Тинчуринский квартет. Начало
Разные, порой случайные дороги привели на сцену молодых, но уже практически ведущих актёров Тинчуринского театра Резеду Саляхову, Ильфака Хафизова, Артёма Пискунова и Зульфата Закирова. Все четверо - выпускники курса Рашида Загидуллина в театральном училище, которых главный режиссёр взял в театр.
8 февраля - 85 лет со дня рождения ведущего театроведа Республики Татарстан, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, профессора Казанского государственного университета культуры, кандидата искусствоведения Ильтани Иляловой. Поздравляем!
«Выл как волк, прыгал как заяц и ходил как медведь»
- В училище я «убежала» из школы. Кроме того, захотелось проверить свою силу,- объясняет Резеда Саляхова.- Училась прилежно, параллельно окончила музыкальную школу по классу фортепиано, поэтому участвовала во всех школьных мероприятиях, было весело. Однако после девятого класса решила уйти. Только куда? Подумывала в музыкальное училище, но когда поняла, что вся моя жизнь будет связана только с музыкой, от этой мысли отказалась. Как раз в то время я познакомилась с народным артистом Татарстана Ильгизаром Хасановым. Его советы, уговоры подруги и, наверное, судьба привели меня в театральное. Так в четырнадцать лет стала студенткой.
Ильфака Хафизова многие обстоятельства жизни готовили к театру:
- О театральном училище я узнал от нашего актёра Зуфара Харисова. Мы оба из деревни Нижний Табын. А первые шаги к сцене сделал благодаря маме. Когда в деревне отключалось электричество, а это бывало часто, мама собирала нас, детей, и мы слушали интересные истории, сказки. Засыпали у её ног и продолжали жить услышанным в снах.
В детском садике меня сажали перед всеми и давали красивые картинки. Глядя на них, я рассказывал что‑то и вживался в роль. Воспитатели говорят, что я выл как волк, прыгал как заяц и ходил как медведь. Случалось, сам придумывал сказки. Не думаю, что они были захватывающими, но все слушали. В тот момент я верил в чудо и сам хотел быть его частью.
Когда пошёл в первый класс, мама научила меня танцевать. И мы с одноклассниками выступали по разным поводам. В третьем классе играл маленького мальчика из спектакля «Голубая шаль», который звал абыстай в гости. А потом уже всё больше, интереснее… Жалею только, не было у нас музыкальной школы, где дали бы навыки актёрского мастерства или хотя бы научили играть на музыкальных инструментах.
Я видел, как красиво танцуют мои родители. Отец танцевал редко, но делал это так, что все смотрели только на него. Не помню его ног, но и никогда не забуду выражения его лица и движений рук.
Для Артёма Пискунова путь к театру оказался неожиданным:
- Я учился в обыкновенной деревенской школе. Нас было пятеро мальчишек, и все решили уйти с девятого класса. Оставаться одному мне не хотелось. А учился я довольно‑таки хорошо, и поступать в профтехучилище в мои планы не входило! Как раз тогда к нам приехал Мензелинский театр. Мама разузнала про Казанское театральное училище, как туда поступить. Не то что она меня уговаривала, но на первую консультацию мы поехали вместе. Вот так всё и началось!
Зульфат Закиров после девяти классов хотел поступить в музыкальное училище, но передумал: голос начал ломаться. Прогуливались с мамой в центре Казани, и она показала театральное училище, предложила зайти внутрь.
- Зашли, почувствовал что‑то волшебное и без оговорок решил туда поступать.
Так они стали студентами. Ко времени окончания училища поняли, что театр стал их судьбой и смыслом жизни. Учитель и наставник Рашид Загидуллин предложил им поступить в вуз. Резеда, Артём и Ильфак пошли на заочное отделение факультета татарской филологии в Казанском университете, Зульфат - в ГИТИС. Все получили знания и дипломы.
По полной программе
Прошло восемь лет с начала их работы в театре (у Зульфата меньше, в ГИТИСе он учился очно). У каждого уже десятки ролей. Так же как Марк Захаров давал главные роли начинающим актёрам, ставшим впоследствии знаменитыми мастерами - Николаю Караченцову, Александру Абдулову, Олегу Янковскому, Александру Збруеву, так и Рашид Загидуллин сразу загрузил своих учеников, что называется, по полной программе, занимая их в основных ролях.
Одной из первых их работ стало участие в комедии Туфана Миннуллина «Бесшабашная юность моя». Здесь они должны были предъявить свою профессиональную подготовку, органику, обаяние, умение разнообразить характер своих героев, то есть всё то, что должно быть у актёра.
Самой же значительной первой общей работой стал поэтический спектакль «Жизнь люби» по стихам Тукая. Рашид Загидуллин предложил Резеде написать сценарий, ребята сами выбирали музыку, сами и играли на разных музыкальных инструментах, сами создавали мизансцены, пластический рисунок. Это была увлекательная работа. Потом спектакль показали учителю. Он его принял. Актёры не просто читали стихи, а создавали лирический образ каждого героя стихотворения. Оттого в представлении рождался и образ самого поэта. Спектакль пользовался большой популярностью. Его играли на разных площадках не только Казани, но и всего Татарстана, Турции, Бельгии, Финляндии.
Это дало толчок для организации целого поэтического театра. После «Люби жизнь» была постановка «Мы дети 41‑го года» по Мухаммату Магдееву. А «Дороги судьбы» по стихам Разиля Валеева вылились в полнометражный музыкально‑поэтический спектакль. Здесь играл не только наш квартет, но и другие молодые актёры.
Одной из первых запомнившихся работ юного Артёма Пискунова стала роль Ричарда в романтической драме Мустая Карима «Страна Айгуль». В шестнадцатилетнем герое с «горящими глазами» была молодая, горячая энергетика, восторженная влюблённость в красоту родной земли - Уральских гор, лесов, озёр, безбрежного неба.
В 2012 году Ильфак Хафизов создал две яркие роли - Камиля в драме Туфана Миннуллина «Сон» и Юсуфа в знаменитой поэме Кул Гали «Юсуф и Зулейха». Оба персонажа - положительные, играть трудно. Но у молодого, статного, обаятельного актёра получились интересные, совершенно разные образы. Камиль - несколько суховатый, прагматичный врач, любящий внимательный муж, легендарный Юсуф, как и положено сказочному герою,- красивый внутренне и внешне.
Резеда Саляхова одинаково заразительно, удивительно органично, правдиво играет роли драматические и остро сатирические, гротесковые, порой на грани фола, как Гайни в «Привередливом женихе». Дильбар в комедии Карима Тинчурина «Американец» представала такой уморительно нелепой, глупой, расфранчённой девицей, что зритель не мог удержаться от смеха. А чуть позже актриса создала трагический образ Сарвар в мелодраме «Угасшие звёзды» Карима Тинчурина. Её героиня - типичная татарская девушка прошлых веков - излучала любовь, нежность, ясный свет.
В том же спектакле свою первую большую роль Надыра Махдума сыграл вернувшийся после окончания ГИТИСа Зульфат Закиров. Он постарался раскрыть сложный характер своего героя. Тот горбун, его сторонятся одногодки, и оттого резкий взрывной характер, но он сын священнослужителя и потому надменен. Надыр исступлённо, но безответно любит Сарвар - отсюда неизбывная печаль. Несколько позже Зульфат сыграл Людвига Керна («Все мы люди» по роману Эриха Марии Ремарка), князя Серебряного («Сююмбика» Мадины Маликовой).
«Гамлет»
Но самой значительной работой молодых актёров стало исполнение главных ролей в спектакле «Гамлет».
Постановка - результат двадцатилетней работы самого Рашида Загидуллина и труппы, которую он воспитал. Режиссёр понимал, что обращение к пьесе Шекспира - это возможность понять время, понять самих себя.
Загидуллин долго шёл к этой работе.
- Десять лет назад я попробовал приступить к «Гамлету», и мы даже распределили роли (кстати, некоторые артисты из того состава заняты в спектакле в тех же ролях). Но когда начались застольные репетиции, понял, что артисты ещё не созрели для этой постановки. В Щукинском нас учили по вахтанговским заветам, главнейший из которых - триединство времени, автора, коллектива. Нужно знать и чутко слышать своё время, которому должен соответствовать автор, а коллективу требуется понять автора в контексте своего времени. На тот момент я понял: триединства нет… И мы бросили это дело. Но мысленно я постоянно возвращался к персонажам и философским проблемам пьесы. А параллельно ровно десять лет назад я набрал актёрский курс в театральном училище. В том наборе - Артём Пискунов, играющий сегодня Гамлета, Резеда Саляхова, наша Офелия, Ильфак Хафизов - Лаэрт, Зульфат Закиров - Горацио. Тогда это были совсем ещё ребятишки четырнадцати‑пятнадцати лет. За десять лет они выросли, пройдя через ряд серьёзных ролей и поэтических спектаклей…
Для режиссёра «Гамлет» - это абсолютно семейная история. И не только королевской семьи, но и семьи Полония, который ради собственных детей способен на любую подлость. Он их любит, и они любят своего отца.
Что происходит с семьёй, почему семьи разрушаются? Сегодня это злободневно, чрезвычайно важно для всего мира. Такая трактовка позволила создать актуально звучащее произведение сцены, близкое людям всех народов. Об актуальности прочтения говорил и доктор искусствоведения Алексей Бартошевич, известный российский шекспировед, который приезжал в Казань с одной целью - посмотреть «Гамлета», поставленного на сцене Тинчуринского.
- Это очень современный спектакль,- говорил он во время обсуждения в коллективе,- поставленный на языке современной сцены. Он говорит о доме как высшей ценности существования, которая сейчас под угрозой. О доме как символе нормальной, счастливой человеческой жизни. О доме - средоточии большого мира. Вселенной. И о разрушении дома - величайшей катастрофе, показывающей, как вывихивается век.
Своим прочтением режиссёр приблизил шекспировских героев к зрителям. Причём и в буквальном смысле слова: персонажи до начала спектакля ходят среди зрителей по залам театра, стоят на лестницах, то есть они - наши современники. С началом же представления все они оказываются в одном месте, лицом к лицу со зрителем в пространстве фойе.
Само фойе театра оказалось чем‑то вроде специально выстроенной декорации с шестью входами и выходами, балконом, высоким потолком, люстрами, инкрустированным паркетом. На этой естественной арене перед глазами зрителя разыгрывается трагедия датского принца. Подобная близость актёров и публики была при постановке «На дне» Максима Горького.
- В фойе,- считает Бартошевич,- возникает интимность происходящего, тогда как традиционная сцена взывает к декламации и пафосности, убивающих Шекспира.
В тинчуринском «Гамлете» нет ни малейшего признака старомодной театральной декламации, когда актёры вместе с режиссёром становятся на колени перед драматургом и восклицают: «О! Шекспир». У Рашида Загидуллина это не процесс богослужения, а проживание настоящей жизни. Проорать Шекспира проще всего, а вот пережить ситуацию Гамлета как свою собственную, пережить Шекспира, понять масштаб трагедии через отношения людей, через конкретную предметность, маленькие частности, которые складываются в цельную картину - это и есть путь, которым следует идти современному театру.
Когда в спектакле тинчуринцев Гамлет рассказывает о том, как он общался с пиратами, и в то же время зашнуровывает башмаки - это как раз пример того, как очень частная деталь используется для избавления актёров от возвышенной декламации.
Гамлет, которого играет Артём Пискунов - молодо темпераментен, искренен и очень живо современен.
Зритель затаив дыхание следит за тем, как меняется Гамлет. Тихая скорбь по поводу смерти отца, ранившая душу, горестное непонимание поспешного замужества матери, постепенно при столкновении с предательством, подлостью, с «морем бед», потрясшими его, перерастает в мировую скорбь. Он не понимает, как можно «жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом». Юношеская трепетная озарённость сменяется трагическими раздумьями. Смысл жизни Гамлета был в вере человека, а его разрушили дядя и мать. Внутренне Гамлет Пискунова теперь становится активным, остро реагирует на ложь, лицемерие. Этот Гамлет едко ироничен. Он, не задумываясь, точно отвечает на фальшивые слова Клавдия: «А ты, мой Гамлет, племянник милый?» - «Племянник пусть, но уж никак не милый»,- буквально выстреливает юноша.
Он бьётся в мучительных поисках ответа на ранящие вопросы, пытается понять, почему столько зла, подлости в мире, почему человек терпит унижения. И Гамлет Пискунова приходит к своему знаменитому размышлению - монологу «Быть или не быть». Актёр эмоционально разнообразен, его принц постепенно становится то взрывно темпераментным, то притворно сумасшедшим, чтобы лучше понять окружающих, мысль его работает в бешеном ритме, ломкая пластика тела стремительна, быстра. Этот Гамлет очень молод, и становится очень больно за прекрасного юношу, с детства ощущавшего любовь, доброту мира и столкнувшегося с безмерной низостью и злодейством.
Поняв, что из себя представляет его среда, он по‑разному выстраивает свои отношения с близкими. Характеры, сущность героев спектакля раскрываются через причастность к ним Гамлета.
Вбежав к матери - Гертруде (Джамиля Асфандиярова), он не только горько обвиняет, но и пытается её образумить, открыть ей глаза на происходящее.
Гамлет мягок, заботлив с прелестной, очаровательной, наивно‑непосредственной Офелией. С грустной любовью глядят глаза Гамлета на это юное создание. С грустной - потому, что понимает: она не сможет жить в этом жестоком мире. То присядет с ней, то хочет приобнять.
Актриса (Резеда Саляхова) в полной мере прослеживает судьбу своей героини, не случайно Бартошевич воскликнул: «Меня просто ошеломила Офелия. Это одна из лучших Офелий, которых я когда‑либо видел». Поначалу по‑детски шаловливо смеясь, радостно крича от полноты переполняющих её чувств, она убегает от брата - Лаэрта, как котёнок, вскакивает на его плечо, кстати, и брат не отстаёт от сестрёнки в этой весёлой, шаловливой беготне. Офелия беззаботно ребячлива, улыбчива, вся светится от полноты, радости бытия. Совсем как другая юная героиня Шекспира - Джульетта, Офелия Саляховой счастливо любит отца, брата, Гамлета. Она ими любима! Как радостно жить! И как неожиданно страшно ломаются её детство, её жизнь. Офелия не понимает, почему нельзя просто любить любимых.
Есть одна небольшая выразительная сцена, говорящая о внутренней искренности актрисы - она увидела Гамлета, необыкновенная счастливая улыбка озарила её лицо, и вдруг вспомнила: отец запретил ей общаться с принцем - глаза померкли, лицо буквально посерело. На неё неожиданно обрушились беды. Отца убил любимый человек, которого она и предала, брата рядом нет. И девочка не выдержала - сошла с ума. Остались её обаяния, милота. Но перед нами человек с наполненными невероятной болью безумными глазами и опустевшей душой. Она бросается от одного к другому, как бы кого‑то ища, или в поиске защиты, приняв Клавдия за отца, прячется у него на груди. Вдруг увидела брата, резко остановилась, как лошадка на скаку, что‑то здравое промелькнуло в голове, бросилась к нему, обняла, но нет… начала что‑то лопотать.
Ещё одна режиссёрская находка - Офелии всё время откуда‑то издалека слышится голос отца, песенка о Валентинке, которую они вместе пели. И на этот зов Офелия идёт к своей гибели. Безумно её жалко, и душат слёзы…
Гамлет любезен с жизнелюбивым другом Горацио (Зульфат Закиров), которого режиссёр и актёр, в отличие от шекспировского мудрого мыслителя, делает молодым, решительным юношей с ломаной пластикой. Гамлет по‑приятельски относится к Лаэрту (Ильфак Хафизов), несколько разгульному, недолго думающему над своими поступками, но довольно симпатичному доброму малому. Актёр точно передаёт разницу в психическом состоянии Лаэрта - от беззаботного повесы в начале к агрессивному юноше позже, и с невероятной болью в глазах, с ужасом увидевшего потерявшую рассудок Офелию.
Вместе с тем, в поведении Гамлета‑Пискунова есть одна важная деталь поведения. Он время от времени что‑то с себя стряхивает, как бы очищаясь от налипшей на него грязи. Корчится, как от физической боли, которую он ощущает, находясь во враждебной среде.
Вся атмосфера тревожного, трагического спектакля, наполненная размышлениями человека о жизни, заставляет зрителя, сопереживая, задуматься и о своей жизни, понять самих себя и время. Новаторское решение привело к созданию живого, современного спектакля с глубокими трагическими чувствами, способными потрясти человеческую душу.
Не случайно после просмотра «Гамлета» Бартошевич сказал:
- Казанский «Гамлет» в постановке Рашида Загидуллина не оставил меня равнодушным. Я очень рад, что мне довелось его посмотреть. Постановка «Гамлета» это испытание, через которое проходят все поколения, но не все это испытание выдерживают. Тинчуринский «Гамлет» станет частью моей коллекции. У вас настоящий спектакль, настоящего, дивного современного театра, с которым Казань можно поздравить.
На разрыв аорты
Работа в «Гамлете» дала молодым актёрам многое в понимании сценического мастерства. И в последующих работах проявилось подлинное сценическое искусство, умение разнообразить характер персонажа, создавать законченные правдивые образы.
Такова роль Ильфака Хафизова в романтической драме Ильдара Юзеева «Гора влюблённых», где он раскрыл и поэтическую сторону своей индивидуальности.
А три однокурсника - Резеда Саляхова, Артём Пискунов, Зульфат Закиров вместе с молодым режиссёром Резедой Гариповой создали поэтическую атмосферу всего спектакля «Чулпан» Шарифа Хусаинова, которая как бы вовлекает зрителя в само действо. Внимание приковано к трём основным героям - Чулпан, Вильдану и Ильдару - которые по ходу действия, что очень важно, меняются.
Развитие трудной судьбы молодой героини Чулпан исследует Резеда Саляхова. В первый раз мы встречаемся с Чулпан дождливой, промозглой ночью, когда она терпеливо ждёт любимого Вильдана. Уже в этот момент зритель чувствует, что за внешней сдержанностью, спокойствием девушки кроется любовь к Вильдану, и для неё непереносимы боль, горечь, вызванные его предательством, о чём говорят выразительные глаза героини. Затем в разных эпизодах жизни - заботе о больной маме, замужестве, переживании вторичного предательства эгоистичного Вильдана, понимании своей вины перед мужем Ильдаром, наконец, понимании того, «кто есть кто»,- актриса обнаруживает постоянное горение, внутреннее напряжение.
Образ, созданный актрисой, привлекает безыскусностью, душевной теплотой, цельностью. Саляхова достигает перевоплощения не внешней трансформацией характера, а внутренним преображением.
Неоднозначный образ Вильдана создаёт Артём Пискунов. Уверенным в себе человеком появляется он вначале. Он, любящий Чулпан со студенческих лет, жёстко объясняет причину охлаждения своего чувства к Чулпан. Она не поступила, как он хотел, в аспирантуру, занимается какими‑то домашними делами, вышиванием. Уже здесь, через такое объяснение своего поведения, актёр протягивает нить к сценам примирения. Вильдан дарит Чулпан бриллиантовые серьги, обещает купить красивые платья, пальто, чтобы все знали, какая у него самая обворожительная жена. То есть это его жена, только он обладает ею. Поэтому ему необходима только она одна. Рядом с нею никого не должно быть. Вильдану не нужна даже мама Чулпан, которая будет ему мешать. При этом герой Пискунова действительно искренне, очень сильно любит Чулпан, потому хочет примирения. Потому же он раз за разом, теряя мужскую гордость, несколько даже униженно, приходит к ней, говоря о своей любви. Вильдан отчаянно, криком кричит о своём чувстве. Надрывно крича, с невероятной безнадёжностью вдруг падает на пол…
Пискунов играет буквально на разрыв аорты, так он убедителен. И ему веришь. Его становится жалко. Однако чуть позже, когда Вильдан получает согласие Чулпан уйти от мужа Ильдара к нему, к герою Пискунова возвращается его прежняя самоуверенность, нагловатость. Он искренне не понимает ни своего эгоизма, ни причины возражения любимой отправить мать в дом старости. Актёр при передаче психологически точных сильных чувств обнаружил в характере героя драматические мотивы, способные потрясти человеческую душу.
Его антиподом является Ильдар. Это образ, созданный Зульфатом Закировым, совсем ещё молодым актёром, стал одной из лучших его работ. Актёр абсолютно правдив в передаче своей человеческой искренности, справедливости, подлинности любви к Чулпан. Закиров, так же как и остальные актёры, показывает разные стороны характера своего героя в зависимости от жизненных ситуаций. Он радостно улыбчив, невероятно счастлив, женившись на Чулпан. Но герой Закирова бывает и горестным, неожиданно взрывным, даже порой резким. Потому за ним, как и за остальными актёрами, интересно следить. Он вызывает к своему персонажу симпатию зрительного зала.
Ещё один важный момент этого спектакля - режиссёр и актёры работают здесь в настоящей школе переживания, демонстрируют не функции, а создают глубокие, разнообразные человеческие характеры. И зритель с нескрываемой заинтересованностью следит за судьбами убедительно сыгранных героев. Вот ещё одно доказательство того, что психологический театр вовсе не устарел, как утверждают некоторые деятели театра.
Все четверо молодых актёров, уже завоевавших любовь зрителя, обладают широким творческим диапазоном. Они создают разнообразные, не похожие друг на друга образы в трагедиях, драмах, сатирических, просто весёлых комедиях. Самое главное - они преданы делу, которое для себя выбрали, театр стал смыслом их существования.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев