Свет и тени современного кинематографа
Журнал "Казань", № 12, 2016 На вопросы Елены Крайновой отвечает Валерий Севастьянов Валерий Иванович Севастьянов - известный в мире отечественного кинематографа и за его пределами оператор и фотохудожник, начавший свой творческий путь на Казанской студии кинохроники в 1963 году. Работая с Владимиром Стрелковым, Алексеем Учителем, Станиславом Говорухиным, Александром Прошкиным и...
- В марте 2017 года в Москве пройдёт премьера художественного фильма Алексея Учителя «Матильда», которую намерены показать в Мариинском театре в сопровождении живого оркестра. Это история любви Николая II и балерины Матильды Кшесинской, по воле режиссёра превратившаяся в эпическое историческое кино с элементами детектива и мистики. Фильма ещё не видел никто, а вокруг него уже разгораются нешуточные страсти. Общественное движение «Царский крест» усмотрело в нём «угрозу национальной безопасности» и ратует за запрет выхода картины на экран, депутат Государственной Думы России Наталья Поклонская сделала депутатские запросы по поводу содержания картины… Валерий Иванович, вы как оператор участвовали в съёмках фильма, расскажите, в чём причина такой обострённой реакции?
- Я далёк от всей этой шумихи. Работа над картиной ещё идёт, а раздражение некоторых людей вызвал рекламный ролик, который можно посмотреть в Интернете и вынести самостоятельное суждение. А гости и зрители XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино познакомились с кадрами из фильма на фотовыставке моих работ, сделанных в процессе съёмок. Ни у кого из посетителей выставки никаких вопросов, замечаний и, тем более, возмущения они не вызвали.
Фильм «Матильда» - уникальный проект по звёздности занятых в нём артистов, по масштабности съёмок и сложности декораций. Чего стоят только декорации Успенского собора, созданные в цехе бывшего военного завода главным художником‑постановщиком картины Верой Зелинской!
На роль главной героини картины - польской красавицы Матильды Кшесинской приглашена польская актриса Михалина Ольшанская. В образе Николая II перед зрителями предстанет немецкий театральный актёр Ларс Айдингер, который имеет поразительное сходство с персонажем. Мать царя - Марию Фёдоровну сыграет хорошо знакомая и любимая многими Ингеборга Дапкунайте. Молодому российскому актёру Данилу Козловскому досталась роль пылкого поклонника Кшесинской офицера Воронцова (это вымышленный исторический персонаж). Не буду перечислять всех - зритель увидит.
На съёмках фильма трудилась высокопрофессиональная команда от операторов до осветителей и гримёров. Все старались работать так, что однажды, отсматривая очередной дубль, режиссёр Алексей Учитель сказал: «Это не кино - это живопись!».
- Вы работали с разными режиссёрами. Но с Алексеем Учителем больше всего - на пяти фильмах: «Космос как предчувствие», «Пленный», «Край», «Восьмёрка», «Матильда». Это ваш выбор?
- Так сложилось. Режиссёр сам приглашает оператора. Но выбор всегда есть. Алексей Учитель очень профессиональный и творческий человек. Я пришёл к нему в своё время по приглашению, так и работаем одной группой. Довелось участвовать в создании двух картин Сергея Соловьёва очень рад, что творческая судьба свела меня и с такими гигантами российского кино, как Станислав Говорухин, Александр Прошкин. С Александром Анатольевичем мы сняли одну картину - «Чудо». (Фильм рассказывает о не объяснённом наукой факте окаменения комсомолки, совершившей святотатство в отношении иконы Николая Чудотворца; случай этот якобы имел под собой реальную основу.- Елена Крайнова.)
- Бывают творческие споры между режиссёром и оператором?
- Для этого нет оснований. Задача оператора - максимально точно передать режиссёрский замысел через визуальный ряд, через картинку. При съёмках полагается множество дублей, среди них и те, которые отражают видение оператора и актёра. Режиссёр отсматривает и выбирает лучший.
- Есть среди фильмов, в создании которых вы участвовали, любимые?
- Все любимые. Они остаются в памяти, в сердце, даже (смеётся) - на дисках. Иногда пересматриваю. Вообще в современном российском кинематографе много интересных режиссёров, ярких фильмов. Среди них «Дуэлянт» (режиссёр Алексей Мизгирев), «Ледокол» (режиссёр Николай Хомерики), скоро выйдет на экраны ещё много достойных картин.
- Что вы можете сказать о татарстанском кино?
- Я не приемлю определение «татарстанское кино», или там «башкирское», «удмуртское»… Кино должно быть настоящим, интересным, как говорится, широкому кругу зрителей. В начале девяностых мы снимали игровой фильм «Тень Алангасара» (режиссёр Аркадий Черниенко) по мотивам повести Кузьмы Куликова «Сэдык», в основе которой лежат удмуртские легенды. Это было время высокой инфляции, денег не хватало. Но когда Ролан Быков увидел материал, он взял нас под своё крыло, выделил средства, и мы завершили проект. В результате картина побывала на многих кинофестивалях и была понятна и хорошо принята и в России, и в Венгрии, и… в Африке.
Что касается «татарстанского кино», если уж допустить это определение, то назову фильм «Бибинур»: красивые и продуманные кадры, убедительно созданные образы, сюжет с налётом сказочности и мистики которого ставят его в коротком списке татарстанских художественных лент на особое место. Но вот парадокс, картина снята питерским режиссёром Юрием Фетингом, а то, что в Санкт‑Петербурге умеют снимать хорошее кино, общеизвестно. С названием «татарстанское» «Бибинур» роднит только литературная основа и актёры. (Сценарий написан татарским драматургом Мансуром Гилязовым по повестям классика татарской литературы Аяза Гилязова «Три аршина земли» и «В пятницу вечером», в фильме снимались артисты татарских театров.- Елена Крайнова.) Я говорю только об игровом кино, так как давно отошёл от документалистики и не считаю себя вправе что‑то комментировать.
{gallery}kino{/gallery}
- Валерий Иванович, я могла бы назвать несколько игровых фильмов, снятых татарстанскими режиссёрами, которые были хорошо приняты зрителями и отмечены на различных кинофестивалях, но соглашусь в том, что картины, подобной вспышке новой звезды, на кинематографическом небосклоне не случилось. И это удивляет, ведь у нас в Татарстане есть почва для развития киноиндустрии. Если представить себе эдакое кинодерево, то его корни - это традиции татарстанской киношколы, ствол и мощные ветви - современные кинодеятели и отраслевые структуры, а новые побеги и листва - молодые режиссёры и операторы, выпускники Казанского государственного института культуры и искусств. Но, как утверждал недавно ушедший из жизни директор республиканского Киноцентра, почётный кинематографист России, заслуженный работник культуры Татарстана Владимир Елисеев, без чётко обозначенного центра ответственности в этом направлении мы далеко не продвинемся. Вопрос в том, какая структура из ныне действующих возьмёт на себя эти функции.
- Да, нужен лидер. Само по себе наличие большого количества малых студий и фестивалей ещё не даёт качества. Кино - дорогостоящий продукт, его нельзя на коленке сделать. Я люблю поговорку: «Сколько в кувшин налито, столько из него и выльется». Прежде всего, нужны материальная база, аппаратура, съёмочные павильоны… Конечно, деньги нужны, хороший полнометражный игровой фильм невозможно снять за два миллиона рублей, требуется в разы больше. Профессионалы нужны, кроме режиссёров, сценаристов и операторов - мощный состав специалистов второго состава: осветители, декораторы, специалисты по спецэффектам, звукозаписи, костюмам, гриму… В кинопроизводстве участвует очень много людей, и это не случайно. Каждый незаменим, каждый должен выполнить своё, поставив во главу угла сценарий, драматургию. Если все профессионально подошли к этому, то получается хорошее кино - зрелищное, выразительное… Конкурентоспособный продукт, способный занять достойное место на знаковых кинофестивалях и в сердцах зрителей. Для того, чтобы всё это выстроить, нужна воля высшего руководства. Мэр Казани Ильсур Метшин проявляет искренний интерес к кино, так что будем надеяться.
- Валерий Иванович, вечной темой искусства, и кино не исключение, остаётся человек, а вот технологии меняются. Сегодня в кино пришла компьютерная графика. Вы её приемлете?
- С помощью компьютерной графики можно всё нарисовать, скомпоновать, смонтировать и свет поставить… компьютерный. И не надо заморачиваться с организацией масштабных сцен, добиваться правдоподобия и художественной реалистичности. Но пока в нашем кинематографе использование компьютерной графики «шито белыми нитками». Не надо быть профи, чтобы это увидеть. Но Голливуд диктует, зритель глотает. Новые поколения уже привыкли, их устраивает то, что видят на экране - была бы «движуха»! А параджановское кино, сокуровское кино для многих уже скучно. Видел, как встают и выходят из зала на фильме «Трудно быть богом». А ведь эта работа Алексея Германа - академия режиссуры и операторского мастерства. По‑прежнему непревзойдённой классикой отечественного кино является фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», в котором есть и сложнейшие батальные сцены, и взрывы, и массовка до тысячи человек… Всё это колоссальный труд, талант и искусство! А есть ещё «Девять дней одного года» Михаила Ромма и другие потрясающие фильмы, которыми мы гордимся.
- Скучаете по «допотопным» камерам и по плёнке?
- Не скучаю, но отдаю должное тому, что было. Фильмы «Размах крыльев» и «Тень Алангасара» снимались «Конвасом» на плёнке Kodak Pate. «Космос как предчувствие» мы снимали на шестнадцатимиллиметровой плёнке. Но у нас был полив в Париже, специально для нашей картины, с чувствительностью восемьсот единиц. Впервые в Советском Союзе мы использовали такую чувствительную плёнку. «Тень Алангасара» - один из первых российских фильмов, который вышел в формате Dolby Stereo. И так практически на каждой картине: где‑то плёнка особая использовалась, где‑то оптические приборы, фильтры - масса вещей, которых раньше не применяли. Неважно при этом, какая у тебя аппаратура, главное - профессионализм и видение.
Уйдя в цифру, уйдя от киноплёнки, мы что‑то потеряли… Сегодня у многих фильмов, благодаря современным технологиям, картинка резкая, но нарочито чистая, глянцевая, гламурная… Так не бывает в жизни. И в настоящем кино не должно быть.
- Многие татарстанские режиссёры «выросли» из операторов. У вас нет намерения реализовать себя в режиссуре? Тем более, что такой опыт (и успешный!) у вас уже есть. Я говорю о документальных фильмах «Это КамАЗ» (1982), «Мари‑Чодра» (1991) и «Себя жалеть я не умею» (1989). В последнем потрясающие кадры природы, выразительные руки героини, снятые крупным планом, говорят о её судьбе больше, чем она сама.
- С фильмом «Себя жалеть я не умею» так получилось, меня «зацепила» судьба простой женщины из марийской глубинки. Она всю жизнь проработала на тракторе, некогда было думать о себе, строить семью… Единственное, что у неё осталось на старости лет - это воспоминания и бережно завёрнутые в белую тряпицу самые высокие ордена и медали за героический труд на колхозных полях. Я рассказал историю её жизни языком кино. И всё же я не режиссёр, я - оператор, режиссёр фотографий. Я не лезу в чужую профессию, чужие лавры мне не нужны. Зритель видит фильм глазами оператора. Это очень ответственно и очень радостно, когда всё получается, как задумано.
- Всё, что происходит в кино и вокруг него, говорит о том, что развитие кинематографа продолжается: что‑то умрёт, что‑то закрепится, появится что‑то новое. Будем надеяться, что всё лучшее в российском кинематографе останется и как образец высокого киноискусства, и как продукт, востребованный и любимый зрителями. И пере дать это молодым поколениям кинематографистов ваша задача, как преподавателя, как оператора, как человека, достигшего высочайшего мастерства в своём деле.
- Путь к операторскому мастерству долог. Мои студенты берут камеру в руки только на третьем курсе (так было и у нас на кинооператорском факультете ВГИКа). Первые два года они работают с фотоаппаратом, учатся композиции, как поставить свет… В институте постоянно действует выставка студенческих фоторабот, которые нередко сравнивают с графикой или живописью. На съёмках фильма свет устанавливается на каждый кадр, и это почти шестьдесят процентов смены. С помощью света вылепливается портрет героя, рождается стиль фильма… Оператор - профессия не только техническая, но и творческая, просто освоить приёмы, чтобы сделать хороший кадр, недостаточно, нужно иметь воображение, фантазию. «Если оператор думает, он придумает»,- говорил мой учитель Борис Волчек. И когда всё сложится - и мастерство, и творчество - зритель становится соучастником происходящего на экране, дышит, переживает, живёт вместе с героями картины, послушно идёт за движением камеры и потоками света. Но опыт словами не передашь. У нас недостаточно световой и съёмочной аппаратуры, технических приспособлений, куда эту аппаратуру крепить, словом, той самой базы, о которой я говорил. В нынешнем году у меня первый выпуск дипломников. Среди них есть талантливые ребята, один из которых будет продолжать учёбу в киношколе Никиты Михалкова. Как сложится профессиональная судьба других, не знаю. Надеюсь, будут снимать.
После встречи с Валерием Севастьяновым я пообщалась с его учениками - будущими дипломированными операторами. В их речах мне послышались знакомые интонации… Впрочем, меня это не удивило, ведь «что в кувшин налито, то из него и выльется».
Ильдар Галяутдинов:
«Я хочу связать свою жизнь с большим игровым кино. Скорее всего, мне придётся уехать для того, чтобы набраться опыта, совершенствоваться в профессии. Надеюсь, что года через два в Татарстане будет сниматься очень хорошее кино».
Алексей Воробьёв:
«Российское кино, безусловно, есть. Мы смотрим фильмы и пытаемся уловить то, что хотелось бы осуществить в будущей работе. Оператор зависим от режиссёра, он должен передать атмосферу, которую тот задумывает, но всё же именно оператор - самое главное лицо на съёмочной площадке».
Егор Кашинский:
«Я вижу себя оператором на съёмках игровых фильмов. Понимаю, что начинать придётся сначала на подносе объективов, на подсъёмках… Может быть, дадут камеру подержать. Готов на роль подмастерья, чтобы впоследствии стать мастером».
Константин Клюев:
«Я чаще выступаю и как режиссёр, и как сценарист и оператор. Если выбирать профессию - всё же оператор. Фестивали молодёжного кино рассматриваю как манеж для начинающих кинематографистов».
Илья Лавров:
«Раньше я занимался фотографией, рисовал… Кисть заменил камерой. Надеюсь в будущем снять большое кино, которое стало бы в некотором роде отечественной классикой. Как «Возвращение», как «Дурак»…».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев