Притяжение наива
Журнал "Казань", № 10, 2011 Художник Альфрид Шаймарданов По мнению гениального учёного загадочного Николы Теслы, все связи между явлениями устанавливаются исключительно путём разного рода простых и сложных резонансов - согласованных вибраций физических систем. Мы, люди, тоже физические системы, только живые. И не всегда можем объяснить, почему какие-то явления искусства нас...
Журнал "Казань", № 10, 2011
Художник Альфрид Шаймарданов
По мнению гениального учёного загадочного Николы Теслы, все связи между явлениями устанавливаются исключительно путём разного рода простых и сложных резонансов - согласованных вибраций физических систем. Мы, люди, тоже физические системы, только живые. И не всегда можем объяснить, почему какие-то явления искусства нас притягивают, не отпускают. А уж что в них формально правильно-неправильно, лучше рассчитают компьютеры.
Случилось так, что я «срезонировала» на работы казанского художника Альфрида Шаймарданова, ещё не будучи с ним знакомой. Увидев на «Арт-галерее 2009» две его картины, ничего не поняла. Однако они меня почему-то взволновали.
Позже дошло, что его картины - это ребусы, и просто так, с ходу расшифровать их не удаётся. Моих образованности и уровня начитанности оказалось недостаточно, чтобы глубоко проникнуть в эстетический смысл его произведений, но ум нашёл для себя новую пищу. Забавные африканцы, киты, невесты, Дали. Ослы, почему-то легендарные. Барсики, какие-то добрые, вегетарианские. А на Луну, похоже, художник сам высаживался. Понравились краски, цвета, образы. Яркие, светлые, тёплые, жизнеутверждающие. Видно было, что автор - неординарная личность, с очень необычным мышлением и мыслевыражением. Явленные в картинах талант, искренность, ум, доброта покорили и заставили разыскать автора: «Как ты это делаешь? Что ни работа - то мысль!»
Позже, уже из личного общения с Альфридом, узнала, что его работы - это наивная живопись, впервые услышала термин «художник выходного дня», по-новому увидела работы Анри Руссо, Нико Пиросмани.
- Наивная живопись - это не столько направление в искусстве, сколько образ жизни,- уверен Альфрид.- Или диагноз,- добавляет, озаряясь грустной, но втайне горделивой (вижу-вижу!) улыбкой.- Чтобы писать наивные работы, нужно быть наивным не только в живописи, но и в жизни. Иначе это вовсе не наив, а подделка под него. Наивной живописи научить нельзя, либо в тебе есть качества наивиста, либо они отсутствуют. Почему так, ведает лишь Всевышний. Кредо моего творчества: в образно-символической форме зафиксировать в картинах исторические процессы, происходящие в данном месте в данное время. Пишу о времени, о Родине, о моём народе.
А ещё я узнала, установка такая - искусство не должно быть скучным, должно будоражить, радовать, настраивать на жизнь. И теперь вижу, как в своих картинах Альфрид входит в другой резонанс, более сложный, глубокий - непосредственно между художником и окружающим его миром, в результате чего и рождаются его произведения.
Полностью читайте в № 10, 2011 журнала «Казань»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев