«Театр-Вентилятор» — место, трогающее душу
Журнал «Казань», № 11, 2017 Недавно четвёртый театральный сезон открыла творческая лаборатория «Театр-Вентилятор» - камерный театр на чердаке офисного здания в самом центре Казани, на улице Пушкина, 52. Из окон театра всегда видно небо. А почему «Т-В» называют трогательным? Узнать об этом можно, хоть раз переступив порог творческого пространства, но...
Зрители в театре - участники действа, а не отстранённо смотрящие на актёров люди. Вас могут пригласить на сцену, вам могут задать вопрос, вы можете оказаться в эпицентре действия и даже повлиять на происходящее. Трогательность распространяется и на спектакли, и на любые другие события в театре. Никто не будет заставлять вас вставать или говорить, но если вам захочется, против тоже никто не будет.
Творческая лаборатория не ограничивается постановками спектаклей, на базе театра действует студия актёрского мастерства как для детей, так и для взрослых. По выходным и праздникам - показы «Кино на потолке», а каждую вторую среду - тёплый музыкальный вечер с песнями под разнообразные музыкальные инструменты (укулели, гитары, синтезатор, казу, шейкеры…), а ещё пледы, подушки, чай, печеньки и даже импровизированный костёр посреди уютного круга.
Так было всегда. Но этот сезон будет особенным. Чем?
С нынешнего года творческая лаборатория открыла набор сразу по нескольким направлениям: игра на гитаре, барабанах, ораторское и актёрское мастерство. Список направлений будет расширяться, ведь и театр расширяется, он теперь займёт целых три помещения вместо одного!
Помимо обучающихся на курсах, есть постоянная труппа театра. Вот настоящие коренные жители творческой лаборатории. Придя в театр, вы почти наверняка с кем-то из них пересечётесь, если не со всеми сразу. Они помогут с билетами, ответят на вопросы, постоят на свете и звуке, сыграют в спектаклях.
К слову, о спектаклях.
Самый первый спектакль творческой лаборатории - «Влюбийство», который раньше можно было увидеть на сцене «Театра на Булаке», сейчас полностью перебрался в помещение театра на Пушкина. Постановка приобрела индивидуальный стиль: оделась в чёрно-белое, охватила всё пространство театра: действие проходит и на самой сцене, и в зале, и с края у самых стен, и даже за спинами зрителей может появиться чей-то силуэт, ведь зритель в этом спектакле, как и во всех других - полноценный участник действия.
В простом и глубоком моноспектакле «Ныташа» по пьесе Ярославы Пулинович «Наташина мечта» главную роль играет актриса и режиссёр Театра-Вентилятора - Диана Нурмухамметова. Диана настолько сильно вживается в образ, что даже человек, знающий её лично, не смог бы понять, свою она историю рассказывает или нет. Веришь. Веришь безоговорочно, от начала и до конца. По-детски серьёзная и по-взрослому наивная история девочки из детдома, мечтающей о своём счастье «с фатой и шоколадными конфетами». У каждого же должна быть мечта, и она должна исполниться. Иначе ведь нечестно.
Четыре абсолютно разных человека, четыре разные судьбы, четыре жизни ждут вас в спектакле «Монолог». В нём нет танцев и историй. Пластика - как вдох между словами, слова - как выдох между мыслями. И пластика, и слова - единый монолог о жизни. Только не одного человека, а четырёх. А может, эти герои объединяют в себе намного больше людей, чем кажется? Спектакль участвовал в фестивале любительских и негосударственных театров «Новый взгляд» и получил только положительные отзывы.
В спектакле «Собака или Человек» играют дети и подростки. Но все эмоции и чувства - взрослые. Постановка по произведению Константина Сергиенко «До свидания, Овраг» получилась необычной для рассказа про животных. История бездомных детей, которые считают себя собаками, потому что весь мир так к ним относится. А ведь и правильно. Но они же люди! У них есть мечты, они тоже хотят свой дом и семью. Хотят иметь человека, которому смогут сказать: «Мама, я дома!». «Мама, я дома»,- говорят они, а где их дом?
«Амирнéя» по творчеству Даниила Хармса ставит в тупик, удивляет, поражает. Странно, непонятно, но почему же так отзывается в душе? Значит - понятно? Режиссёр просит не искать в спектакле смысла, не связывать истории воедино. Каждый рассказ имеет свой замысел, а от их соединения замысел лишь углубляется. Кто не ищет, тот тоже найдёт. Что-то своё. Хармс оставил над чем задуматься.
Концерт-спектакль «Земфира. Откровение» понравится как поклонникам творчества Земфиры Рамазановой, так и всем желающим наполнить свой вечер чем-то важным, живым и пульсирующим. Гремучее соединение музыки, слов и действия, что рождается от музыки и слов - не даст усидеть на месте. Вам и так вряд ли удастся усидеть, успеете и напеться, и натанцеваться, ну, а если хочется спокойствия - то насмотреться на других танцующих и поющих.
«Маленькие девочки» - последний спектакль «Т-В». Вот уж в нём собрана вся гамма чувств и переживаний! Героини проживают сорок одну жизнь, кочуют из возраста в возраст историях от светлого детства до самой старости, как неизвестных, так и великих женщин. Трёхактная постановка, а после неё катарсис. Как ещё что-то говорить?
К показу готовится новый спектакль - «Обыкновенное чудо» по сказке Евгения Шварца. Живая музыка, сочные эмоции, много удивительных придумок. Презентовали спектакль на открытии театрального сезона, а скоро можно будет увидеть и саму постановку.
Актёры «Театра-Вентилятора» всегда стараются не играть, а жить на сцене. Сначала чувствуют они, потом - зритель. Плакать - так плакать, радоваться - так радоваться!
Прожектора, кулисы, колонки, дым‑машина - не так много средств для спецэффектов, а потому все чудеса создаются игрой актёров и стараниями режиссёра, не жалеющего себя и иногда ночующего в театре.
«Отключите свои телефоны и мысли. Забудьте о делах и проблемах, попробуйте не думать, а чувствовать»,- говорит режиссёр перед началом каждого представления. Вот было бы хорошо уметь отключать свои мысли и в жизни!
Людям часто не хватает внимания и внимательности, для этого и существует «Театр-Вентилятор» - место, трогающее душу. В нём можно выражать свои эмоции свободно. В этом театре можно быть настоящими.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев