Сокровища озера Кабан — на экспорт
Журнал "Казань", № 5-6, 2013 Первая полнометражная картина о Казани вышла на экраны кинотеатров 1 мая и всего за неделю заняла третье место в рейтинге лидеров кинопроката. Хотя точнее было бы говорить о «Сокровищах О. К.» как о первой «казанской» ленте, снятой в духе коммерческого мейнстрима. Ведь, так или иначе,...
Журнал "Казань", № 5-6, 2013
Первая полнометражная картина о Казани вышла на экраны кинотеатров 1 мая и всего за неделю заняла третье место в рейтинге лидеров кинопроката.
Хотя точнее было бы говорить о «Сокровищах О. К.» как о первой «казанской» ленте, снятой в духе коммерческого мейнстрима. Ведь, так или иначе, но наш город уже служил декорацией игрового кино - вспомним хотя бы фильм Сергея Ольденбурга-Свинцова «Голубка» по рассказам казанской писательницы Светланы Колиной. Однако, в отличие от мелодраматической истории из жизни художника и его музы, на сей раз перед зрителями на экране развернулся настоящий экшн! Приключения героев в поисках ханских сокровищ, головокружительные трюки, исторические флешбэки, погони, подводные съёмки и лав-стори на фоне города действительно дотянули до уровня блокбастера и в реалиях современного кинорынка вполне могут конкурировать с фильмами-фаворитами киномаксов. Недаром один из продюсеров фильма назвал своё детище визитной карточкой Казани, подчеркнув при этом, то, что картина, будучи сугубо коммерческим проектом, изначально ориентирована «на экспорт».
Помимо России «Сокровища О. К.» должны увидеть зрители одиннадцати постсоветских республик и участники кинорынка в Каннах. В преддверии Студенческих игр выпущены копии с англоязычными титрами для гостей города. Что ж, если поставить себя на место публики вовне, то можно предположить, что она составит для себя вполне яркое впечатление о нашем городе. Любой же казанец, думаю, смотря картину, чувствовал себя немножко туляком, которого поят чаем из привезённого самовара. Не то чтобы вкус не тот - однако же распробовать надо.
К эксплуатации на экране сюжетов известных городских легенд можно отнестись по-разному. В случае с «Сокровищами» мало-мальски образованный зритель непременно заметит некоторые исторические несоответствия трактовок «преданий старины глубокой». Ну, к примеру, хотя бы то, что башня Сююмбике была построена много позже взятия Казани, и никакого шифра к разгадке маршрута поиска сокровищ, припрятанного молодой регентшей в её стенах, быть не могло. Но, как заметили создатели ленты, их целью не было экранизировать учебник истории. Легенда на то и легенда, что не всегда является исторической правдой. Да и редко когда удаётся восстановить истинный ход вещей.
Как бы ни было, но «копнули» сценаристы достаточно глубоко, завязав в единую сюжетную канву истории и о таинственном источнике, и о несметных ханских богатствах, спрятанных на дне Кабана, и о змее Зиланте. Эпицентром событий стало вымышленное подземелье на месте нынешнего театра Камала, где герои нашли вожделенный клад. Одним словом, легенды перешагнули грани фантастики, а точнее - фантазии авторов фильма.
Консультантами картины стали такие знаковые личности как Рафаэль Мустафин, Равиль Бухараев и Нияз Халит. В плане аутентичности особенно впечатляет образ юной ханши Сююмбике, словно сошедший с известного портрета, хранящегося в Национальном Музее Республики Татарстан. Сходство - поразительное! Впрочем, ожидания зрителей, жаждущих стать свидетелями экранизации исторических событий времён 1552 года, практически не оправдались. История послужила здесь лишь присказкой, а основной сюжет картины разворачивается в наши дни и сталкивает героев, устремившихся в Казань в поисках клада. Цели каждого из них разные - для кого-то корыстные, для кого-то - благородные. Но, как и положено,- побеждает в итоге Добро. Сокровищем, которое обретают в конце концов главные герои, становится любовь.
Секрет симпатий, которые вызывает у зрителей картина, кроется, наверное, в том, что снята она в лёгком жанре. Весь пафос идеи единства русского и татарского народов - а она, безусловно, присутствует в «Сокровищах О. К.» - снимает её искромётный комизм и атмосфера некоторой пародии, добавляющей, как ни парадоксально, искренности. В некоторых моментах фильма вспоминаются и «Приключения итальянцев в России», и меняющий профессию «Иван Васильевич…», и даже шпионски‑эксцентрический Остин Пауэрс.
Несомненная удача картины - и её актёрский ансамбль. Двух ключевых персонажей, обладателей фрагментов старинной карты деда Азима и деда Ивана, по чьей вине разгорелся на экране весь сыр-бор, сыграли мэтры Сергей Шакуров и Сергей Никоненко. Блистательный дуэт составили смотрительницы музея - российская актриса Ольга Волкова и актриса татарского театра Халима Искандерова. Открытием фильма стал известный молодой кавеэнщик Байбулат Батуллин, сын Рабита Батуллы. Роль злодейки Дайаны исполнила звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова. Рамиль Тухватуллин сыграл эфэсбешника, шифрующегося под таксиста, чья фраза «Нашему кремлю в отличие от московского краснеть не за что»,- мгновенно стала крылатой и, говорят, очень понравилась президенту Республики Рустаму Минниханову. Помимо этого, в картине отметились Гоша Куценко (Иван Грозный) и смотритель башни Сююмбике, и Виктор Вержбицкий (полковник Морковников).
Что же до дуэта главных героев - сердцееда и авантюриста Кирилла (Алексей Воробьёв) и молодой археологини Гульнары (Эльвира Ибрагимова), то в их тандеме лично для меня перевесила наша телеведущая. В том плане, что для дебюта её работа стала несомненно «выстрелом», даже на фоне звёздного партнёра. Вполне ожидаемо, что Эльвира с её талантом и колоритной внешностью просто обречена на дальнейшую кинокарьеру. Будет ли она связана с Казанью? Вопрос. Однако хочется надеяться, что словосочетание «Казань и кино» обретёт однажды новый и вполне осязаемый смысл также для местных кинематографистов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев