Талант с «капризами»
Жизнь актрисы и певицы Зифы Басыровой, 110 лет со дня рождения которой отмечается в нынешнем году, судя по посвящённым ей строкам на сайтах и в соцсетях, протекала вполне благополучно — почётное звание, орденоносица, любимица публики… А как было на самом деле?
Жизнь актрисы и певицы Зифы Басыровой, 110 лет со дня рождения которой отмечается в нынешнем году, судя по посвящённым ей строкам на сайтах и в соцсетях, протекала вполне благополучно — почётное звание, орденоносица, любимица публики… А как было на самом деле?
«Она всегда выглядела очень счастливой и довольной жизнью»,— вспоминают о Зифе Басыровой современники. С этим невозможно не согласиться, стоит лишь взглянуть на фотографии и просмотреть видеозаписи выступлений певицы. Жизнерадостный, задорный взгляд, солнечная улыбка, элегантные наряды, яркие украшения... Однако стоит погрузиться в подробности жизни Зифы Басыровой, и возникает резкий контраст между этой внешней картинкой и теми потрясениями, которые ей пришлось пережить. Жизнь Зифы Басыровой оказалась драмой, а она — героиней во всех смыслах этого слова.
Зифа родилась 4 июля 1910 года в деревне Муслюмово (ныне Муслюмовского района Республики Татарстан) в простой рабочей семье. Ей было суждено выжить во время голода, в отличие от родителей, которые умерли, когда ей было десять лет. За те недолгие годы, которые семья жила вместе, произошло самое главное: предопределение жизненного пути Зифы Басыровой. Родители девочки были любителями татарских народных песен и искусно исполняли их. Мама играла на курае (в домашней коллекции Басыровых их было около пятидесяти!), папа пел. Зифа с самого рождения впитывала звуки любимых народом песен «Кара урман», «Эже», «Уел», «Аллюки», «Зиляйлюк», «Туган тел» и навсегда полюбила музыку.
Певица Альфия Авзалова, композитор Фатхрахман Ахмадиев и Зифа Басырова
После смерти родителей маленькую Зифу отправляют на воспитание в детский дом. Здесь Зифа получает первые уроки музыки. Обнаружив хорошие музыкальные данные, воспитатели усиленно занимаются с ней вокалом, игрой на фортепиано и привлекают к участию в концертах. Здесь же проявляются и актёрские данные девочки. Она хорошо танцует и участвует в театральных сценках.
Спустя три года Зифа сбегает в родную деревню. Находит дом, в котором когда-то жила с родителями, видит его заброшенным и снова ощущает леденящее чувство одиночества... Её забирает к себе семья маминой сестры и воспитывает до совершеннолетия. Спустя годы Басырова вспоминает время, проведённое в доме родственников, как рабство, поскольку здесь ей приходилось ежедневно выполнять очень тяжёлую работу. Однако возникли и плюсы, самым большим из которых было то, что двоюродный брат играл на гармони, а это снова подталкивало одарённую от природы Зифу в мир музыки.
Зифа Басырова была артистичной и бойкой с самого детства, тогда же проявляется одна из главных особенностей её характера: открыто и смело высказывать своё мнение. Видимо, поэтому именно её в 1928 году, приняв в комсомол, сразу же отправляют делегатом на комсомольскую конференцию в Казань. Следуя рекомендациям комсомольской организации, Басырова сначала оканчивает курсы русского-татарского языка (РТЯ), затем почтово-телеграфические курсы.
Во время учёбы в Казани Зифа знакомится с культурной жизнью столицы Татарстана и часто посещает театр. Она слушает музыкальные произведения в исполнении именитых певцов: Газиза Альмухаметова, Ситдика Айдарова, Галии Кайбицкой, Сары Садыковой, Наили Рахматуллиной. В ту пору на сцене ставятся первые татарские оперы «Сания» и «Эшче», а также знаменитые спектакли «Голубая шаль», «Родина» с музыкой Салиха Сайдашева, в то время невероятно популярного. Как-то раз Зифа, мечтая увидеть композитора вблизи, подкарауливает его перед служебным входом в театр. Сайдашев, узнав о том, что она поёт, советует учиться в музыкальном учебном заведении. Слова кумира становятся для девушки важным напутствием, и она всерьёз задумывается о профессиональном искусстве.
По окончании курсов Басырову направляют работать в Актаныш, и здесь судьба снова преподносит ей подарок. В 1931 году в Актаныш приезжает творческая бригада, в составе которой оказываются поэт Хади Такташ, певицы Мунира Булатова и Галия Кайбицкая. В местном клубе организуется концерт, в котором участвует и местная певица Зифа Басырова. Голос Басыровой от природы был низким, и пение под хромку с единой фиксированной тональностью для неё было настоящей мукой. Поскольку в советское время наличие фортепиано в каждом учреждении культуры было обязательным, местный клуб располагал инструментом. Галия Кайбицкая, воспользовавшись этой возможностью, решает поддержать начинающую певицу и аккомпанирует ей во время исполнения песни «Кара урман». Зифа навсегда сохранит в своей памяти эти незабываемые минуты счастья и наслаждения искусством.
С коллегами. Зифа Басырова крайняя справа
Увидев выступление Зифы Басыровой на сцене, артисты в один голос советуют ей поступать в театральный техникум (в то время он назывался техникумом искусств). Она прислушивается к мнению музыкантов, но, по- видимому, на какое-то время откладывает учёбу в техникуме, следующий год проводит в Елабуге. Её направляют сюда для работы в совхозе и обучения в сельскохозяйственном техникуме. Среди её сокурсников оказывается будущий певец Усман Альмеев. Они становятся самыми активными посетителями кружка самодеятельности и вместе выступают на сцене Дома культуры. Однако мысль об обучении в театральном техникуме не покидает Зифу, и она почтой отправляет в Казань заявление на поступление. Получает приглашение, уезжает в столицу Татарстана, сдаёт экзамены на «отлично» и зачисляется в это учебное заведение. Она мечтает быть профессиональной актрисой и с головой окунается в учёбу.
Тот исторический период, когда Зифа Басырова входит в мир театра, оказывается одновременно благоприятным и невероятно сложным. Тридцатые годы XX века — это время интенсивного развития татарского драматического театра, когда ставятся пьесы Карима Тинчурина, Тази Гиззата, Аделя Кутуя, Максима Горького, Вильяма Шекспира, Николая Островского. Работают режиссёры Ширьяздан Сарымсаков, Гумар Исмагилов, Риза Ишмурат, Хусаин Уразиков, Кашифа Тумашева, артисты Мухтар Мутин, Шакир Шамильский, Фатима Ильская, Камал III, Зайни Султанов, Марьям Сульва, музыку для спектаклей пишет Салих Сайдашев.
Одновременно это был период беспощадной конъюнктуры советской власти, которая сломала судьбы многих, зачастую невиновных людей. Период слежек, доносов, бесконечных коммунистических собраний, порой длящихся сутками. Согласно исследованиям Флёра Багаутдинова, одно из заседаний месткома Татарского государственного академического театра длилось целых десять дней!
Личная жизнь Зифы Басыровой не раз станет предметом обсуждений на таких собраниях, о которых чуть позже, а пока — полный надежд и грандиозных планов 1932 год. Год, когда юная артистка приступает к учёбе. Для неё начинается новая жизнь, казалось бы, счастливая...
Чаще услышишь «роковая женщина», нежели «роковой мужчина». Однако именно так можно назвать мужчину, который, появившись в жизни Зифы Басыровой, разделяет её на «до» и «после». В 1932 году ей двадцать два года, ему — двадцать шесть лет. Она — студентка первого курса, а он директор (!) учебного заведения, в котором она учится. Удивительный случай, когда руководство солидным государственным учреждением поручается столь молодому человеку. Впрочем, этот человек, судя по биографии, очень часто проявляет гениальные способности. И псевдоним — Гений Республиканец — ему был дан не случайно. Так его, сироту, прозвали воспитатели — члены ВЧК.
Биография и послужной список Гения Республиканца впечатляют! Отметим лишь то, что, начиная с двадцати лет, он работает на руководящих постах в различных культурных организациях и очень скоро становится известной личностью в республике. Он преуспевает и в личной жизни: к моменту знакомства с Зифой Басыровой является отцом двоих детей от первого брака. Кстати, и она к тому времени уже обладает опытом замужества.
Гений и Зифа женятся в 1935 году и живут вместе три года. В 1938 году у них родится сын Рафаэль. Но папы уже не будет рядом, поскольку в 1937 году его посадят в тюрьму на десять лет «за преступно‑подрывную работу против Советской власти», а через пять лет он уйдёт из жизни в психоневрологической клинике Казани. Позже его оправдают. Однако его имя навсегда стирается из истории национальной культуры, для развития которой он приложил немало усилий...
Казалось бы, поначалу путь Зифы Басыровой к профессионализму складывался более чем удачно. Она была очень пытливой и старательной студенткой, училась на «отлично», благодаря незаурядным вокальным данным участвовала в качестве главной «поющей» героини в студенческих постановках «Голубая шаль», «Галиябану». К тому же всем окружающим нравилось задушевное исполнение ею старинных народных песен «Кара урман», «Рамай», «Су буйлап», «Аллюки», «Зиляйлюк». Её часто приглашали к участию в концертах, во время которых она, как правило, исполняла не менее десяти-пятнадцати песен. Кроме того, статус замужней женщины, жены директора наверняка эмоционально подпитывал её.
В роли Хафизы из спектакля Галиаскара Камала «Хафизэлэм-иркэм»
На третьем курсе начинается долгожданная практика в Татарском государственном академическом театре. Зифа Басырова оказывается на сцене вместе с прославленными актёрами Мухтаром Мутиным, Фатимой Ильской, Гульсум Камской и заявляет о себе как будущая драматическая актриса. В 1935 году участвует в премьерном спектакле «Их было трое» Карима Тинчурина, спектакле «Славное время» Тази Гиззата (1936).
Окончив в 1936 году театральный техникум, Зифа Басырова зачисляется в труппу театра. По окончании учёбы она, как и все студенты, получает творческую характеристику, написанную наставниками. Ими были знаменитые режиссёры Гумар Исмагилов и Хусаин Уразиков. Уразиков пишет: «Свойственны хорошие актёрские данные, дисциплинирована, хорошо понимает образы, в то же время есть некоторые капризы». Под капризами, судя по всему, подразумевается вышеупомянутая прямолинейность Зифы Басыровой. Как известно, люди, которые напрямую высказывают своё мнение, часто оказываются «неудобными» для окружающих. В советское время таким вообще было сложно выжить! В том числе и Басыровой. В марте 1937 года на одном из заседаний месткома театра она открыто критикует руководство, режиссёров, предпочитающих одних и тех же актёров, жалуется на низкую зарплату, отсутствие работы, требует ровного отношения ко всем артистам. Действительно, в течение года Зифа Басырова мало работает как актриса: получает незначительные роли в спектаклях «Первые цветы», «Славное время», однако регулярно и успешно выступает как певица в концертах, организуемых театром.
Август 1937 года стал переломным в жизни Зифы Басыровой. Гений Республиканец осуждён. Её объявляют женой «врага народа», исключают из комсомола, выселяют из общежития. В отчаянии она пытается покончить с собой… Её и ребёнка, который вскоре должен был появиться на свет, чудом спасает соседка — актриса театра имени Качалова. Она берёт шефство над Зифой Басыровой, пишет многочисленные письма в руководящие органы и доходит до обкома с просьбой о снисхождении. К счастью, к ней прислушиваются, и Зифа Басырова постепенно возвращается к обычной жизни. Летом 1938 года она выезжает на гастроли с театральной труппой, ей повышают зарплату и даже поручают несколько интересных ролей.
Однако «клеймо» жены врага народа будет преследовать её всю жизнь.
К сожалению, все двадцать лет жизни Зифы Басыровой в составе труппы театра скорее выглядят борьбой за выживание. Об этом свидетельствует отсутствие любых ролей, не говоря уже о главных, а также её регулярные гневные выступления на собраниях в разные годы. Ей приходилось играть роли мальчиков в спектаклях. Во время войны, разумеется, это было вынужденной мерой, однако и после неё, будучи далеко не молодой, Зифа Басырова выходит на сцену в образах юнцов. Вероятно, этому способствует и невысокий рост актрисы, на который часто обращали внимание. Однако все, даже самые небольшие роли, она играет с невероятной самоотдачей и настолько ярко, что они запоминаются зрителям, усиливая её популярность.
Особенно тепло принимались «поющие» героини Зифы Басыровой. В 1938 году в театре ставится «Бишбуляк» Тази Гиззата с музыкой Салиха Сайдашева. По задумке режиссёра, роль Махинур должна была исполнять артистка-певица, и эта роль поручается Зифе Басыровой. Она блестяще справляется с первой существенной ролью в своей карьере. В течение года спектакль исполняется пятьдесят раз! Ещё одной, пожалуй, самой яркой ролью Зифы Басыровой в театре стала роль Раисы — главной героини драмы «Очи» Хабиба Фатхуллина с музыкой Сайдашева. Режиссёр спектакля Кашифа Тумашева была одной из немногих, кто стремился включить Зифу Басырову в постановки. Она сочувствовала актрисе и с вниманием относилась к её таланту. Спектакль «Очи» стал большим успехом Зифы Басыровой, а песни «Ласточка» и «Прощай, деревня!» — визитными карточками певицы. Многие зрители приходили на спектакль снова и снова, чтобы услышать эти песни в исполнении Зифы Басыровой.
В 1940 году Кашифа Тумашева ставит детский спектакль «Падчерица», где Зифа Басырова играет главную роль. В 1946 году последует «Песня жизни» Мирсая Амира с музыкой Джаудата Файзи, где Зифа Басырова сыграет пятнадцатилетнего Каюма. Именно этому герою поручается исполнение ключевой песни спектакля — «Песни жизни», ставшей впоследствии широко известной. В 1949 году на сцене появится ещё одна работа режиссёра с Зифой Басыровой в главной роли. Это — «Милая Хафиза» Галиаскара Камала с музыкой Салиха Сайдашева и Михаила Юдина. Для Зифы Басыровой впервые сошьют платье, что вызовет возмущение и зависть всех актрис театра. И снова успех. Снова незабываемое исполнение песен в спектакле. Многие музыкальные номера из спектаклей сразу обретали самостоятельную жизнь и становились популярными среди любителей музыки. И в этом большая заслуга их первой исполнительницы Зифы Басыровой.
Как актрису её всегда оценивали по-разному. Значимые роли можно сосчитать по пальцам. Её амплуа менялось и, как правило, сводилось к характерным ролям. Однако ей не было равных в исполнении старинных народных песен, и это было неоспоримо.
В годы Великой Отечественной войны её голос буквально спасает солдат: утоляет тоску по Родине, вдохновляет на победу. В составе концертных бригад и в дуэте со знаменитой баянисткой Рукиёй Ибрагимовой Зифа Басырова много выступает в госпиталях, на привокзальных площадках, на линии фронта. Кроме того, она, как и многие артисты, оканчивает курсы медсестёр и работает в госпитале, а также участвует в мероприятиях с целью сбора денег в фонд обороны, помогает семьям погибших, даже разгружает дрова с барж. За активную деятельность для фронта Зифа Басырова награждается Почётной грамотой Президиума Верховного Совета и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Одной из значимых работ Зифы Басыровой в послевоенные годы стало озвучивание переведённого на татарский язык кинофильма «Счастливого плавания!» Для этого её вместе с артистами театра Фуадом Халитовым, Мингали Надрюковым, Рашидой Зиганшиной, Ибрагимом Гафуровым, Раузой Хайретдиновой отправляют в город Свердловск.
Пятидесятые годы Зифа Басырова проводит в ожидании работы. Ей лишь иногда поручают незначительные роли. Она отчаянно, но тщетно борется за справедливость: выступает на собраниях, пишет заявления в местком, обращается в Министерство культуры СССР, ЦК КПСС. Однако без неё не обходится ни один концерт, организованный театром, и здесь она вынуждена нести основную нагрузку.
В 1955 году её принудительно отправляют на пенсию.
Ещё во время работы в театре Зифа Басырова по договору участвует в концертах Татарской государственной филармонии. Уйдя из театра, она устраивается в неё на постоянную работу, и в её жизни начинается новый период.
Одновременно она выступает в радиоэфире. В 50-е годы XX столетия радиокомитет играет особую роль в развитии татарского песенного искусства, поскольку служит основным средством массовой информации. Вместе с Зифой Басыровой в эфире звучат голоса Рашида Вагапова, Гульсум Сулеймановой, Усмана Альмеева. Большая часть песен в исполнении певицы была записана именно в это время. Зифа Басырова была первой исполнительницей песен «Умырзая», «Рамай», «Су буйлап». Её голос вдохновлял многих начинающих певцов, к примеру, Ильгама Шакирова или Альфию Авзалову, для которой Зифа Басырова всегда была путеводной звездой.
В филармонии для Зифы Басыровой сразу собирается отдельная творческая бригада, с которой она отправляется на гастроли в Ленинград. В 1957 году бригада Басыровой едет в Москву на Декаду татарского искусства. Звучат песни «Рамай», «Муслюмово», «Арча», «Сария». Далее следуют гастроли по городам РСФСР и Средней Азии.
В 1960-м у певицы возникают проблемы с голосом, затем на время она теряет его ввиду чрезмерной нагрузки. В результате её «понижают» до простого певца и определяют в бригаду Рашида Вагапова, с которой они успешно выступают практически во всех городах России. Бывало, артисты проводили в гастрольных поездках семь-девять месяцев в году и, обладая невероятной популярностью, неизменно приносили филармонии огромную прибыль.
И всё же на заседаниях художественного совета филармонии регулярно звучит критика творческой деятельности Зифы Басыровой. Ей ставят в вину одноплановость выступлений, скудость репертуара, включающего исключительно народные песни, к тому же преимущественно под баян, и стремятся убрать со сцены.
Бригада Зифы Басыровой продолжает усиленно работать, соблюдая строгий график. К примеру, в июне 1964 было ею дано тридцать три, а в июле — сорок два концерта. Певица была невероятно популярна и любима слушателями, однако её заработная плата всегда оказывалась ниже зарплат других певцов, несмотря на все просьбы о повышении.
В 1965 году Зифе Басыровой отказывают в проведении концерта в честь 55-летнего юбилея. Кроме прозвучавшего по радио сольного концерта певицы «30 лет на сцене», не проводится ни одно торжественное мероприятие. Вскоре певицу отправляют на пенсию.
Согласно закону, Зифе Басыровой, как пенсионерке, разрешалось два месяца в году заниматься концертной деятельностью. Однако ей не позволяют этого, таким образом блокируя выход на сцену. Она обращается в органы власти, однако всюду следует отказ.
Певица сама собирает творческую бригаду, нанимает администратора, составляет программы концертов, готовит афиши и рассылает письма в филармонии нескольких городов, выражая готовность к сотрудничеству. Первой откликается Узбекская государственная филармония, вслед за ней Ульяновская, Пермская и т. д. О так называемых «левых» концертах узнают в Министерстве культуры ТАССР. К слову, подобное в то время строго карается законом, вплоть до заключения под стражу. Зифу Басырову вызывают в министерство и настоятельно требуют прекратить выступления.
Зифа Басырова не отчаивается, ищет новый путь выхода на сцену и вскоре находит его. Она выступает с лекциями-концертами просветительской организации «Знание», которые проходят очень успешно и, как правило, в переполненных залах.
60-летний юбилей Басыровой проходит без внимания. В 1977 году её имя не включают в программу концерта, посвящённого 40-летию Татгосфилармонии.
«Видимо, я родилась под несчастливой звездой: сначала пришлось испытать всю горечь сиротства, затем несправедливое отношение властей»,— рассказывает о своей жизни Зифа Басырова.
Действительно, на протяжении всего творческого пути ей приходилось буквально прорываться на сцену. Однако когда ей это удавалось, она чувствовала себя по-настоящему счастливой, и это состояние передавалось слушателям, которые боготворили её.
Она была первой во многом. Тщательно прорабатывая репертуар, певица подмечает ценные музыкальные образцы. Выводит на сцену редко звучащие старинные народные песни и, мастерски исполняя, популяризирует их. Зачастую она обращается к поэтам с просьбой написать новый текст к народным песням. К примеру, «Свадебная песня» получает новую жизнь благодаря стихам Гульшат Зайнашевой. Зифа Басырова и сама сочиняла стихотворения. Это были отдельные сочинения, преимущественно лирического и патриотического содержания. Иногда это были тексты песен. В основе известной татарской народной песни «Муслюмово» — слова Зифы Басыровой.
Литературный талант певицы проявляется также в создании театральных пьес: «Пленные на свободе» и «Из своей жизни». Кроме того, она пишет статьи, посвящённые вопросам культуры.
Мало кто знает о том, что Зифа Басырова была автором сценария и режиссёром-постановщиком своих концертов, которые традиционно включают татарские народные песни, песни татарских композиторов, фрагменты из спектаклей, а также художественное чтение стихотворений.
Новой оказывается и манера поведения Зифы Басыровой на сцене. Она ведёт себя раскованно, обращается к зрителям в зале, беседует с ними. Пританцовывает, в шутку заигрывает с баянистами во время выступлений. Словом, привносит на сцену лёгкость и развлекательность, при этом бережно относясь к исполнению старинных народных образцов.
Зифа Басырова обладала честным, справедливым и отзывчивым характером. Всегда заботилась об окружающих и, в первую очередь, семье сына. Жила скромно, без излишеств. Была оптимисткой, любила юмор, зачастую могла в один миг разрядить напряжённую ситуацию остроумной шуткой. Возможно, именно эти качества помогли ей пережить самые сложные моменты своей жизни.
Зифа Басырова ушла из жизни 7 февраля 1979 года, не справившись с тяжёлой болезнью.
Мало кто вспомнит имена малодушных руководителей, чинивших препятствия на пути этой выдающейся личности, однако её имя и неповторимый голос всегда будут храниться в памяти татарского народа. Имя Зифы Басыровой носят улицы Казани и Муслюмово, а также районный Дом культуры Муслюмово. В год столетнего юбилея певицы на её родине начал проводиться вокальный конкурс, вдохновляющий юные таланты на новые свершения.
Зиангирова Гульназ Назимовна — музыковед, исследователь истории татарской эстрадной музыки, преподаватель Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева.
Фото из личного архива Зифы Басыровой.
Предоставлены автором
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев