Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Созидательница мира красоты и добрых фантазий

Журнал "Казань", № 1, 2016 Зифа Васильевна Мухаметзянова - одна из ведущих художников в области графики, иллюстратор и дизайнер книг и журналов, автор сценических костюмов и моделей детской одежды. Её творчество наполнено яркими красками и вдохновенными образами, в которых отразился многогранный талант и богатый внутренний мир. Член Союзов художников Республики...

Журнал "Казань", № 1, 2016
Зифа Васильевна Мухаметзянова - одна из ведущих художников в области графики, иллюстратор и дизайнер книг и журналов, автор сценических костюмов и моделей детской одежды. Её творчество наполнено яркими красками и вдохновенными образами, в которых отразился многогранный талант и богатый внутренний мир. Член Союзов художников Республики Татарстан и Российской Федерации (с 1994), заслуженный деятель искусств (с 2001) и заслуженный работник культуры (с 1994) Республики Татарстан,
Зифа Мухаметзянова прошла долгий и нелёгкий путь к высотам профессионального искусства.
По внутреннему наитию, или дару свыше, она с детства из многих других возможностей выбрала стезю художника и шаг за шагом следовала своему природному призванию. Родившись в деревне Бимери Высокогорского района Татарстана, Зифа, хотя и выросла в Казани, рано прониклась эстетикой национальной культуры, выраженной в деревенском окружении. Живописные образы аккуратно покрашенных в яркие цвета радуги сельских домов, узорные резные ворота и оконные наличники, тканые и вышитые полотенца в интерьере дома, бабушкин сундук со старинными платьями и украшениями… Всё это глубоко запечатлелось в памяти художницы и послужило импульсом в её тяге к прекрасному. Это определило и её желание обучаться в художественной школе, а потом в Казанском художественном училище.
Профессию художника она осваивала на театрально‑декорационном отделении, помимо специальных предметов изучала историю костюма, бытовой культуры и прикладных искусств.
Во время учёбы в училище произошли события, уже окончательно сформировавшие творческие предпочтения Зифы. Её участие в этнографических экспедициях Казанского института языка, литературы и истории в татарские сёла за пределами республики утвердило путь от той отправной точки, которая наметилась ещё в детские годы. Натурные зарисовки предметов быта и художественного творчества, тканей, вышивок, одежды, экстерьеров и интерьеров сельских домов помогли Зифе приобщиться к культуре не только казанских татар, но и татар‑мишарей, отличающейся этнографическими и художественными особенностями. Сильно впечатлило художницу творчество касимовских татар, произведения, обнаруженные экспедицией в сёлах Рязанской области и в фондах Краеведческого музея города Касимова. Знакомство с народным искусством этнических групп татар, произведениями городских и сельских мастеров способствовало формированию художественно‑стилевых поисков и выбору выразительных средств. Зифа осмысливала себя и своё творчество в парадигме традиций татарского искусства, его декоративности, орнаментальности и полихромии.
Окончив в 1973 году училище и поступив на работу художником‑проектировщиком в Татарский художественный фонд, Зифа посвятила себя профессии художника‑оформителя, что было немаловажным в освоении опыта книжной графики. В 1980 году она устраивается в Татарское книжное издательство, в отдел детской литературы, иллюстрирует и оформляет красочные издания для детей.
В 1984 году её приглашают художественным редактором журнала «Азат хатын», и с этого времени она становится востребованным специалистом в области журнальной графики. Зифа работала над художественной концепцией, дизайном и визуальной привлекательностью журнала. При её участии были внесены коррективы в его тематическую структуру, появились цветной вкладыш, новые рубрики. Пиком её творчества в сфере журнальной графики стала деятельность в редакции детского журнала «Ялкын», где она в течение четверти века, начиная с 1987 года, формировала его художественный облик.
Параллельно с работой в журнале Зифа продолжала своё любимое дело, иллюстрировала детские книги. Многие из её произведений посвящены народным сказкам, легендам, мифам, преданиям. Выразительные рисунки, исполненные акварелью, гуашью, темперой, отличаются самобытностью и своеобразием образов, свойственных миру детской поэзии, фольклора, литературных фантазий. Рисункам присуща характерная исполнительская стилистика, истоки которой восходят к условному языку народного искусства и языку изобразительной культуры, связанному с реалистической передачей образов. Зифа мастерски совмещает и интерпретирует в своём творчестве эти два начала, создавая свои неповторимые образы, отличающиеся оригинальностью трактовки формы, принципов композиций, основанных на укрупнении орнаментальных мотивов и контрастах локальных цветовых соотношений, привносит в сюжетно‑тематические композиции жизнеутверждающее и доброе лирическое содержание. В её ярких и красочных иллюстрациях отражены идеалы добра, стремление автора к совершенству и эмоциональной выразительности формы.
Среди её талантливых произведений - иллюстрации к книгам Б. Рэхмэта «Курчак батыр» (1984), Х. Халикова «Матурмы син?» (1987), М. Хасанова «Ут малай» (1989), Х. Туфана «Умница» (1991), Ш. Галеева «Кем нэрсэ ярата?» (1992), Р. Валеева «Кайтаваз кайда яши?» (1994), музыкальным сборникам «Горлэвек» (1995) и «Пой, мой соловей!» (2002), А. Валеева «Я учу татарский» (1999); акварельные листы к татарским народным сказкам «Гульчачак», «Обезрученная», «Алтынчач», «Сылу краса - серебряная коса» (все - 2005), «Гельшикярь» (2006).
Один из последних по времени поистине грандиозных проектов, над которым Зифа начала работать в 2008 году - иллюстрации к двенадцати татарским сказкам под названием «Без унике кыз идек» («Нас было девушек двенадцать»). По сути, это цикл станковых графических листов, исполненных в технике акварели, на сюжеты татарских народных сказок «Гульчачак», «Обезрученная», «Жена падишаха и Алтынчач», «Гельшикярь», «Сылу краса - серебряная коса», «Зухра», «Мульталь», «Алпамша и смелая Сандугач». Все иллюстрации объединены единым стилевым решением - декоративностью формы, многоплановостью композиции с проработкой деталей первого и второго планов, сочностью колорита, использующего тёплые тона многоцветной гаммы, особым микрокосмом личностного мироощущения.
Глубокая лирическая окраска образов характерна и для станковых листов, созданных Зифой в качестве самостоятельных произведений или же по мотивам авторской поэзии: «Тукай. Ночной азан», «Сон», «Осенний бег», «Зимний сон», «Лето - каникулы» (2011 - 2012 годы). Они обретают ассоциативно‑символический смысл - через них протянута духовная нить от прошлого к будущему.
Представление о Зифе Мухаметзяновой будет неполным, если мы упустим такую важную сторону её творчества, как создание фольклорных сценических костюмов. Она профессионально исполнила эскизы костюмов этнографических групп татар для Государственного ансамбля песни и танца, использовала свои наработки по народному костюму татар, в том числе собранные во время экспедиции. Художница не просто копировала старинные одежды, а создала модернизированные модели, трансформировав традиционные элементы в новые стилизованные формы. За сценическое решение костюмов она была удостоена диплома Всероссийского смотра ансамблей песни и танца в Москве в 1986 году.
Работа над костюмом вылилась и в создание эскизов национальных кукол, а также моделей стилизованных татарских костюмов для детей. Её эскизы привлекают тонким чувством стиля, изяществом и высоким вкусом. Она участвовала в показах моделей одежды и победила в Республиканском конкурсе детской моды «Зобэржэт» в Казани.
Работы Зифы Мухаметзяновой демонстрировались на выставках «Книжная графика Татарии» (Казань, 1981), «Большая Волга» (Чебоксары, 1985), «Советская Россия» (Москва, 1985), выставке к 70‑летию Союза художников Республики Татарстан (Казань, 2006) и других. Её произведения хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, в частных зарубежных и российских коллекциях.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев