимо двух влюблённых в науку студентов и, конечно, физика, выпускника Казанского университета, первооткрывателя явления электронного парамагнитного резонанса Евгения Завойского, здесь основатель университета император Александр I, математик Николай Лобачевский, медик, краевед, нумизмат Карл Фукс, астроном Василий Энгельгардт, другие учёные. Вместе с ними на сцене появляются китайский философ Конфуций, президент Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм, кавалерист-девица Надежда Дурова, студент-революционер Владимир Ульянов, студент-писатель Лев Толстой, их сотоварищи-студенты и преподаватели Казанского университета… В спектакле участвуют также птицы и зверь, которые выражают то преданность и государственность, то юношескую восторженность и максимализм, то здоровый скептицизм. Первый Попугай залетел с «Рублёвки», Второй Попугай - из пальмовой рощи около «Сколково».
Постановил оперу на университетской сцене Эдуард Трескин, как и автор, выпускник физического факультета 1969 года, а сейчас директор русского музыкального театра в Праге, режиссёр-постановщик Татарского академического театра имени Мусы Джалиля. Он же вёл спектакль, а также исполнял арии, песни и диалоги вместе с профессором Юрием Прошиным, Маратом Гафуровым, Младой Чеховой, квартетом «Притча» и хоровой капеллой Казанского университета. Кстати, в спектакле была занята и дочь режиссёра-постановщика Полина Ольденбург, актриса, корреспондент по культуре телеканала «Россия». Художественное оформление спектакля выполнили народные художники Республики Татарстан Владимир Акимов и Виктор Аршинов, студентка театрального училища при театре Моссовета Софья Силкина, ученица школы № 18 Вера Силкина и ученица Московского академического художественного лицея Российской академии художеств Агния-Мария Силкинайте. Музыкальное оформление: аккордеон - заслуженный артист Республики Татарстан Мансур Калимуллин, гитара - профессор-физик Александр Анисимов, пианино - Лариса Лабзина. Хореография - «Мона Лиза и театр Изуми», компьютерный дизайн - аспирант Евгений Игумнов. И, наконец, ведущий администратор - заслуженный деятель физической культуры Татарстана и России Александр Щербаков.
Как видим, экзотическое для нас «фаду» проявилось уже в том, что в создании спектакля участвовали «физики» и «лирики», профессионалы сцены и энтузиасты-любители пения и танца. Причём спектакль был подготовлен за поразительно короткий срок, и это тоже результат редкостного единения всех артистов и других создателей постановке. Ну, и сидевшие в зале «УНИКСа» поддерживали выходивших на сцену не только аплодисментами, но и своим пением. И уже стоя исполнили студенческий гимн «Gaudeamus»:
Итак, будем веселиться
Пока мы молоды!
После приятной юности,
После тягостной старости
Нас возьмёт земля…
А завершился спектакль оптимистическим призывом: «Пусть в университете царит атмосфера душевной мудрости, великодушия, весёлой насмешки, азарта поиска и счастья открытий!» И вместе со здравицей в честь профессоров, учёных и студентов, Казанского и других старинных университетов России, более двухсот лет являвшихся островками цивилизации и прогресса, прозвучало: «Россия, вперёд!»
Португальская гитара особенная, она повторяет форму сердца, и звуки её близки к рыданию. «А чувства у всех людей на земле - общие, - рассказывает о фаду её известнейшая исполнительница Мариза. - Поэтому музыка, которую я пою, легко пересекает границы и проникает прямо в душу. Вот видите мою ладонь? Представьте, что я её порезала. Сначала очень больно, потом рана начинает заживать. Ещё больно, но уже чувствуешь, что поправляешься. Вот - фаду!»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев