Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Сказать, услышать и понять

Журнал «Казань», № 10, 2016 Субъективный взгляд на XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино В Год кино мы вправе ожидать открытий и ярких событий в киноискусстве. Для Татарстана знаковым событием стал XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино.

Прозвучало приветствие президента Респуб­лики Татарстан Рустама Минниханова: «С каждым годом фестиваль уверенно завоёвывает сердца кинозрителей и укреп­ляет свои позиции как одного из авторитетных смотров не только оте­че­ственного, но и мирового киноискусства». Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации, председатель Совета муфтиев страны, бессменный президент фестиваля муфтий шейх Равиль Гайнутдин призвал во имя единения народов, религий и культур «войти в мир сообща».
Войдём в мир сообща
Открыла фестиваль картина иранского режиссёра Маджид Маджиди «Мухаммад - Посланник Всевышнего». Этого почётного права удостаиваются фильмы, получившие широкий резонанс в мире киноискусства. Создатель картины Маджид Маджиди (до конца 2006 года он был единственным иранским режиссёром, фильм которого номинировался на «Оскар») пояснил, что в мировом кинематографе полнометражных фильмов о посланнике Всевышнего Мухаммаде всего два (!). Кроме уникальности и смелости замысла, фильм поражает масштабностью - это многоцветная палитра малоизвестного на Западе исторического периода возникновения ислама (действие происходит в VI веке). В работе над картиной участвовали учёные‑историки и религиоведы, были изу­чены десятки древних текстов, хранящиеся в странах Ближнего Востока. Повезло тем, кто успел посмотреть это трёхчасовое киноповествование в кинотеа­тре «Родина», ведь в ближайшее время картина вряд ли будет доступна широкому зрителю.
В нынешнем году фестиваль набрал рекордное количество заявок на участие - более семисот из пятидесяти двух стран мира, среди них впервые - Литва и Чили. Активно проявили себя Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Грузия, Белоруссия и другие страны ближнего зарубежья. Традиционно много фильмов было заявлено от Ирана, Ирака, Бангладеш, Сирии, Китая. Всего в конкурсную программу фестиваля вошли шестьдесят фильмов из три­­дцати трёх стран мира.
Российское кино заняло достойное место в конкурсной и в неконкурсной программах. Особенно ярко заявили о себе оте­че­ственные аниматоры. Из десяти работ, отобранных в номинацию «Анимационный фильм» - пять российских, среди них татарстанская картина «Стрела наследия» Сергея Киатрова. Лучшим анимационным фильмом была признана работа «Долесу» Алёны Ребезовой из Санкт‑Петербурга, выполненная с истинно питерской сдержанностью и философским подтекстом.
Новшеством фестиваля стала номинация «Россия молодая», в которой мы увидели лучшие работы молодых российских режиссёров, в том числе из Татарстана - «Шишел‑мышел» (о противостоянии цинизма и духовности) Светланы Калиной и «Земля одиночества» (о вере и надежде) Айдара Шарипова. Победители фильмы «Мама» (режиссёр Кирилл Плетнёв) и «Личное дело» (режиссёр Андрей Носков). По мнению члена жюри сценариста и актёра Юрия Быкова, «самый главный приз в жизни любого режиссёра - это самый первый, потому что человека надо заметить, дать ему путёвку в жизнь.
Решение жюри - это лишь попытка быть объективными, но не истина в последней инстанции».
Лучшим полнометражным документальным фильмом признали ленту иранского режиссёра Мехди Ганжи «Я хочу быть королём». А в номинации «Документальный короткометражный фильм» победу разделили фильмы «Ата Бейит» (Кыргызстан) Алижана Насирова и «ЗК» (Татарстан) выпускника Казанского государственного университета культуры и искусств Руслана Валеева. Член жюри фестиваля успешный режиссёр и продюсер Алексей Барыкин, вручая награду начинающему коллеге, подчеркнул, что программа короткометражных документальных фильмов была особенно сильной и победа в этой номинации «дорогого стоит». Не осталась незамеченной и работа второго номинанта‑документалиста из Татарстана Рената Хабибуллина - его полнометражный фильм «Мечеть Марджани. История воплощённых традиций» был отмечен спецпризом мэра Казани.
Самым сильным игровым полнометражным фильмом конкурсной программы фестиваля (и в этом мнение жюри и зрителей полностью совпали) признали иранский фильм «Бессмертный» (режиссёр Хади Мохагех), который удостоился награды и в номинации «Лучшая операторская работа» (оператор Рузбех Райга). В картине затронута вечная тема «пре­ступ­­ления» и «наказания»: шестидесятилетний старик, по вине которого погибла вся семья, мучается чувством вины и неоднократно пытается покончить с собой, но безуспешно. Медленное сгорание героя на огне душевных терзаний, возможно, и есть чистилище, ведущее к искуплению. Некоторая тягучесть киноповествования завораживает, затягивает в виртуальную реальность экранного действа, заставляет чувствовать и размышлять… Председатель жюри фестиваля Александр Прошкин назвал фильм шедевром.
По силе эмоционального воздействия после «Бессмертного» стоят два других фильма игровой конкурсной программы: «Ничьё дитя» (Сербия, режиссёр Вук Ршумович) и «Смирение» (Малайзия, режиссёр Тунку Мона Риза). В первом рассказывается о перипетиях судьбы мальчика, найденного среди волков в глуши боснийских гор. Но суть не в этом, а в несовершенстве человеческого социума, по жестокости превосходящего звериный, в который попал герой картины. Вук Ршумович, являющийся и автором сценария, в основу которого легли реальные жизненные события, получил приз «За лучший сценарий игрового фильма».
Самое большое количество призов собрала лента Тунку Моны Ризы. Она затрагивает проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Отец мальчика‑аутиста любит сына, но отказывается принять его таким, какой он есть. Это приводит к трагедии. Может быть, смирение в такой ситуации и есть залог тихого счастья? Картина была отмечена Гильдией киноведов и кинокритиков России «Белый слон». За достоверное и проникновенное раскрытие темы и человеческих отношений актёрский ансамбль фильма «Смирение» Хариц Хазиг, Иззи Риф и Намрон получил приз за лучшую мужскую роль.
Но главная награда фильма - спецприз президента Респуб­лики Татарстан «За гуманизм в искусстве». Принимая поздравления, Тунку Мона Риза не скрывала слёз. «Наш фильм - это голос семей, воспитывающих детей‑аутистов. И мы были услышаны»,- сказала она.
Работу российского режиссёра Сергея Потапова (Якутия, фильм «Божество Дьесегой») отметили за лучшую режиссуру полнометражного игрового фильма. Шестеро из семи членов жюри были режиссёрами, так что можно смело сказать, что Сергей Потапов сработал филигранно, ещё раз подтвердив, что в Якутии умеют снимать самобытное кино.
К сожалению, в конкурсной программе игрового кино не было ни одной татарстанской картины. Познакомиться с творчеством земляков можно было через параллельные программы. Судя по тому, что залы не пустовали и зрители не скучали, работы наших земляков имели успех.
Всего призы фестиваля получили одинна­­дцать картин. Все работы на кинофоруме полностью соответствовали девизу «Через диалог культур - к культуре диалога». Тематика фильмов с каждым годом расширяется. Это проблемы людей с ограниченными возможностями, жизнь иммигрантов, путь развития общества, нравственный выбор человека независимо от на­цио­наль­­ности и вероисповедания…
Как сказал премь­ер‑министр Ильдар Халиков, зерно, заложенное одинна­­дцать лет назад, проросло и дало мощный побег в виде прекрасного дерева мусульманского кино на земле Казани.
Недосказанное
После каждого пафосного (в хорошем смысле этого слова) мероприятия остаётся послевкусие, которое можно смаковать ещё долго, или что‑то вызывающее неприятные ощущения. Зачастую такие «мелочи» не упоминают в официальных источниках.
В нынешнем году порадовал подбор ведущих церемоний открытия и закрытия фестиваля. В первом случае ими стали актриса те­атра и кино из Санкт‑Петербурга Полина Толстун и актёр Камаловского те­атра народный артист Респуб­лики Татарстан Искандер Хайруллин, а во втором - заслуженная артистка России Нонна Гришаева и заслуженный артист Татарстана Рузиль Гатин. В отличие от предыдущих лет, на сцене чётко и внятно звучали фамилии участников фестиваля, не было никакой «отсебятины», которой грешили приглашённые со стороны артисты. Приятной не­ожи­данностью для зрителей стало то, что для Нонны Гришаевой Ка­зань является городом её предков.
- Мой прапрадед Гордий Семёнович Саблуков, известный русский востоковед, профессор Казанской духовной академии, исследователь ислама, был первым переводчиком Корана, а впоследствии царь пожаловал ему фамилию Казанский,- рассказала она.
Словом, всё, что говорили, делали обе пары ведущих, было уместно, элегантно, красиво. (Закрытие, на мой взгляд, прошло безукоризненно и оставило самое лучшее впечатление.)
Тем большее недоумение вызвали выступления звёзд оте­че­ственного кино в день открытия фестиваля. Блистательная актриса народная артистка РСФСР Людмила Хитяева восхитилась татарской кухней, рассказала сти­хо­творение о вой­не и поучительную историю об отношении к хлебу, что, право же, имело весьма отдалённое отношение к фестивалю с собственным неповторимым лицом и городу с интересной историей и культурой, в которой далеко не последнее место занимает кино. Да и выступление народного артиста России Юрия Назарова, высоко оценившего местное гостеприимство и исполнившего под акустическую гитару при поддержке заслуженной артистки России Людмилы Мальцевой песню из кинофильма «Земля Санникова», прямо скажем, не очень впечатлило. Этот ни к чему не привязанный «артистический набор» сгодился бы для «капустника» или кулуарной встречи со зрителем в актовом зале учебного заведения, но никак не для фестивальной сцены «Пирамиды».
Потом я поняла, что как зрительница и как жительница Казани ожидала от почётных гостей большего соответствия идее фестиваля и большей сопричастности событию, которым мы в Татарстане гордимся. В чём‑то это созвучно словам Меджида Меджиди, на церемонии открытия пожелавшего устроителям фестиваля «больше делать акцент не на форме проведения, а на его содержании…».
Но самой большой «ложкой дёгтя» для многих стало отсутствие на фестивале министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, который ограничился поздравительной телеграммой. Своё огорчение по этому поводу высказал и президент фестиваля муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Ведь казанский кинофорум как уникальная площадка диалога культур и жизненных позиций, особенно учитывая сложившуюся в мире обстановку, заслуживает внимания и самого серь­ёзного отношения. Хочется верить, что так оно и будет.
Всё же главное, что осталось в душе и памяти от семидневного кинокалейдоскопа фильмов и творческих встреч - это радость от общения при помощи языка кино, позволяющего сказать важное, услышать и понять друг друга…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев