Сказочный мир Александра Иванова
Чеканка, истоки которой уходят в глубину веков, была одним из популярных видов народного декоративно-прикладного искусства татар до первой четверти XX века и особенно широко применялась в ювелирном деле. В 1970-е годы произошёл всплеск интереса к чеканке, ею украшали многие городские и сельские интерьеры.
Одним из редких продолжателей этой традиции национальной культуры стал Александр Иванов, искусный мастер художественной обработки металла, настоящий самородок.
Он родился в татарской деревне Мартыш Тукаевского района Татарстана. В крестьянской семье никогда не было художников. В сельской глубинке будущему чеканщику не удалось получить профессионального образования, его талант развивался благодаря природному дарованию, упорному труду и способности к самообучению.
Впервые Александр соприкоснулся с миром искусства после армии, в оформительской мастерской Георгия Арчуашвили при химкомбинате в Нижнекамске, куда молодой человек приехал на заработки. Там он изучил чрезвычайно трудоёмкий процесс изготовления металлических панно ручным способом с применением литья, гравировки и чеканки, точечной, рельефной и высокорельефной. За год освоил технические приёмы и более сорока лет совершенствует своё умение. Работает от зари до зари, не меньше двенадцати часов в день, не прерываясь ни на праздники, ни на выходные. Каждое медное панно требует от трёх месяцев до полугода: зреет замысел, подбираются инструмент и материал, а потом - кропотливый труд над каждой деталью. Чеканщик должен не только виртуозно владеть техническими средствами, но и хорошо рисовать, строить композиции.
Работы Иванова привлекают ювелирной проработкой мельчайших деталей. В творческом стиле проявляется характер художника: он отвечает на вопрос «Кто я?» образами своего произведения «Овен» из серии «Знаки зодиака».
- Я - Овен, упрямый и целеустремлённый, рога выставил и иду вперёд под покровительством Марса и Солнца. Родился в год Дракона. Муза всегда наблюдает за мной и сопровождает меня. Огонь освещает мою дорогу.
Александр серьёзно относится к знакам рождения: характеристики их символов во многом совпадают с реальными особенностями поведения знакомых ему людей. Однако он не фаталист, считает, что человек сам творит свою судьбу:
- Вот я всю жизнь, всю душу отдал творчеству. Жена и сын упрекают иногда, мол, у кого-то машины, хоромы загородные. Я тоже мог получать немалые деньги, но отказывался от всего, что отвлекало от искусства.
В произведениях художника - разные темы, но все они связаны с судьбой народа. В 1985 году была создана серия «Куликовская битва». На одном из панно изображён русский воин, который готовится к бою у православного храма.
- Мы - крещёные татары,- пояснил Иванов.- В доме всегда была икона с белыми занавесками, которые украсила вышивкой мама. Церкви в деревне не было, но праздники христианские любил с детства, вся деревня к ним готовилась.
Александр с благодарностью вспоминает бабушку, которая учила правильно, по-христиански жить. Это очень помогло сохранить человеческое достоинство в отчаянные девяностые. Одна из его работ серии «Человеческие пороки», созданная в 1994 году, называется «Безумие» - в ней отображён хаос того времени.
Многое для Александра изменилось после одной потрясшей его ночи. Ему приснилась родная деревня. Будто шагает он по улице и заходит в дом к старику очень высокого роста в белых одеждах. Видел Александр его во сне и раньше, будучи в армии. Тогда этот старик в белом облачении сообщил ему о смерти отца, а наутро в часть пришла телеграмма с известием об этом. Теперь же дед с печалью попросил Александра заглянуть за икону, висящую на обычном месте в красном углу. А там - листы, исписанные арабским текстом, на последнем два слова: «Мухаммад Пейгембер» - Пророк Мухаммед.
Такое вот напоминание Александру, что в его роду были мусульмане. Он поехал в Болгар, внимательно рассматривал там памятники и представлял себе далёкое прошлое. Так родился замысел серии «Татарстан», в которую вошли работы «Булгарское ханство» и «Тревожные годы». Панно украшены зооморфными и растительными мотивами, характерными для металлических изделий Волжской Булгарии.
Сюжеты татарских баитов и сказаний, истоки которых в легендарном булгарском времени, повлияли на мироощущение художника, как и яркая поэзия Габдуллы Тукая. Став зрелым мастером, он посвятил творчеству любимого поэта серию «Сказки моего детства». Медные панно заполнены подробным чеканным рисунком, словно графические листы Гюстава Доре.
На одном из них - решающие мгновения поединка смелого деревенского батыра с лесным чудищем Шурале. Их окружают ожившие деревья, яростно размахивают скрюченными ветвями, будто цепкими руками. На стволах проступили лики, искажённые негодованием. Насторожились лесные звери. Хищные птицы предвкушают завершение схватки. Огромные деревянные пальцы страшилища готовы схватить человека.
- Не дай испугу одолеть себя, будь смелым, как батыр! - подбадривал когда‑то отец будущего художника. Так говорили своим детям и другие крестьяне во многих татарских деревнях. Как повторяли и строгое наставление мамы мальчика из сказки «Водяная».
На панно Иванова Водяная, напоминающая жабу, причёсывает свои длинные красивые волосы гребнем, сверкающим, словно золото. Она невозмутимо сидит на мостках, возвышаясь над тихой озёрной гладью. Мы погружаемся в ясный летний день, в котором обитатели озера безмятежно занимаются своими привычными делами. Вдалеке видны сельские строения. Мальчик стоит спиной к нам, спрятавшись за деревьями, он напряжённо наблюдает за происходящим, не в силах уйти. Искушение велико!..
Здесь разворачивается противостояние греха и совести. Художника опять привлекает кульминация событий.
Так же и в работе, иллюстрирующей сказку «Коза и баран». Старые беззубые домашние животные застыли в ужасе перед готовыми их съесть хищниками. Но Иванов уверен, что житейская мудрость в сочетании со смекалкой победят глупую силу, и убеждает в этом нас. Молчаливые свидетели этого противостояния - старики хозяева, мифические птицы и львы, чьи образы вошли в композицию.
Неотъемлемая часть каждого из произведений серии «Сказки моего детства» - растительно-цветочный орнамент, обрамляющий основную композицию. Нескончаемый вьющийся стебель с изгибами асимметричных листьев и бутонов традиционно символизирует непрерывный жизненный цикл. Подобные узоры часто воспроизводились татарскими вышивальщицами на полотенцах, подзорах, занавесках, украшающих жилые помещения. Такое самобытное убранство было и в родном доме Александра Иванова. На изделиях расцветали яркие цветы, переплетавшиеся в сознании будущего художника со сказочными повествованиями Габдуллы Тукая.
Теперь же любовь к родной природе и культуре воплотилась в художественных образах на долговечных чеканных панно.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев