Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Татарское Переделкино

За прошедший век писательская дача стала уже привычной декорацией культурного бэкграунда страны и таким же символом творческой жизни профессионального сочинителя, как письменный стол, зелёная лампа и «Ундервуд».

Корреспондентов журнала «Казань» на даче встречает народный поэт Республики Татарстан Равиль Файзуллин.

 

За прошедший век писательская дача стала уже привычной декорацией культурного бэкграунда страны и таким же символом творческой жизни профессионального сочинителя, как письменный стол, зелёная лампа и «Ундервуд».

Первым и культовым местом, где потом надолго поселился «гений» советской литературы, стало подмосковное Переделкино. Постановление Совнаркома СССР о его строительстве вышло в июле 1933 года. Считается, что идею организации посёлка для тружеников пера по примеру европейских творческих резиденций литераторов подсказал Иосифу Сталину Максим Горький. Сегодня можно говорить о том, что, заботясь об «инженерах человеческих душ», власть таким образом за ними ещё и приглядывала. Как бы то ни было, но факт в том, что именно в среде писательских дач создавалась большая хрестоматия советской литературы.

Своё Переделкино существовало и под Казанью, а сегодня оно входит в зону городского лесопарка «Лебяжье». Его территория расположена справа от Горьковского шоссе, в глубине лиственного леса неподалёку от озера Малое Глубокое.

Дом творчества «Лебяжье» был основан в 1950-е годы по инициативе председателя Союза писателей ТАССР, лауреата Государственной премии и депутата Верховного Совета СССР Гумера Баширова. Авторитетный литератор был вхож в самые высокие круги власти республики и страны, общался со своими московскими коллегами. Бывая в подмосковных Переделкино и Малеевке, он пришёл к мысли о необходимости организации подобной творческой резиденции для татарстанских писателей.

Знаменитая писательская беседка (подробнее о ней – в следующем материале). На фото Фатих Хусни, Риза Ишмурат, Хасан Туфан, Наби Даули, сын Заки Нури Ильдар, Заки Нури, Гумер Баширов (стоит за Наби Даули). Архив Наби Даули

 

Решение о строительстве Дома творчества «Лебяжье» было принято в 1953 году. К концу 1955-го на небольшой поляне неподалёку от озера Малое Глубокое появились четыре сборно-щитовых дома, которые специально привезли из Финляндии. Из дневников Гумера Баширова можно узнать о том, что строительство первых дач, куда поселилось 15 писателей, обошлось в 400 тысяч рублей, эти деньги выделил Литфонд СССР. Сын Гумера Баширова, фотограф Зуфар Баширов, написал в своих воспоминаниях о том, как было выбрано место для писательского посёлка. Предшествовала тому поездка Гумера Баширова в гости к поэту Сибгату Хакиму, который жил по другую сторону от дороги, на озере Лебяжье. Об этом же писала и жена самого Хакима, а семья поэта позже также перебралась во вновь возведённые дачи на Малом Глубоком.

Возможно, в выборе места сыграл роль и тот фактор, что до середины 1960-х неподалёку оттуда располагалась база отдыха Татарского обкома — «обкомовские дачи», как называли её в народе. «Писатели — помощники партии, не помешает быть к ним поближе» — не исключено, что именно этим соображением руководствовалось партийное начальство, не без иронии писал в своё время Равиль Файзуллин.

Сам поэт обосновался здесь в 1989 году, накануне больших перемен в жизни страны в целом и писательских дач в частности. (Название посёлка Переделкино даже окрестили в те годы поочерёдно в «Перестройкино» и «Перестрелкино».) Изначально семья Файзуллина поселилась в старом финском домике, где до этого жили Гарай Рахим и Мазит Рафиков. Спустя три года построили небольшой дом из соснового сруба. Поэт говорит, что он напоминает ему годы деревенского детства. Словно из детских воспоминаний — и колоритные ворота, выводящие прямо в лес, где Равиль-ага любит гулять в одиночестве. На участке в семь соток — цветники, малинник, кусты смородины, листья которой хорошо добавлять в чай для аромата. От соседей отделяет резной деревянный штакетник, какие не часто теперь встречаются.

Поэт в рабочем кабинете.

 

В своё время ведомственные дачи предоставлялись писателям в пожизненное пользование — так было в Переделкино. Первые жители Дома творчества «Лебяжье» арендовали здесь комнаты сроком на один сезон. Жили, как правило, летом. До глубокой осени здесь оставались немногие, например, Хасан Туфан. Личность этого поэта в воспоминаниях современников обрела сегодня черты пророка и легенды, а свет в окнах его домика был настоящим маяком для соседей литераторов. Мгновения этой причастности запечатлены в проникновенных строчках Сибгата Хакима: «Что отложил перо?/ Стыдись: вон, в том окне,/ Ещё горит, горит огонь Туфана». Сын поэта, Рафаэль Хакимов, писал в воспоминаниях о долгих разговорах двух литераторов, задаваясь вопросом, о чём могли быть беседы вернувшегося из лагерной опалы Туфана с его отцом? Если Переделкино построили в разгар репрессий, то появление Дома творчества «Лебяжье» сов-

пало с «оттепелью». Можно ли на полном серьёзе говорить об «охранительной» роли казанской писательской резиденции? Кроме того, соседство с дачами партийного руководства и вовсе прекратилось, когда в 1960-е годы неподалёку начал работать завод «Оргсинтез». Обкомовцы переехали в посёлок Боровое Матюшино, опасаясь вредных выбросов нового предприятия, а вот литераторам пришлось немало похлопотать о том, чтобы вместе с руководством завода решить экологическую проблему. Помогал им в этом, как пишет Зуфар Баширов, известный химик, академик Б. Е. Арбузов.

С развалом Советского Союза и приходом рынка над писательскими дачами в окрестностях Лебяжьего нависла новая угроза. Участок земли, предоставляемый писателям в аренду лишь на определённый срок, стал лакомым куском для нуворишей. Писатель‑прозаик Зиннур Хуснияр, исполняющий сегодня на общественных началах обязанности председателя садово-потребительского кооператива «Лебяжье», рассказывает о том, что были желающие приобрести всю территорию дач площадью в два гектара.

В 2008 году жители «Лебяжьего» получили письмо из прокуратуры с требованием выселяться в связи с окончанием срока аренды. Отстоять право по-прежнему жить на своих дачах писателям удалось лишь после долгих хождений с ходатайствами перед руководством Татарстана. В итоге срок аренды земли для них был продлён ещё на 49 лет.

От старых построек здесь сегодня практически ничего не осталось. От вида обветшавшего дома под треугольным коньком крыши, на котором растёт молодое деревце, а вокруг домика — заросли малинника, невольно вспоминаются два штампа: об уходящей натуре и рукописях, что «не горят». Действительно, всё бренно, кроме творчества.

Ещё в самом начале 2000-х был цел дом основателя писательского посёлка Гумера Баширова, и его можно было сохранить в виде музея, вспоминает Равиль Файзуллин. Но этого, к сожалению, не сделали. К слову, московскому дачному посёлку Переделкино уже в 1988 году был присвоен статус историко-культурного заповедника, а бывшие дачи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, Евтушенко стали музеями.

Зиннур Хуснияр у памятной стелы с именами жителей и гостей «Лебяжьего». Подробнее о них — в следующем материале.

 

До сих пор на «Лебяжьем» живут и работают многие нынешние мэтры татарской литературы. К дачам силами самих писателей подведены газ, электричество. Но не все их обладатели являются полноценными собственниками земли и строений, что мешает им платить налоги, сетует председатель коопе­ратива. Есть и другие проблемы. В отличие от обустроенной территории вокруг озера Лебяжье, с дорожками, освещением и видео­камерами, гулять в окрестностях озёр Глубокое и Малое Глубокое небезопасно. По лесу бродят стаи собак, нападающих на людей. Последние годы здесь были случаи нападений на женщин. Преступника, жертвами которого стали совсем юные девушки, так и не поймали. Но оба озера по-прежнему притягивают толпы отдыхающих, и нет никаких гарантий, что трагедии снова не повторятся. Озабоченные этим писатели обращались в городской Комитет по внешнему благоустройству с просьбой сделать освещение участка дороги, ведущей к шоссе через лес. Пока безрезультатно.

Какое будущее ждёт это место? На этот вопрос жители «Лебяжь­его» отвечают философски: случиться может всё. В то же время они немало делают для того, чтобы сохранить память о славном прошлом «колыбели» татарской литературы. В 2007 году в издательстве «Магариф» вышла книга воспоминаний «Аккош күле — илhам аланы» — «Лебяжье — поляна вдохновения». У въезда на территорию дач по инициативе литераторов при активном участии Хуснияра установлена стела из мрамора с именами тех, кто жил и творил здесь, а также с именами почётных гостей Дома творчества «Лебяжье». У писателей есть желание придать посёлку статус музейно‑мемориального комплекса, присвоить ему имя Гумера Баширова и включить в специальный туристический маршрут. Рассказывать ту историю татарской литературы, которую не прочесть ни в одной хрестоматии.

Фото Гульнары Сагиевой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев