ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ
Рифкат Исрафилов: "Работать в национальных театрах сложно"
Журнал «Казань», № 5, 2016 В августе нынешнего года художественному руководителю Оренбургского областного драматического театра имени Максима Горького Рифкату Вакиловичу Исрафилову исполняется 75 лет. О сегодняшней жизни и будущем национальных театров мы поговорили с ним во время гастролей в Казани на сцене театра имени Галиасгара Камала. - Рифкат Вакилович, ваш...
Журнал «Казань», № 5, 2016
В августе нынешнего года художественному руководителю Оренбургского областного драматического театра имени Максима Горького Рифкату Вакиловичу Исрафилову исполняется 75 лет. О сегодняшней жизни и будущем национальных театров мы поговорили с ним во время гастролей в Казани на сцене театра имени Галиасгара Камала.
- Рифкат Вакилович, ваш театр часто приезжает в Казань. Аншлаги на спектакли Оренбургского русского театра показывают, что казанский зритель, независимо от национальности, любит оренбуржцев.
- Двадцать четыре года я проработал в Башкирском государственном академическом театре драмы имени М. Гафури режиссёром. Когда предыдущий президент Башкортостана Муртаза Рахимов сказал моей команде: «До свидания!», мы тоже ответили ему: «До свидания!». Тогда уехали все вместе - актёры Борис Круглов и Алсу Шамсутдинова, художник Тан Еникеев и я.
На следующий год исполнится двадцать лет, как я возглавил театр в Оренбурге. Когда меня пригласили сюда, я первым делом поставил вопрос о создании театрального факультета. Фактически нужно было создавать новый театр. Наш директор Павел Леонидович Церемпилов тогда дружил с выдающимся виолончелистом и дирижёром Мстиславом Ростроповичем. Именно он помог нам открыть актёрский факультет. Сегодня восемьдесят процентов из пятидесяти наших артистов в труппе - это выпускники Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей.
Он был открыт в 1997 году на базе старейшего музыкального училища, который был организован ещё в 1927 году. В годы Великой Отечественной войны в нём, сначала в классе своего отца, учился, а потом и работал Мстислав Леопольдович.
- В вашем рабочем графике май оказался особенно насыщенным событиями…
- 26 мая Оренбургскому драматическому театру исполнилось 160 лет, а на следующий день начался крупнейший российский фестиваль «Гостиный двор», который я возглавляю многие годы. К нам в гости приехали ведущие театры из России и ближнего зарубежья. Мы встретились с новыми спектаклями, в которых поднимаются острые современные проблемы. Это «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Летят журавли» Валентина Ежова, «Война» Ларса Нурена, «Скрипка Ротшильда» Антона Чехова. Одновременно проходили мастер‑классы для молодых артистов по сценическому искусству. Приезд таких известных театральных критиков, как Алексей Бартошевич, Борис Любимов, Маргарита Ванюшова, позволил сделать обсуждение театральных постановок в рамках фестиваля объективным и полезным.
- Публика сейчас взыскательная. Какие спектакли вы представляете своим зрителям на гастролях?
- Недавно вернулись с гастролей из Марселя. Во Францию мы привозили масштабные классические постановки, в которых участвуют именитые актёры. Многие из наших актёров выдвинуты на соискание российских и международных премий. К примеру, заслуженный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии Олег Ханов - как лучший исполнитель ролей в произведениях Уильяма Шекспира. Нынче получили приглашение из Калуги привезти спектакли, которые имеют богатую сценическую историю. Казанский зритель увидел постановку по лирическим произведениям Василия Шукшина «Милые люди», комедию «Свадьба в Малиновке», спектакль «Братишки» по пьесе Рэя и Майкла Куни. Скажу не без гордости, «Милые люди» имел ошеломляющий успех. Зрителям близки радости и печали простых «маленьких» людей.
В репертуаре нашего театра достаточно много постановок по классическим произведениям русской и зарубежной литературы. Это «Дон Жуан» Мольера, «Капитанская дочка» Пушкина, «Маскарад» Лермонтова, «Фредерик, или Бульвар преступлений» Шмитта, «Великодушный рогоносец» Кроммелинка, «Свидание в предместье» Вампилова.
- Татарский и башкирский зрители до сих пор помнят и скучают по вашим постановкам «Галиябану» Мирхайдара Файзи, «Галия» по повести Тагира Тагирова, «Неотосланные письма» по повести Аделя Кутуя… Не планируете ли в будущем поставить национальный спектакль или лирическую комедию?
- У нас в городе есть замечательный Оренбургский государственный татарский драматический театр имени Мирхайдара Файзи. Его основоположником и первым руководителем был Ильясбек Кудашев‑Ашкадарский, крупнейший деятель татарского театрального мира. Так что мы не хотим отбирать хлеб у коллег.
Если говорить о татарском театре, то первая постановка была сыграна в Оренбурге в 1905 году. Я передал Марселю Салимжанову исторические документы, в которых отражён этот факт. В то время в городе работали сразу три татарских театра - «Ширкат», «Hyp» и «Туплан». Через два года образовался жизнеспособный театральный костяк, и актёры дали своему театру имя «Сайар», который считается первым татарским профессиональным театром. Слава Всевышнему, в Казани на улице Горького на стене реставрированного старинного здания, где шли спектакли труппы, установили памятную доску об этом историческом событии.
Сегодня работать в национальных театрах становится сложно. В стране всё меньше зрителей, которые любят литературу и национальное искусство. Многие из них не знают родного языка. В Оренбургской области проживают почти два миллиона человек, среди них сто шестьдесят шесть тысяч татар и пятьдесят пять тысяч башкир. Когда на нашей сцене звучит татарский язык, нам приходится готовить перевод для зрителей, не владеющих языком матери. Это очень горько.
Недавно у нас прошёл вечер, посвящённый 110‑летию великого татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля, который родился в деревне Мустафино Оренбургской губернии. В память о героях Великой Отечественной войны уже более десяти лет ставим легендарный спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Бориса Васильева. Этот спектакль вызвал неподдельный интерес у французов во время недавних гастролей. К великому огорчению, наше российское молодое поколение не особенно интересуется историей. Однажды я смотрел телевизионный сюжет, в котором репортёр голландского телевидения брал интервью у молодого человека и задал ему вопрос: «Кто победил во Второй мировой войне?». Последовал ответ: «Наверное, американцы». Я был потрясён, что люди не знают или забыли, какой ценой досталась Победа нашему народу. После этого к 70‑летнему юбилею Великой Победы в 2015 году наш театр представил зрителям сразу две премьеры! Это театральный диптих памяти героев Великой Отечественной войны. Он состоит из спектакля‑реквиема «Письма памяти» в постановке Олега Николаева и военной летописи «Позови меня в прошлое» по пьесе оренбургского автора Павла Рыкова.
«Позови меня в прошлое» - спектакль о необычном путешествии во времени. Компания молодых людей случайно попадает в музей во время акции «Ночь музеев» и оказывается в Чкалове (Оренбурге) времён Великой Отечественной. Они стали свидетелями военной летописи, а герои войны предстали перед ними живыми людьми. Я включил в постановку образы Мусы Джалиля, Александра Родимцева, Александра Шмореля, Алексея Фатьянова, Кирилла Орловского…
- Во многих театрах обсуждается нехватка захватывающих зрителя драматургических произведений….
- Драматургия - это очень сложный жанр. За два часа должен быть прожит целый роман. Мы ставили лирическую комедию «Выходили бабки замуж» Флорида Булякова о непростой судьбе и одиночестве обитателей Дома престарелых. Чтобы поставить произведение на уровне «Утиной охоты», нужен Михаил Ульянов или Михаил Ефремов.
- Чем, на ваш взгляд, обеспечивается успех драматургического произведения?
- Такое произведение стоит на трёх китах. Это, в первую очередь, философия. Автор должен выразить определённую идею, дать фикер. Если в пьесе есть глубокая мысль, то она способна рождать чувства. Только тогда можно достичь эмоционального восприятия спектакля зрителем. И он становится участником, сопереживает происходящему на сцене.
Однажды по этому поводу у нас с Мустаем Каримом произошло словесное сражение. «Сюжет - это только фабула,- пытался я его убедить.- А главное - это абсолютная идея, то, о чём хочет поговорить драматург со своим зрителем». Даже в самом коротком стихотворении должна быть идея. А характер героев находится на втором месте.
В татарской драматургии никто не сделал столько для национального театра, сколько сделал Туфан Миннуллин. Мы через театральные постановки должны говорить с нашим народом. А журналисты не должны создавать вакуум вокруг новых постановок. Объективная публичная оценка, в том числе критика, необходима любому театру. У вас в республике для этого потрясающие возможности. Это - популярные литературные журналы «Казан утлары», «Безнең мирас», «Казань», «Идель».
- В последние годы в стране открылось много новых театров различных направлений. Каковы современные тенденции на театральных подмостках?
- Да, каких только не возникло театров! Недавно посмотрел постановки новоиспечённых коллективов «Поиски», «Эксперимент», «Малая форма». Однако ничего на сцене не происходит. Может, кому‑то это нравится. Но присутствующие на этих зрелищах не могут оторвать глаз от своих гаджетов. Спрашиваешь, зачем пришли - отвечают: модно, клёво… В одном московском спектакле перед зрителями появляются двадцать два голых мужчины и столько же женщин. В другом театре Анастасия Волочкова, между прочим, красивая женщина, демонстрирует, перешагнув рамки приличия, всё, что можно показать на занятиях медицинского вуза. Несмотря на дорогие билеты, зрители, богатые олигархи идут поглазеть на эту «картину».
На сценах порой можно встретить и авангард. Возьмём, к примеру, последний спектакль «Земля» режиссёра Максима Диденко на Новой сцене Александринского театра в Санкт‑Петербурге по мотивам фильма Александра Довженко 1930 года о коллективизации в украинской деревне. В первом действии спектакля артисты в синих и красных майках играют в баскетбол, а во втором действии демонстрируются лозунги на Майдане. Таким образом, у режиссёра, приверженца «физической культуры», крестьяне стали спортсменами. Это вместо того, чтобы осмыслить весь трагизм советской коллективизации.
В государственном драматическом театре на Васильевском идёт спектакль по произведению Людмилы Улицкой «Русское варенье» о современной русской интеллигенции, который иногда критики сопоставляют с грустными комедиями Антона Чехова. Я бы добавил - только это очень и очень плохой Чехов.
На мой взгляд, чтобы найти новое, нужно хорошо изучить историю. А на сцене должна быть жизнь. И сценическая жизнь должна быть раза в полтора выше, чувственнее реальной.
- Почему сегодня становятся актуальными постановки на исторические темы? Молодой режиссёр Ильгиз Зайниев на малой сцене театра Камала поставил драму Уильяма Шекспира «Ричард III». Насколько нам известно, она и на вашей сцене идёт успешно.
- Тема власти, лжи, смуты сегодня становится востребованной. На такие постановки правительство даже выделяет гранты театрам. У нас с успехом шёл спектакль «Ярослав Мудрый» о последних днях жизни великого русского князя, который был поставлен в жанре психологической драмы. Спектакль такого уровня возможен лишь при появлении актёра, способного передать весь трагизм таких личностей, как Иван Грозный или Ричард III. Работа над пьесой Шекспира заняла полтора года, и я сильно волновался перед премьерой «Ричарда», поскольку в нём очень много символических деталей. Публика восторженно приняла эту постановку. Популярность трагедий Шекспира, Пушкина обусловлена состоянием нынешнего общества. «Народ безмолвствует» - мы всегда выделяем эту фразу из последней сцены «Бориса Годунова» Александра Пушкина - значит, приближаются большие перемены.
После Казани театр продолжил гастроли в Уфе, где Рифкату Исрафилову после показа спектакля «Милые люди» по мотивам рассказов Шукшина торжественно вручили премию имени Василия Шукшина. Эта награда вручается тем, кто внёс большой вклад в изучение и популяризацию творческого наследия писателя в многонациональной культуре России. Наша редакция поздравляет Рифката Вакиловича с заслуженной наградой!
Беседовала Сюмбель ТАИШЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев