Роскошные подарки Нурии Каюмовой
Два удивительных шедевра художественной росписи может увидеть каждый казанец. Это роскошная ваза с видами Казани и невероятной красоты блюдо диаметром шестьдесят сантиметров, расписанное по мотивам произведений Габдуллы Тукая с портретом поэта в центре блюда.
Два удивительных шедевра художественной росписи может увидеть каждый казанец.
Это роскошная ваза с видами Казани и невероятной красоты блюдо диаметром шестьдесят сантиметров, расписанное по мотивам произведений Габдуллы Тукая с портретом поэта в центре блюда. Однако далеко не все знают, что оба великолепных произведения создала художник из Санкт-Петербурга Нурия Саматовна Каюмова.
Вазу она расписала к тому времени, когда праздновался 1000-летний юбилей Казани. Нурия Саматовна передала её тогдашнему мэру столицы Татарстана Камилю Исхакову. Эта ваза хранится в городской Ратуше.
А блюдо, созданное художником декоративной росписи к 130-летию со дня рождения народного поэта, Казань обрела в январе 2017 года. Нурия Саматовна работала над ним в течение 2016 года с соблюдением всех элементов декоративной росписи, использовала цветные краски и жидкое золото. Блюдо было передано как особый дар музею-заповеднику «Казанский Кремль».
Автор уникальных произведений стремится пробудить интерес к национальной культуре, обратить внимание на её живительные художественные истоки.
Единственное чадо Каюмовых появилось на свет 7 ноября 1931 года в Ленинграде. Её родители приехали сюда в поисках лучшей доли из Буинского района Татарии. Отец работал на Балтийском кораблестроительном заводе, мать посвятила себя мужу и дочери.
В начале 1942 года Нурия была эвакуирована из блокадного города в Поволжье и вернулась в Ленинград лишь в 1944 году. Во время блокады они с мамой, рискуя жизнью, ходили по понтонному мосту к линии фронта, носили еду отцу, который защищал город. Это закалило в подростке силу духа, она хорошо поняла, какая это ценность — жизнь.
Нурия с трепетной благодарностью вспоминает соседей, среди которых была женщина княжеских кровей, жившая в их коммунальной квартире. Её сын учился в художественной школе, и у соседей было много красок. А семья Нурии не имела возможности покупать ей всё необходимое для рисования. Она ходила к соседскому мальчику, и ребята вместе рисовали. Эти коммунальные «штудии» предрешили выбор Нуриёй профессии.
Она поступила в художественно-ремесленное училище при Ленинградском фарфоровом заводе. Училась у таких знаменитых преподавателей, как Варвара Фёдоровна Рукавишникова и Людмила Викторовна Протопопова. Несколько лет юная Нурия работала помощницей виртуоза художественной декоративной росписи Протопоповой.
— В художественной лаборатории собрались очень талантливые художники, умные, интеллигентные, весёлые люди,— говорит Нурия.— В такой интересной среде мы выросли, воспитывались и многому научились. Я очень благодарна моим наставникам!
Тонкое художественное чутьё вкупе с уже немалым опытом помогло Нурие развить в себе чувство материала, цвета, формы и постичь тонкости искусства декоративной росписи. Только освоив всё разнообразие художественных и технических особенностей, сложившихся в практике предшествующих поколений, можно было перейти к самостоятельной творческой работе. Именно так Нурия Саматовна становилась не просто исполнительницей росписи по готовым образцам, а живописцем-новатором, умеющим работать творчески, самостоятельно находить новые композиционные решения, совершенствовать художественное качество новых изделий.
В 1949 году Нурия Каюмова участвовала в росписи вазы, создававшейся к 70-летию Сталина.
— Это была очень ответственная работа, без права на ошибку, и сдать её требовалось точно в срок,— до сих пор не забыла своё волнение и все подробности Нурия Саматовна.
Намечалась в её судьбе и другая стезя. Нурия Саматовна — очень спортивная женщина, она занималась прыжками в воду и входила в команду Ленинграда по этому виду спорта. Несколько лет была на спортивной работе, но после замужества вернулась в художественную лабораторию фарфорового завода. Помимо работы художником декоративной росписи, обучала молодых живописцев, участвовала в реставрации старинных декоративных изделий в «Эрмитаже» и других музеях города на Неве.
Творения талантливого мастера не спутаешь ни с какими другими. Воздействие профессионального «учёного» искусства многократно усиливается изысканной символикой, орнаментикой разных стилей. Её изделия — это праздник, красота, радость, они излучают тепло, их красотой можно любоваться бесконечно. В 2004 году первый мэр Санкт‑Петербурга Анатолий Собчак подарил вазу, расписанную Нуриёй Каюмовой, королеве Великобритании Елизавете II.
Нурия Каюмова в основном создаёт уникальные произведения для высоких гостей, музеев и выставок, в которых наиболее выразительно проявляются её мастерство и фантазия, новые образные решения. Она придаёт большое значение живописному началу, движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций одного и того же цвета. Иногда в росписи применяет и широкий мазок с переходами от звучного цвета к размытому, от чёткого очертания — к «истаиванию» и слиянию с белым фоном; использует и сплошной мазок, широкий и узкий, образующий узор силуэтного характера, который сочетает с тонкой линией, чёткой штриховкой, мягкой, уходящей в белизну фона в лёгких травках и усиках. И возникает волшебство!
Нурия Саматовна — одна из немногих татарских мастеров декоративной художественной росписи. Мы гордимся этим талантливым художником — нашим земляком. К сожалению, у татар ещё в XVI веке было утрачено искусство декоративной росписи по керамике и даже сам промысел, он до сих пор не восстановлен на высоком профессиональном уровне. Это очень непросто: требуется создать особое производство и подготовить квалифицированные кадры, выработать ориентированную на национальные орнаменты художественную систему для коллективного творчества. Ведь роспись — художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Это единство стиля возможно лишь как итог глубокой творческой переработки всего традиционного, народного материала и современного опыта.
Нурия Каюмова, как человек-оркестр, объединила голоса многих предшественников в прекрасную песню художественной росписи.
Шамсутова Алсу Атласовна — кандидат филологических наук, член Союза писателей Республики Татарстан, руководитель общественной организации «Клуб татарского искусства и культуры».
Работы Нурии Каюмовой
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев