Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Притяжение глины

Журнал "Казань", № 7, 2012 В июле в Национальной галерее "Хазинэ" открылась персональная выставка Нины Кузьминых. В холодное лето 1956 года в Иркутске у мамы-врача и папы-инженера родилась Нина Кузьминых. Когда ей исполнилось два года, папу - недавнего выпускника Казанского авиационного института пригласили в Казань и выделили семье молодого специалиста...

Журнал "Казань", № 7, 2012

В июле в Национальной галерее "Хазинэ" открылась персональная выставка Нины Кузьминых.

В холодное лето 1956 года в Иркутске у мамы-врача и папы-инженера родилась Нина Кузьминых. Когда ей исполнилось два года, папу - недавнего выпускника Казанского авиационного института пригласили в Казань и выделили семье молодого специалиста небольшую комнату в коммуналке в Соцгороде. Единственное окно этой комнаты смотрело в противоположную стену из красного кирпича без окон, и это почему-то помогало Нине мечтать, устраивая на широком подоконнике уютное пространство для своих кукол. В шесть лет девочку отдали в музыкальную школу в класс скрипки, и пока музыку преподавал Иван Вайнер, учиться ей было очень интересно, но сменивший его преподаватель начисто отбил всякую охоту играть на этом замечательном инструменте. На десятом Нинином году родители разошлись, и она вместе с мамой переехала в Лениногорск, где маме предложили работу и квартиру.

После школы, проучившись два курса в Лениногорском художественно‑педагогическом училище, Нина поступила на архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института. И вот там всерьёз увлеклась керамикой в студии Валентины Витальевны Поповой. Первый диплом Российской студенческой выставки за лучшую керамическую работу Нина бережно сохранила.

По окончании института она получила направление в Кострому. В «Гражданпроекте» тогда, в пору сплошной стандартизации и унификации, работа архитектора оказалась скучной до оскомины, и Нина вернулась в Казань на комбинат народных художественных промыслов дизайнером новых изделий.

Но спустя некоторое время ей стало тесно в рамках комбината, и после конкурсного отбора её приняли художником‑керамистом в Художественный фонд Татарстана, предоставив мастерскую. Здесь она и трудится до сих пор, не пропуская всесоюзные, всероссийские и зональные выставки - в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и, конечно, в Казани.

Работы Нины Кузьминых становятся украшением любой выставки и узнаваемы по неким присущим ей индивидуальным качествам. Женственная плавность форм смягчает даже остроконечные пики гор, и в рельефных или мозаичных пейзажах старой Казани нет острых углов и агрессивных линий.

Я не случайно называю панно и плакетки Нины Кузьминых пейзажами - они удивительно живописны, хотя после обжига в печи цвет меняется непредсказуемо. Каждый раз, открывая печь, керамист ждёт чуда, которое случается, увы, не всегда. И всё же городские пейзажи по-особому поэтичны в её работах. А небольшие скульптуры русалок, птиц, Зилантов, персонажей русского и татарского фольклора очаровывают не только пластичностью и цветом, но и обаянием простодушного лукавства, нежностью и глубиной смысла, вложенного в незатейливую, казалось бы, форму. Её «Старую девочку» можно смотреть часами, открывая в себе новые чувства, излучаемые этой мечтательницей. И особенно ей удаётся тема материнства, где равно интересны и мать, и ребёнок.

Не могу забыть, как на одну из выставок в галерее «Эбиволь», где я тогда работала, Нина принесла «Пиджак» с живыми рукавами, один из которых был поднят в локте, словно призывал куда-то. Этот «Пиджак» долго стоял в витрине, обращая на себя внимание прохожих и невольно вызывая у них улыбку. Конечно, такой «Пиджак» не могла не купить хозяйка «Эбиволи» Татьяна Вениаминовна Забегина.

А Нинины вазы, и большие, и маленькие, очень художественные, стилизованные так, что сразу узнаёшь - это Болгары, это Свияжск, а это Казань! Казалось бы, ну, как можно в вазе передать дух города?! Но смотрите! Узнаёте?

Только такой гармоничный человек и большой художник, как Нина Кузьминых, наверное, и может создавать столь гармоничные работы.

На редкость неконфликтная по натуре, в разгар судебных разбирательств по поводу помещений Выставочного зала Нина, ни с кем не ссорясь, открыла в небольшом павильоне галерею декоративно-прикладного искусства «Синяя птица». Без зарплат и каких-либо доходов (творческие галереи у нас пока вовсе не прибыльны) она сумела привлечь внимание горожан к работам талантливых казанских рукодельниц и мастеров, которыми Казань всегда славилась.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев