Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Та самая кукла

Журнал "Казань", № 3, 2012 В выставочном зале «Манеж» в Казанском кремле до 22 апреля можно познакомиться и подружиться с антикварными куклами и другими игрушками из московского Музея уникальных кукол Юлии Вишневской. Здесь ждут вас сто пятьдесят лучших друзей детей, а также их родителей, созданных ведущими мастерами Англии, Германии, Японии,...

Журнал "Казань", № 3, 2012
В выставочном зале «Манеж» в Казанском кремле до 22 апреля
можно познакомиться и подружиться с антикварными куклами
и другими игрушками из московского Музея уникальных кукол Юлии Вишневской.

Здесь ждут вас сто пятьдесят лучших друзей детей, а также их родителей, созданных ведущими мастерами Англии, Германии, Японии, США, Италии, России, Франции в начале девятнадцатого - второй половине двадцатого века. Это замечательные образчики искусства известного французского кукольника Пьера Жюмо, великолепные игрушки середины девятнадцатого столетия - «золотого века» кукол, производства знаменитых кукольных домов Англии и Германии, и, конечно, мечта всех советских детей поколения 1960-х - кукла Суок.

Музей уникальных кукол Юлии Вишневской открыл свои двери в 1996 году и вот уже более пятнадцати лет бережно хранит антикварные игрушки. В экспозицию орга-нично вошли предметы из фондов музея-заповедника «Казанский Кремль» и частных коллекций. Атмосферу прошлого передают старинные фотографии, с которых смотрят на нас ясными глазами очаровательные малыши, трогательно прижимающие к груди свои любимые игрушки. Вещи, которые, казалось, никогда не исчезнут, в наше время стали символами минувших эпох. Лайковые дамские перчатки, изящное кружево, милые шляпные коробки - всё это приметы далёкого, невозвратного...

Главная героиня выставки - Кукла: будуарная, характерная, механическая, разного времени бытования,- олицетворение минувших эпох, разных стран и разных производителей. Многочисленные мифы рассказывают нам о том, как, вдохнув жизнь в глиняную куколку, боги сотворили человека. Самые древние куклы появились ещё на заре человечества, с их помощью люди стремились связаться с потусторонним миром. Постепенно кукла потеряла свое сакральное значение, но мистический ореол окружает её и по сей день.

Самыми известными и красивыми признаны куклы французских мастеров. Гром-кую известность получили изделия фирмы Жюмо - они открывали и закрывали глаза, а их руки и ноги двигались благодаря особому креплению суставов. А куклы «Bru» были настолько прелестны, что за Леоном Брю, основателем фирмы, закрепилось звание «певца кукольной красоты». Не отставали от французов английские мастера кукольного дела, немцы же поставили производство кукол на поток, и из дорогой игрушки она стала массовым товаром.

Существовал особый класс кукол - будуарные куклы. Выйдя замуж лет в четырнадцать-пятнадцать, юные леди не расставались с ними. Безмолвных друзей повсюду брали с собой и носили в руках как своеобразный аксессуар, который становился предметом зависти подруг, ведь эти куклы были изрядными модницами и обладали не меньшим количеством нарядов, чем их хозяйки.

В девятнадцатом веке появились механические куклы. Жюль Штайнер во Франции и Фриц Бартенштейн и Карл Зоннеберг в Германии усовершенствовали кукольные механизмы. Куклы научились ползать, ходить, поворачивать голову, говорить и петь, лакомиться конфетками, пускать мыльные пузыри и даже ездить на велосипеде.

Очаровательные куклы нуждались в жилище, в котором должно было быть все необходимое для «настоящей» жизни его обитательниц. Первый такой кукольный дом появился в 1558 году и предназначался для маленькой дочери баварского герцога Альберта V. К девятнадцатому веку в каждой детской обязательно имелся кукольный дом, и довольно быстро эти сложные и изящные детские игрушки стали предметом коллекционирования. Многоэтажные, с большим количеством комнат и обстановкой, игрушечные дома притягивают взгляд. Ведь кукольный дом - это собственный мир ребёнка, построенный по законам сказочных грёз и фантазий, мир, где нет ничего невозможного. На выставке вы увидите один из этих замечательных кукольных домов.

Удивительны предметы кукольного быта - миниатюрные копии настоящих «взрослых» вещей: платья, шляпки и зонтики, украшения, элегантные аксессуары, сервизы и мебель.

Один из раритетов выставки - изящный книжный стеллаж с полным собранием сочинений великого Уильяма Шекспира, причём текст в миниатюрных томиках сопровождают иллюстрации.

Кукла для многих остаётся воплощением сокровенного мира детства. Но, взрослея, мы сохраняем к куклам особое отношение, рождённое исходящим от них необъяснимым, а подчас пугающим магическим притяжением. Они завораживают нас, увлекая в безумную, иррациональную игру с memory, как в калейдоскопе накладывая наши взрослые представления на потускневшие и полузабытые образы далёкого детства.

В куклы, ждущие вас на выставке, уже давно никто не играет,- теперь это артефакты, неповторимые свидетельства прошлого. Деревянные, фарфоровые и восковые, с цветущим румянцем на лицах, они всё такие же красивые и нарядные, как много лет назад…

Зюмченко Наталья Васильевна - руководитель Кремлёвского выставочного зала «Манеж».

Музафарова Диляра Альбертовна - хранитель Кремлёвского выставочного зала «Манеж».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев