Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Суровый Фарит Губаев

А что в «сухом остатке»? Дочь. И фотографии. Ну и что? Мало ли таких? Других таких нет. Только он. Причём грозный на вид, кто не знает — просто мрачный. Чёрно‑белый Мефистофель... Даже когда поднимает непременную рюмку за любимую — Фотографию.

А что в «сухом остатке»?

Дочь. И фотографии.

Ну и что? Мало ли таких?

Других таких нет. Только он.

Причём грозный на вид, кто не знает — просто мрачный. Чёрнобелый Мефистофель... Даже когда поднимает непременную рюмку за любимую — Фотографию.

Что же так сурово, есть ведь в жизни радости?

А много ли их среди всего, что видишь открытыми глазами? И чувствуешь как своё, всей кожей, без этого ты — не художник. Паяц.

Иные и не заметили, как в XIX и особенно XX веке светопись, оставаясь ремеслом, превратилась в искусство. Фотографов пустоглазые держат за людей второго сорта, обслугу. Лебези, играй по правилам, репортёр. И не сломаться помогает только одно — меньше врать. Прежде всего самому себе.

Автопортрет с дочкой.

Неуступчивый Фарит даже как-то смущается, когда его просят оценить чьи-либо фотоработы: знают — обязательно будет беспощадная, хотя и обоснованная, критика. Но по-другому не получается. А как иначе, когда есть Анри Картье-Брессон, которого он считает своим гуру почти полвека и даже сказал ему про это лично при встрече в Париже, и, конечно, группа «Тасма»? И пятилетний подвиг сохранения образов уходящих от нас буквально на глазах ветеранов войны и тыла — не какаято там дань очередному юбилею, а та же чёрно-белая обыденность, которая потрясает, но не обманывает. И не скроет — преобразит героев, когда те наденут много раз стиранные бережно хранимые гимнастёрки с орденами и медалями. Кажется, далеко от излюбленных тем фотографа — женской красоты и Сабантуя. Ан нет — та же непридуманная жизнь. На выставках его фотографий, которые проходили в разных городах мира, «маленькие люди» соседствовали с великими.

В своё время людей, могущих разобраться в законах искусства, имевших своё твёрдое мнение, так и называли — великие критики. А уж если такие сами были способны что-то новое создавать!..

Кого-то раздражает неустанная борьба неудобного Фарита Саитовича «за справедливость» — считает нехорошими издания, где не указывают авторов фото. Или называют не всегда. Такая «мелочность» у Губаева в крови — ведь соблюдение непреложного правила не требует денег — только уважения к художникам. И готовности соблюсти их авторские права, конечно.

Фестиваль бардовской песни. Центральный стадион. Казань. 1986

Фотограф был сотрудником казанской «Вечёрки», переезжал однажды в Москву и за прожитые там пять лет входил в штат газеты «Россия», журнала «Обозреватель», заведовал отделом выставок в Фотоцентре Союза журналистов России, плодотворно сотрудничал с журналом «Огонёк». Особенно гордится своим участием в проекте «Сто лет истории России в фотографиях (1892–1992)» — в 1995м этот уникальный фотоальбом подготовило к печати крупнейшее американское издательство Random House, и выпустило в том же году в десяти странах мира.

Известно: лучшее — враг хорошего. Однако Губаев не махнёт рукой: «А, сойдёт!..» Если поймёт, что можно сделать лучше — будет искать и добиваться, несмотря на физическую усталость, боль или так называемое эмоциональное выгорание. Стремиться к «совершенству — недостижимому блаженству…» Малейшая фальшь, красивость, как и повтор — это смерть для художника. Один из лучших писателей России Евгений Попов очень высоко оценил журнал «Казань» в том числе и за фото — Губаев не скупился дарить редакции лучшие…

А сколько ещё богатств скрыто в его поистине неисчерпаемом фотоархиве… Хорошо, что Фарит, не жалея времени, оцифровывает негативы полувековой давности, и есть надежда увидеть пока мгновения уже прошлого столетия…

С Софией Губайдулиной. Москва. 2001

Так что же заслуженный деятель искусств Татарстана, член Союза художников России и почётный член Союза фотохудожников России Фарит Губаев имеет сего­дня, в свои семьдесят лет? И много, и мало… В перечне «многого» нет дорогих автомобиля или коттеджа, престижных медалей и весомых сбережений на счетах… Зато есть огромное количество книг в домашней библиотеке, наконецто — своя студия в просторной квартире, большая коллекция компакт-дисков и музыка с хорошим звуком. А ещё больше тридцати персональных выставок. Его фотографии часто выставлялись в России и за рубежом, опубликованы в каталогах престижных выставок. Губаев — автор и составитель не одного фототруда о Татарстане и его людях. За последние два года были изданы два значимых фотоальбома: «Казань-Париж», двести чёрно-белых фотографий про две столицы и «Победа. Одна на всех», сто пятьдесят чёрно-белых портрета ветеранов войны и тыла Республики Татарстан. Очень разные по содержанию, но очень сильные своими художественными достоинствами.

Правда, есть одно но… которое Фарит пытается преодолеть вот уже который год — это давняя мечта напечатать фотоальбом своих лучших работ. Он очень надеется, что в юбилейный год альбом случится!

Губаев всегда рад рассказать о товарищах по цеху, поделиться, так сказать, секретами мастерства на мастер-классах. Он открыт для творческого общения. Подготовил много публикаций в журнале «Казань» об истоках казанской фотографической школы, которую создал с единомышленниками в прошлом столетии. И стал одним из самых признанных и последовательных её продолжателей.

Здоровье, хочется верить, позволит сделать ещё многое. Такое вот пожелание: крепкого здоровья — с годами не кажется дежурным. Даже фраза, которую некогда произносили со смехом: «Учись, пока я жив!» — не вызывает прежнего веселья.

Но радует — есть у кого учиться.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев