В своём репертуаре, или Даёшь сумбур вместо музыки!
Традиционная «визитка» Шаляпинского фестиваля — опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов», которой ежегодно 13 февраля отмечается очередная годовщина со дня рождения Фёдора Ивановича. На нынешнем форуме в этот день также впервые вручили Республиканскую премию имени Шаляпина. Её лауреатами стали Айдар Сулейманов и Ирек Фаттахов.
Великолепный Михаил Казаков в роли Бориса Годунова.
Фото Кирилла Канунникова
Спектакль «Борис Годунов» в постановке Михаила Панджавидзе можно смело назвать достойным «нерукотворным» памятником певцу на его родине. Впрочем, «нерукотворность» его весьма условна — ведь одна из особенностей спектакля заключается в использовании классических декораций и костюмов, выполненных по эскизам легендарного советского театрального художника Фёдора Федоровского для постановки на сцене Большого театра в 1948 году; вещественность их детальна и ярко выражена.
Выбор названия в день рождения певца — также не случаен, так как партия Бориса Годунова в репертуаре артиста — одна из титульных и триумфальных.
Символична также сложившаяся в последние годы «дуэль» двух басов, занятых в опере. Это — солист Большого театра России и Театра оперы и балета имени Джалиля Михаил Казаков в роли царя Бориса и солист «Геликон‑оперы» Алексей Тихомиров в партии Пимена. Оба они — выпускники Казанской консерватории, а Алексей — уроженец Казани.
Что касается состязания их голосов: для знающей публики — это тоже несомненный повод посетить спектакль. И Казакова, и Тихомирова я хорошо помню со студенческой скамьи, причём в прямом смысле. Михаилу даже довелось аккомпанировать в составе студенческого симфонического оркестра в постановке Оперной студии консерватории, где уже тогда он блистал в партии старого цыгана в рахманиновском «Алеко». Будучи четверокурсником, он взял гран-при Международного конкурса вокалистов имени Михаила Глинки и год спустя после окончания консерватории — Первую премию конкурса имени Чайковского.
Тихомиров в качестве солиста раскрылся несколько позже, окончив вначале консерваторию как хоровой дирижёр, и прошёл свой собственный путь к вершине, проявив воистину спортивный дух в негласном соревновании с земляком по студенчеству. И если посмотреть «послужной» список Алексея, количество партий, участие в международных постановках, то счёт между ними по меньшей мере сравнялся.
Но искусство всё же не совсем спорт. В чём-то оно даже жёстче. В большей мере в его восприятии и оценке задействованы эмоции, нежели «количество выполненных элементов». И что до моего собственного впечатления от спектакля — то в нём меня безусловно покорил Тихомиров. Тембр, орфоэпия, не наигранная и сдержанная подача — всё являло полное погружение в образ, а точнее — двух: старца-летописца и… самого Фёдора Ивановича! А, впрочем, не удивительно, ведь Пимен — персонаж, априори находящийся на светлой стороне. Воплощение справедливого голоса своей эпохи. В то время, как царь Борис — фигура, раздираемая внутренним персональным адом; и напряжённый бас Казакова, гипертрофированный, на грани безумия драматизм, были конгруэнтны его персонажу.
Убедительный и проникновенный Пимен — Алексей Тихомиров («Геликон-опера»).
Фото Кирилла Канунникова
Отдельно отметила бы работу дирижёра Василия Валитова («Новая опера») и оркестра театра. А вот звучание партитуры самого Мусоргского неожиданно навеяло мысли, которые не имеют прямого отношения к событию. Вначале подумалось о революционности музыки Модеста Петровича, во многом ставшего прародителем музыкальных традиций XX века. Действительно — в какой-то момент в партитуре словно проскакивают футуристические аллюзии на... Шостаковича! Взять ту же сцену в корчме. Неслучайно для самого Дмитрия Дмитриевича Мусоргский был кумиром. Ведь композитор даже выполнил оркестровки «Хованщины» и «Бориса Годунова».
Шостакович. Классик музыки XX века. Чьё имя наряду с Чайковским и Рахманиновым является «топовым» в мировых афишах. Создатель скандальной для своего времени оперы «Леди Макбет Мценского уезда» 1932 года, по следам которой в 1936 году в газете «Правда» вышла историческая редакционная статья «Сумбур вместо музыки», ознаменовавшая начало эпохи травли творцов, не вписывавшихся в эстетическую картину мира молодой страны Советов. Если кому-то эта история не известна, то её можно найти в свободном доступе. Но так получилось, что сам факт появления этой одиозной публикации навсегда стал историческим «чёрным пиаром» для произведения Шостаковича на все времена.
Реабилитирована после десятилетий запрета опера была только в 1962 году в новой редакции и под новым названием «Катерина Измайлова»; сегодня в афишах разных театров её можно встретить и под первоначальным названием. Позже на её основе был снят фильм с Галиной Вишневской в главной роли.
В 1966 году к 60-летию Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова» шла, как видно из афиши, на сцене Театра имени Джалиля. Постановщиком был главный режиссёр театра Е. Кушаков, декорации создал Эрнст Гельмс.
К чему я веду?
В 2026 году исполнится 120 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича. Это не то чтобы тонкий намёк, но повод задаться вопросом об оперном репертуаре в Театре имени Джалиля, основой которого являются в основном классические названия, причём — а об этом не раз говорил директор и в значительной мере идеолог репертуарной политики ТАГТОиБ Рауфаль Мухаметзянов — самые востребованные.
Но что мы сегодня считаем музыкальной классикой? Или мы исключаем из этого разряда советскую классику по определению? Оговоримся сразу — за «Спартака» Хачатуряна, «Ромео и Джульетту» Прокофьева и «Анюту» Гаврилина «джалилевцам» спасибо. Но это — балетные постановки. А вот что касается опер, то в этом смысле в афише театра пока что зияет лакуна. Не критиканства ради — но приходится это констатировать. О национальных спектаклях говорить не будем — это отдельная ниша, они есть.
Конечно, присутствие опер советских композиторов в репертуаре — вопрос исторической эпохи. Одно дело разнарядка плановых спектаклей советского периода, другое — жёсткие законы рыночного театрального менеджмента. Да и не всем произведениям суждено пережить времена перемен и занять достойное место в списке классических образцов. Но взять хотя бы имена Шостаковича и Прокофьева — здесь их статус неоспорим. Обратимся к истории. Из сочинений этих двух титанов, кроме «Катерины Измайловой», в репертуаре ТАГТОиБ ранее присутствовали балеты «Золушка» (1966, 1978), «Каменный цветок» (1961), «Подпоручик Киже» (1964), «Ромео и Джульетта» (1974, 1979, 1999, 2017) Сергея Прокофьева, его же опера «Обручение в монастыре». Балеты, как видим, лидировали всегда.
Также для объективности полюбопытствуем, на каких сценах сегодня идут оперы Сергея Сергеевича и Дмитрия Дмитриевича. Начнём с Мариинского. Там можно посмотреть «Войну и мир» в постановке, между прочим, Андрея Кончаловского, «Игрока», «Любовь к трём апельсинам», «Семёна Котко» (Прокофьев), «Леди Макбет Мценского уезда», «Нос» (Шостакович). В афише Большого видим «Москву, Черёмушки», «Нос» (Шостакович), «Ивана Грозного» (Прокофьев). В Московском театре «Геликон‑опера» можно сходить на «Леди Макбет Мценского уезда» и оперу «Упавший с неба» на основе оперы «Повести о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева. В «Новой опере» — отправимся на «Войну и мир».
Посмотрим, что происходит с советской оперной классикой в регионах. Лидер здесь по определению Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича. В его афише — «Игроки», «Леди Макбет», а также прокофьевские «Три апельсина». Они же — «Апельсины» — идут в Пермском театре оперы и балета.
Словом, даже если обратиться к этой выборке, можно видеть, что советская оперная классика в целом в стране не игнорируется. Но почему же нет её у нас? Конечно, нужно отдать должное менеджерскому таланту Рауфаля Сабировича, сумевшему в лихие и голодные 90-е наполнить залы и прокормить коллектив. Создать бренды Шаляпинского и Нуриевского фестивалей, а бренд — на минуточку — не только инструмент продаж, но и эффективная имиджевая история для города и республики. И я не против того, чтобы театры жили по законам рынка. Но тогда важно растить и аудиторию! И уже на годы вперёд.
«Мама, я тоже хочу в оперу», — говорит мне восьмилетняя дочь, когда я взахлёб рассказываю за поздним ужином, как влюбил в себя Тихомиров-Пимен. И что мне было ответить второклашке? Что в нашем театре нет опер для детей? Спектакли с пометкой 0+ есть опять же только в балетной афише. А, между прочим, в ходе своего исследования актуальных афиш на предмет Прокофьева и Шостаковича я выяснила, что в ряде театров существуют целые направления для детей. А уж названий спектаклей, о которых мы даже не слышали — не счесть! В Мариинке, к примеру, целых 18 постановок в серии «Маленькая опера для детей». В московском «Геликоне» — идёт спектакль «В гостях у оперной сказки» из шедевров классики для слушателей от трёх до шести лет. И список примеров можно продолжить.
«Детские» оперы шли когда-то и на подмостках Театра имени Джалиля. Прекрасно помню, как нас, новоиспечённых пионеров, после торжественного приёма на сцене проводили в зал, и мы смотрели оперу «Кошкин дом». Шла когда‑то и опера Римского-Корсакова «Снегурочка», сказочный сюжет которой мог бы вписаться в концепцию спектакля, рассчитанного на первое знакомство с жанром. А какое в царстве Берендея раздолье для фантазии художника! И это могла бы быть вполне кассовая история. И опять же — Римский-Корсаков — классика, и ничего кроме.
Афиша из коллекции Музея ТАГТОиБ им. М. Джалиля.
Справедливости ради отметим, что с нынешнего сезона в Театре имени Мусы Джалиля проводится просветительский проект «Театр молодым», включающий посещение открытых репетиций оперных и балетных спектаклей, знакомство с работой закулисья, лекциями музыковедов. Доступен он по «Пушкинской карте» — а это аудитория 14-22 лет. По ней также можно приобрести билеты практически на все спектакли театра. И это — хорошее начинание. Но до него моей второкласснице Алие ещё надо дорасти, хотя все сказочные балеты мы уже пересмотрели.
И снова о «Катерине Измайловой». На мой взгляд, это сюжет, из которого можно сделать «бомбу». Лескова, думаю, читали все. И при нынешней моде на русскую классику, чтение, стремление искать ответы на страницах книг, эта история в жанре психологической любовной драмы вполне может «попасть» в современного слушателя. А уж если только представить возможности режиссёрского решения! А уж если художник будет талантлив!.. А уж если разрекламировать — а хотя бы и перепечатать знаменитую статью из «Правды» 1936 года — м-м-м!.. А уж там и новые акулы пера — тут как тут…
Фотографии предоставлены
пресс-службой ТАГТОиБ им. М. Джалиля
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев