Пятая стена Абдуллы
Журнал "Казань", № 12, 2013 Известный телеведущий, заслуженный артист Республики Татарстан Инсаф Абдуллин вернулся в утренний эфир. Имя Инсафа Абдуллина неразрывно связано с миром татарского телевидения и театра. Самый популярный диктор информационных передач на татарском языке на протяжении десятилетий, педагог татарской сценической речи, он стал родным человеком, чуть ли ни...
Журнал "Казань", № 12, 2013
Известный телеведущий, заслуженный артист Республики Татарстан Инсаф Абдуллин вернулся в утренний эфир.
Имя Инсафа Абдуллина неразрывно связано с миром татарского телевидения и театра. Самый популярный диктор информационных передач на татарском языке на протяжении десятилетий, педагог татарской сценической речи, он стал родным человеком, чуть ли ни членом семьи для широкого круга телезрителей, а также многих учившихся у него актёров.
У него необыкновенное экранное обаяние: искренность и мягкость в общении со зрителем, очаровательная улыбка и выразительная речь с красивым тембром голоса, притягивающие к экрану.
Его талант как диктора телевидения многогранен. Он вёл не только новости и информационные передачи, но и детские, музыкальные, без него не обходились правительственные концерты, встречи с деятелями татарской культуры.
Но особенно популярным его сделали передача «Если хочешь разбудить душу народа», которая выходила каждый месяц на протяжении многих лет, и 269-серийный телесериал «Адашкан мэхэббэт», который он целиком перевёл на татарский язык, а потом и озвучил в нём все мужские роли.
Инсаф родился в деревне Атяшево Фёдоровского района Башкирии, в родном селе окончил татарскую восьмилетнюю школу и поступил в Салаватский индустриальный техникум. А после службы в армии решил круто изменить свою жизнь. И это ему удалось.
Ещё в детстве мальчик мечтал стать или педагогом, или актёром. Инсаф хорошо пел, занимался вокалом. По совету известного татарского композитора Масгута Имашева (в те годы - директора Казанского театрального училища) поступил на курс актёров татарского драматического театра, который набирали Шамиль Бариев и Рабит Батулла. Было это ровно тридцать лет тому назад.
Особенно увлечённо Инсаф занимался сценической речью, которую много лет в училище вела Асия Хасановна Хайруллина. Именно она отточила «фирменный» стиль Инсафа Абдуллы, классическое татарское произношение. Ведь известно, что народная речь заметно отличается от литературного языка.
В студенческие годы Абдуллин участвовал в конкурсе на должность диктора татарского радио. И к шести утра спешил в радиокомитет на прямой эфир, а после занятий к шести вечера снова бежал в студию. Пять лет работы на радио научили Инсафа работать с микрофоном - это многим так и не удалось освоить.
Татарские слушатели, особенно сельские, так привыкли к голосу Инсафа по утрам, что всерьёз забеспокоились, когда он исчез из радиоэфира. Дело в том, что Абдуллин снова участвовал в дикторском конкурсе, но теперь уже на республиканском телевидении. И перешёл работать в студию «Диктор-ТВ», которую создала звезда голубых экранов Лия Михайловна Загидуллина. Очень скоро и Инсаф Абдулла стал, что называется, узнаваемым, «медийным» лицом. Он вёл новости, новогодние «огоньки», участвовал в телеспектаклях, в общем, был главным мужским лицом телеканала, который сейчас называется «Россия 1. Татарстан».
И сейчас мало кто вспомнит, что параллельно Инсаф играл в театре-студии при Министерстве образования Республики Татарстан, который организовал Фарит Хабибуллин. Вскоре из этого коллектива образовался Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева. Абдуллин там играл главные роли во многих спектаклях. Любовь к театру привела его на педагогическую работу в Казанское театральное училище, где он стал обладателем очень редкой профессии - педагогом татарской сценической речи.
А Инсаф и сам учился, и не только преподавать сценречь. Окончил заочное отделение филфака Казанского университета, его дипломная работа «Язык и стиль информационных программ телевидения» - до сих пор единственная в своём роде!
Инсаф начал разрабатывать собственную методику преподавания сценической речи. Дело в том, что ему поручили в училище готовить актёров татарской эстрады. До сих пор не существует никаких методических разработок по обучению артистов разговорного жанра, поэтому во многом приходится опираться на собственный опыт.
Всем известная система Станиславского ввела в театральный обиход понятие «четвёртой стены». Согласно этому принципу, актёры должны играть на сцене так, как будто зрительного зала не существует, а вместо рампы стоит ещё одна стена. Инсаф же Абдуллин учит студентов, что есть ещё и «пятая стена» - она в самом конце зрительного зала. И каждый раз исполнитель должен читать эстрадный монолог, учитывая, кто сегодня сидит в том зале.
Студенты курсов Абдуллина всегда с особым трепетом посещают его уроки, потому что он каждый раз даёт самые неожиданные задания. Скажем, первокурсникам предлагает на каждую букву алфавита придумать и сыграть этюд. Так он помогает почувствовать природу рождения звука и каждому найти собственную окраску. Собственно, разговоры о том, что каждая нота имеет свой цвет, ведутся уже давно. Выдающуюся роль в развитии светомузыкальных искусств и синестезии сыграл создатель НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» и «периодической системы искусств» Булат Махмудович Галеев. Однако применять те же подходы на эстраде и в сценической речи, насколько я знаю, ещё никто до Инсафа Абдуллы не пытался.
Его студенты участвуют во многих городских и региональных конкурсах. Идель Киямов получил Гран-при на конкурсе чтецов «Ватан» и занял первое место в Первом Тукаевском конкурсе, который проводит Союз театральных деятелей Республики Татарстан. Дипломанткой стала и третьекурсница Сирина Мукреева. Абдуллин тем временем прошёл путь от педагога-стажёра до художественного руководителя курса.
Впрочем, Казанское театральное училище - главное дело жизни, но далеко не единственное место работы Инсафа Абдуллы. Он свой для актёров Татарского тюза, где в своё время начинал, занимается с детской татарской студией «Нур» при Доме актёра имени Марселя Салимжанова, преподаёт основы речи вокалистам в музыкальном колледже имени Ильяса Аухадеева. А недавно его снова пригласили на телевидение.
Первый заместитель генерального директора телерадиокомпании «Татарстан - Новый век» Миляуша Айтуганова предложила Инсафу Абдуллину вести утренний эфир по пятницам. И всё вернулось на круги своя! Татарстанцы снова просыпаются, слыша бархатный голос Инсафа, получают первые новости, а он вновь окунулся в привычную телевизионную стихию, без которой его уже трудно представить.
Портрет Инсафа Фарутовича будет незавершённым, если не сказать о семье. С будущей женой Нарфиёй он познакомился в хоре Дома культуры имени Горького, куда бегал ещё студентом. В будущем году супруги отметят серебряную свадьбу. Их сын Айрат окончил институт востоковедения Казанского университета, а теперь в этом же вузе учится дочь Асия.
А мне всё ещё не верится, что Инсафу Абдуллину пятьдесят!
Каримова Миляуша Ильдусовна - заслуженный работник культуры Республики Татарстан, преподаватель Казанского театрального училища.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев