(С)ценная информация
Всё не то, чем кажется, и театральная сцена — не исключение. Мы пьём чай с самым крутым театральным критиком республики Ниязом Игламовым, и Нияз увлечённо рисует схему сцены Камаловского. Объясняет, зачем фотограф Юлия Калинина должна немедленно договориться, чтобы её пустили «под самый купол» (высота — с шестиэтажный дом!) и что именно она должна оттуда увидеть. «Помедленнее, я записываю!» — прошу Нияза, и он спокойно объясняет, что к чему.
Это часть декорационного цеха. Здесь шьют декорации, а для того, чтобы свет не мешал художникам, есть жёлтая штора.
Всё не то, чем кажется, и театральная сцена — не исключение. Мы пьём чай с самым крутым театральным критиком республики Ниязом Игламовым, и Нияз увлечённо рисует схему сцены Камаловского. Объясняет, зачем фотограф Юлия Калинина должна немедленно договориться, чтобы её пустили «под самый купол» (высота — с шестиэтажный дом!) и что именно она должна оттуда увидеть.
«Помедленнее, я записываю!» — прошу Нияза, и он спокойно объясняет, что к чему.
Декорационный цех
Современные традиционные сцены носят название «итальянская коробка» (именно в Италии они в своё время обрели нынешний вид). Что было до этого? Античные амфитеатры, потом — средневековый площадной театр с его шпагоглотателями, шутами и карликами. Потом возник театр серального типа, когда на постоялом дворе распрягали телегу, и представление происходило прямо в загоне… Следом возник театр Шекспира, знаменитый «Глобус», в котором представления тоже проходили под открытым небом…
И вот — Италия. Классицизм здесь возник раньше всех, и здесь же первыми стали делать коробку, которая позже распространилась на большинство театров мира.
Путь к декорационному цеху
Что видит зритель из зала? Очень малую часть того, из чего, собственно, и состоит понятие сцены. Так называемое «зеркало», доступное нашему взору, лишь малая часть огромной машины — с верховыми механизмами, арьерсценой, кулисами с тёплыми и холодными карманами, оркестровой ямой, трюмом под сценой.
С этого пульта происходит управление всеми декорациями, а белый ящик наверху кадра это — на языке рабочих сцены — «мозги».
Кстати, в Камаловском театре расстояние до арьера самое большое из российских театров — 26 метров. Его масштаб можно оценить в спектакле Фарида Бикчантаева «Дон Жуан», когда пространство сцены и вне её используется максимально. «А если бы зрители сидели прямо на сцене, — отмечает Игламов, — они бы смогли увидеть ещё больше, но таких постановок в театре им. Г. Камала пока нет».
P.S. Юля Калинина вдохновилась и изучила устройство сцены во всех подробностях — проследуем и мы на фотоэкскурсию!
Нияз Игламов на служебной лестнице.
В перерыве между репетициями актёры могут играть в шахматы. Шахматная доска стоит в небольшом холле. В телевизоре видно, что в данный момент происходит на сцене.
Мы с вами смотрим с высоты шестого этажа (на самом деле восьмого, но если над сценой, то с шестого). Здесь всегда полутемно, и первое, что ты видишь — бесчисленное количество тросов. Бесчисленное для меня, но точно сосчитанное для всех, кто здесь работает. Кажется, что это лёгкая, почти ажурная конструкция, но она держит всю эту огромную тяжёлую махину с прожекторами и декорациями.
Служебная лестница или, скорее, противопожарная, всего их две. У этой — своя особенность: настолько низкие потолки, что на некоторых пролётах невозможно выпрямиться. Как ни странно, высота везде разная.
Так открывают холодный карман — место, куда завозят декорации с улицы, а если нет гастролей, то оно используется для хранения.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев