Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Рыжий, казанский, влюблённый!

Журнал «Казань», № 5, 2018 Место действия: Ка­зань, чья‑то квартира, дружеские студенческие посиделки, затянувшиеся за полночь, вдруг приходит сообщение: «Руслан! Приезжай в Питер! Слава Полунин даёт мастер‑класс для студентов! Послезавтра!»

А‑а‑а‑а! Срочно‑срочно‑срочно! Звонит домой среди ночи: «Мама! Мне нужны деньги на билет, прямо сейчас!» Бежит, полноватый на вид мальчик, пусть это никого не обманывает - он пять лет отучился в хореографическом, и умеет, между прочим, на шпагат садиться! Дома - хватает свой любимый жёлтый чемодан! В восемь утра уже на вокзале, пришёл покупать билеты, дешёвых уже нет, только купе! Ничего! Любые деньги, лишь бы попасть! В час дня он уже сидит в поезде, он уже едет навстречу новой жизни! Вот прямо так, буквально! Как в кино!

Мы встретились с Русланом для этой беседы накануне его второй поездки во Францию, а первая (не в Питер, с которого мы начали, а именно в Париж) была полгода назад - он месяц отучился на интенсивных курсах у великих клоунов современности Славы Полунина и Джанго Эдвардса (на самом деле, учителей там было гораздо больше, со всего мира! Так же, как и счастливчиков‑учеников), это были такие курсы, что уже на вторую неделю пребывания в Париже - два­дцать из три­дцати трёх отобранных участников заболели, вот какие там были нагрузки! Итак, мы встретились через полгода, накануне его второй поездки. Вячеслав Полунин уже пригласил Руслана Риманас в свой новый проект! А в сентябре его также пригласили в Белоруссию, в Гомель, для участия в международном клоунском фестивале…

А всего лишь год назад - этого ничего ещё не было! Просто ничего! Был студент Казанского те­атрального училища, отделения эстрады, правда, уже успевший за три года учёбы придумать и сыграть свой первый клоунский моноспектакль. Не номер или скетч - а именно спектакль!

Ко­гда Руслан был на первом курсе, то им на паре по истории эстрады и цирка показали видеозапись «сНежного шоу» Славы Полунина, известного советскому поколению зрителей под именем Асисяй и по основанному им ко­гда‑то те­атру «Лицедеи», а современным поклонникам и любителям циркового и те­атрального искусства чаще всего именно по «сНежному шоу» - смешному и грустному, трогательному и философскому, божественно‑космическому даже, я бы сказал. Первокурсник Руслан Риманас после того, как увидел запись этого шоу - ощутил прилив неизъяснимой радости, восторга, влюб­ился и в Славу, и в его шоу, и в сам этот жанр - ко­гда клоунада перестаёт быть просто развлечением, а делается чем‑то огромным, поэтическим и прекрасным, устремляет души зрителей к Богу, к мечтам!

Руслан даже не мог успокоиться, пересматривал это видео снова и снова, раз шесть точно! Но разве мог он то­гда рассчитывать, находясь так далеко от своего кумира, в нашей Казани - простой студент, без всяких особенных связей в цирковом мире, что однажды станет учеником Полунина, а ещё однажды (это уже после поездки в Париж), ко­гда они с группой репетировали выпускной спектакль в родном училище, вдруг раздастся звонок, и ко­гда он возьмёт трубку, то через несколько секунд уже будет говорить, заикаясь от радости: «Д‑да, Вячеслав Иванович!» То есть сам маэ­стро ему позвонил, не агентов своих попросил, а сам, как друг и товарищ! (Полунину понадобились старые фотографии времён его участия в теа­тре «Лицедеи», видимо, с казанских гастролей. Эти снимки то­гда сделала наш выдающийся фотограф Ляля Кузнецова, и они сохранились в её архиве, Полунин попросил Руслана провести переговоры с фотохудожником.)

А началось всё сразу и вдруг, с того ночного сообщения, с поезда Ка­зань‑Питер, на который, в дорогой купейный вагон, бухнулся разгорячённый юноша с копной кудрящихся волос и твёрдой решимостью попасть на полузакрытую встречу со студентами (о которой он и узнал случайно в ту знаменательную ночь) великого артиста, одного из выдающихся и самых титулованных клоунов современности Вячеслава Ивановича Полунина.

Руслан приехал рано, сразу побежал за книгами маэ­стро (подумал: вдруг - на самой встрече не достанет, а получить автограф великого клоуна - мечта же!), нашёл, купил (втридорога, оказалось!) и вот так, с охапкой книг, с растрёпанными волосами, вбежал в зал: «Откуда вы? Из Казани? Да как вы узнали? Из такого далёка приехали, ну, проходите то­гда на первый ряд!» И он сел на первый ряд, и во время встречи всё тянул и тянул вверх руку, как восторженный первоклассник, у него было столько вопросов, что Вячеслав Иванович подустал и строго предупредил: «Всё! От вас последний вопрос!» Да, да! Последний! И Руслан вскочил и побежал к импровизированной сцене обнимать Полунина! «И я бегу, а он убегает от меня, и так мы бегаем вдвоём по сцене, он от меня, я за ним, и все уже смеются, как будто это готовый скетч!», и всё‑таки они обнялись.

Вячеслав Полунин, ко­гда его однажды спросили (журналист издания «Фонтанка. ру») о том, какие бывают разновидности клоунов, ответил так: «Их огромная палитра. Но по­чти все они пользуются основными мифологическими принципами. Один из них - клоун‑ребёнок - который внутри себя остался ребёнком и через всю жизнь пронёс это состояние удивления, восхищения, во‑всё‑влюб­ления, желание всё потрогать, во всём поучаствовать. Вот этот вот клоун‑ребёнок - мой самый любимый персонаж, который занимает огромную часть всей клоунады». Вот, Руслан Риманас, кажется, как раз такой клоун‑ребёнок, ко­гда я его спросил, какой у него любимый цвет, он ответил: «Жёлтый, но не лимонный, а такой немножко горчичный», и тут же рассказал, что ино­гда, чтобы поднять себе настроение, заходит в магазин товаров для творчества, находит там цветной лист, как раз такого жёлто‑горчичного цвета, и обнимает его, и то­гда лицо клоуна расплывается в блаженной, счастливой улыбке.

Эта первая встреча Руслана с Полуниным напо­мнила мне другой известный эпизод: единственную встречу великой (в недалёком будущем, а то­гда ещё совершенно молодой) Фаины Георгиевны Раневской со своим кумиром, те­атральным гением режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским. Однажды в Леонтьевском переулке Раневская увидела пролётку, в которой проезжал Константин Сергеевич. Она побежала следом, посылая воздушные поцелуи и крича: «Мальчик! Мальчик мой дорогой!» Станиславский рассмеялся и махнул ей рукой. Эту встречу Раневская вспоминала всю жизнь, она была счастлива, что смогла рассмешить Станиславского, которого обожала…

В общем, история юного студента, его встреча с Полуниным имела (по‑моему) какое‑то волшебное, неземное происхождение, и это тоже была история про любовь к миру, к людям и к святому искусству! История столь многообещающая (не только для самого Руслана, но и для нашего города - погодите, мы ещё расскажем об идее Руслана создать в Казани настоящий клоунский те­атр, и о том, что он уже думает о спектакле, чтобы можно было способом клоунады рассказать миру и людям о татарской на­цио­наль­ной культуре, о героях сказок Тукая, о том, как он влюб­лён в музыку Салиха Сайдашева и Рустема Яхина, обо всём этом мы расскажем, ибо очерк наш не просто о молодом талантливом юноше, которому повезло учиться у лучших клоунов мира, а ещё и о том, что он мечтает сделать в нашем городе («я очень полюбил Ка­зань!»), для нас, для нашей культурной среды). Обо всём мы постараемся рассказать, но сначала нужно всё‑таки закончить историю про то, как он оказался в Париже!

Та шальная поездка в Питер принесла ему много новых знакомств: необычного парня трудно было не заметить. И вот, одна из новых знакомых - питерская клоунесса Любовь Корадуба и рассказала ему, что Вячеслав Полунин вместе со своим другом, великим и ужасным клоуном Джанго Эдвардсом, набирают со всего мира кандидатов на месячный тренинг‑интенсив, и тебе, мол, Руслан, конечно же, надо попробовать!

К тому времени Руслан ведь, несмотря на свой юный возраст, уже прошёл большой путь - за спиной остались пять лет изнурительной учёбы в хореографическом училище, и раньше - ещё несколько лет в музыкальной школе по классу виолончели, ему, маленькому, то­гда просто очень понравилось слово «виолончель»! И, наконец, недавно, уже учась в те­атралке, Руслан придумал свой спектакль, костюмы для которого шил сам на бабушкиной швейной машинке. Шить рано научился, ещё в хореографическом, ко­гда латал часто рвавшиеся балетки. Моноспектакль Руслана недавно снова прошёл в «Учебном теа­тре», и вот то­гда‑то, во время этого показа, мы впервые познакомились. Я написал рецензию.

Фрагмент из спектакля «Жизнь Н...».
Белый клоун дарит стрелы любви.

Начинал тот спектакль эдакий чаплиновский герой, гуляющий по Парижу и безнадёжно влюб­лённый, взаимодействующий с предметами (веер, парик девушки - надел на стул…), а потом - вдруг клоун выходит в зал, идёт по спинкам стуль­ев зрительного зала, даже сделал шпагат… клоунские штучки… самое хорошо получившееся: номер, ко­гда раздал зрителям колокольчики цветные и разыгрывал с ними по нотам простенькую мелодию (на одну неумеху, не вовремя зазвонившую, так фыркал глазами, что даже видавший виды завлит камаловского те­атра, известный те­атральный критик Нияз Игламов засмеялся заливисто)… а потом на сцене появилась его Беатриче, куколка… и рыжий клоун превратился в ангела… а мы все были уже частью этой истории, мы были внутри со­зданного им волшебного пространства, мы были с ним, нашим дорогим рыжим, после всех этих гегов, приглашавших зрителей к соучастию… мы были с ним, и мы уже не просто видели, мы сочувствовали ему… но именно в этот момент он казался особенно одинок… И дальше - он надел крылья и ушёл в Божий космос… Рыжий клоун превратился в белого. Вот как сам Руслан определил жанр спектакля: «моноспектакль в жанре психологическо‑лирической клоунады». А вот что было написано в программке: «Почему если рыжий, то сразу весёлый. История о радости и печали, любви и ненависти, силе и слабости, история об одном маленьком клоуне Н.».

Это был именно те­атр, это был путь в искусство, нечто большее, чем - «а мною заполняют перерыв», как пела в песенке Арлекино неподражаемая Алла Пугачёва. И это был как раз тот жанр, тот способ клоунского существования на сцене, который исповедует и воплощает на мировом уровне великий Вячеслав Полунин.

В том же, цитированном выше интервью, Вячеслав Иванович замечал: «Надо сказать, что не очень сейчас удачная ситуация с клоунами во всём мире: клоуны где‑то в 80‑х годах и даже немного раньше, в конце 70‑х, начали покидать цирковые арены, потому что почувствовали, что им не хватает жизни. Уровень профессии был очень высокий, а новых форм, искренних, современных, никак не находилось - и поэтому они по­шли это искать в других местах: кто в те­атр, кто на улицу, кто ещё куда‑то».

В Казани эти процессы начались в 1990‑е годы, Руслан называет примеры клоунских спектаклей своего мастера по те­атральному училищу Рустама Фаткуллина, а также приводит в пример цирковую клоунессу Мону Лизу, с которой они вместе сейчас и придумывают будущий клоунский те­атр. Руслан очень хочет, чтобы это был именно те­атр как вид искусства (спектакли в зале, а также - и уличный те­атр), чтобы клоуны не просто развлекали, не выходили бы к людям в роли простых аниматоров, не использовались бы только на разных детских праздниках, или в каких‑нибудь ночных клубах для увеселения пуб­лики. Всё это ему тоже приходилось делать, чтобы зарабатывать на свою мечту, и он делал это очень хорошо, в своём агентстве считался лучшим клоуном, но ему хочется вывести своё искусство на настоящую высоту.

И особенно ему хочется сделать это для Казани. Мать Руслана татарка, и сейчас у него проснулся настоящий интерес к татарской культуре и народному фольк­лору. Он, например, уже придумал скетч про Су анасы. И ведь действительно, это же будет очень востребовано: Ка­зань - город туристический, а тут появляется возможность рассказать о наших героях сказок без слов, познакомить приезжих с нашей литературой! Мы начали фонтанировать идеями, я рассказал Руслану об ансамбле незрячих подростков «НеЗаМи», и Руслан загорелся идеей со­здания клоунского спектакля для слепых!

А в Париж собирали его всем миром! Вскоре после получения подтверждения о приглашении Руслана во Францию, выяснилось, что участие платное, и нужно найти по­чти что 3000 евро, таких денег, несмотря на все подработки и помощь родных, сразу не находилось, и то­гда Руслан решил обратиться за помощью к людям через социальные сети, рассказал о своей мечте стать клоуном и учиться у великих мастеров современности, о том, как близка сейчас для него эта мечта. Удивительно, но уже в считанные часы стали приходить переводы на его имя! «Я то­гда даже не знал, что это называется краудфандинг». Да как бы ни называлось! Я, например, вспо­мнил другое: как встарь в татарских деревнях жители скидывались, чтобы отправить талантливого юношу учиться на муллу, может, кому‑то не понравится это сравнение, но, видя, с каким трепетом относится Руслан к своему клоунскому искусству, как к некоему даже духовному деянию, мне оно кажется вполне уместным.

Фотосессия «A propos» («Кстати» - франц.).

Народ захотел, чтобы в Казани был свой вот такой клоун! Почему бы и нет? Мы прекрасно отдаём себе отчёт, что Руслан ещё в самом начале пути, и, например, на обсуждении его спектакля, прошедшего недавно в Казани, критиками было высказано немало весьма дельных замечаний. Но, во‑первых, мы видим его рвение и увлечённость: и не только мы видим! Великолепный Джанго Эдвардс в Париже как‑то подошёл и сказал ему на ушко: «Я вижу, что именно тебе особенно нужен был этот мастер‑класс!» И вот сейчас, например, предстоит Руслану новая поездка в Париж, для участия в проекте «День открытых окон» Славы Полунина, ему позвонили, пригласили, и всё теперь оплатят сами организаторы. Ещё одна важная для нас часть истории состоит в том (мы уже говорили) - что Руслан по­мнит и чтит свои корни, и хочет о своей культуре, традициях рассказывать средствами клоунады.

И, значит, будет в его истории (если она воплотится, а в мечтах у Руслана создать не просто те­атр, а целый культурный проект для Казани, точку притяжения разных творческих сил, наподобие полунинского центра «Жёлтая мельница» в Париже) … будет там место и татарским сказкам, и страничкам из жизни Казани, с которой Руслана связывает вся жизнь, не только его, но и его предков, среди которых, между прочим, известный писатель Георгий Петрович Аристархов (прадедушка Руслана), автор повести с таким подходящим к истории правнука названием «Родом из детства». Хотя детство Георгия Петровича было совсем другое, голодное, военное, а позже стал он членом Союзов писателей России и Татарстана, был мастером спорта по боксу, чемпионом СССР, Украины. Играл профессио­нально на пяти инструментах, чемпион города Казани по шахматам и шашкам, всю жизнь проработал учителем в школе, первый и почётный выпускник журфака КГУ имени Ленина, являлся журналистом‑международником. В общем, хорошие у Руслана корни, талантливая семья, и это укрепляет наши надежды, нашу веру в него! Недаром ведь всё, что с ним происходило - случилось как в кино! Но чтобы дальше всё осуществилось, чтобы всё было, как мы тут мечтаем - нужно, конечно, не на лаврах почивать, а много работать, это понимает и сам Руслан.

Необычная его фамилия - Риманас - литовская (литовских евреев, изначально писалась как Риман), и сам он ощущает себя литовцем, хотя в Вильнюсе (историческом Вильно) впервые смог побывать и встретиться с родственниками буквально недавно. Приехал туда - красивый, с красными волосами, настоящий радостный клоун! А вот по прилёте в Ка­зань - на пас­портном контроле долго не хотели его пускать на Родину: «Цель вашего приезда в Ка­зань?» Да я тут живу! Посмотрели недоверчиво: «Ага, мол, сказки рассказывай! Такой красноволосый, да ещё и Риманас!» Руслан, кстати, давно волосы красит, в цвета - самые разные, сейчас, правда, они у него цвета по­чти обычного, но вот пройдут экзамены в те­атральном училище, и всё изменится («фиолетовая краска уже заготовлена»!).

И вот послушал я эту историю про этих недоверчивых пограничных контролёров и подумал: «Ну, нет, это неправильно! Все должны знать, что в Казани живёт Руслан Риманас!» Подумал так, и через час уже сел строчить этот очерк! Вот! Закончил, наконец! В печать теперь! Срочно‑срочно!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев