ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ
Венера Ганеева и фабрика звёзд
Журнал "Казань". № 5, 2015 В марте нынешнего года в Казанском государственном университете культуры и искусств прошёл Второй международный конкурс вокалистов «Сандугач - Соловей» имени народной артистки России и Татарстана, лауреата Государственной премии имени Габдуллы Тукая, солистки театра имени Мусы Джалиля, профессора Венеры Ганеевой. Венера родилась в Казани в семье...
Журнал "Казань". № 5, 2015
В марте нынешнего года в Казанском государственном университете культуры и искусств прошёл Второй международный конкурс вокалистов «Сандугач - Соловей» имени народной артистки России и Татарстана, лауреата Государственной премии имени Габдуллы Тукая, солистки театра имени Мусы Джалиля, профессора Венеры Ганеевой.
Венера родилась в Казани в семье выходцев из Тюлячинского района Татарстана. Детство прошло в бараках с печным отоплением завода «Теплоконтроль» на улице Авангардной. В её обязанности входило помогать маме по дому и присматривать за двумя младшими братьями.
В выходные дни отец иногда брал в руки гармонь. Венере нравилось петь, рассказывать стихи - быть в центре внимания, и она решила: вырасту, обязательно буду артисткой. А мама, слушая голос дочери, мечтала, что она станет певицей…
В школе Венеру поразили новый мир знаний и дисциплины, простор школьных классов и учителя у доски. К первой мечте добавилась ещё одна - быть учительницей. Наконец семье дали новую квартиру на улице Восстания, и Венера продолжила учёбу в одной из немногих тогда в Казани татарской школе № 89 имени Галимджана Ибрагимова.
В школьном хоре юная ученица любила солировать - выходить на два шага вперёд и запевать:
Я - земля!
Я своих провожаю питомцев:
сыновей, дочерей…
В старших классах Венера занималась в ансамбле «Саз» у Рифката Гумерова, надеясь стать эстрадной певицей. Но в те времена в музыкальном училище готовили лишь оперных певцов. К тому же на вокальное отделение брали только с восемнадцати лет, поэтому после школы Венера пошла работать на седьмой завод и продолжала петь в «Сазе». Однажды подруга по ансамблю распела Венеру: у неё оказался хороший диапазон - две октавы, и она решила поступать в училище.
Нотной грамоты Венера не знала, но, услышав в её исполнении песню «Ай, былбылым» - «Ой, соловушка», директор училища Марс Гилялович Гумеров принял её на первый курс.
Тяжело давались сольфеджио, теория музыки. Весь первый курс Венера получала двойки - сказывалось отсутствие музыкального образования, как был бы нужен в доме инструмент! На зачётах и экзаменах её постоянно ругали, хотели даже отчислить.
На третьем курсе Марс Гилялович попросил заведующую отделом сольного пения Клавдию Захаровну Щербинину взять Венеру в свой класс. Незадолго до этого умерла мама Венеры, которая очень хотела видеть дочь певицей. И девушка поставила себе цель - преодолеть все трудности, забыть про двойки. Через год она окончила училище с «красным» дипломом.
На выпускном экзамене Венера исполнила арию Алтынчеч из одноимённой оперы Назиба Жиганова. Потом, уже став ведущей солисткой театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, она пела партию главной героини целиком.
На вступительных экзаменах в консерваторию по специальности Венере поставили двойку. Расстроенная, она шагала по коридору в приёмную комиссию забрать документы. Навстречу шёл ректор. Жиганов остановился, поинтересовался, как идут дела. Венера рассказала, что спела арию Алтынчеч и не прошла по конкурсу. Назиб Гаязович пригласил её в свой кабинет, вызвал преподавателей кафедры, членов приёмной комиссии.
- А ведь у неё голос есть! - убедительно сказал он,- давайте дадим ей шанс!
Венеру определили в подготовительную группу, а через год приняли сразу на второй курс. Старательную студентку уже на пятом курсе взяли в стажёрскую группу, а после окончания консерватории она стала солисткой в основной труппе оперного театра.
Ещё на госэкзамене по оперной подготовке Венера отличилась замечательным исполнением партии Джильды из заключительного акта оперы Верди «Риголетто». Целиком она спела эту партию через три года уже на сцене оперного театра. Её увидел режиссёр татарского драматического театра имени Галиасгара Камала Марсель Салимжанов. Он был поражён драматическим мастерством молодой певицы и пригласил её на роль Майсары в спектакль Карима Тинчурина «Голубая шаль» с музыкой Салиха Сайдашева.
…Галина Вишневская как‑то сказала: «Настоящие оперные артисты - люди не от мира сего. При температуре тела 36,6 градуса ни один нормальный человек не станет выражать свои чувства пением!»
Предстоял очень ответственный спектакль оперы Верди «Травиата», на котором должны были присутствовать западные импресарио - от них зависел будущий гастрольный график театра. В партии Виолетты в первом действии для выражения накала чувств композитор ввёл очень высокие ноты. Венера была самой «надёжной» Виолеттой, но в тот момент болела ангиной, у неё держалась высокая температура. Руководство театра умоляло Венеру спеть хотя бы первое действие, а потом её могли бы заменить.
Голос звучал на удивление легко, глаза Виолетты сверкали лихорадочным блеском, на щеках алел нездоровый румянец. Она была так убедительна в борьбе за свою жизнь, за свою любовь, что люди в зале плакали. Незаметно пролетело первое действие. В антракте певицу спросили, согласна ли она на замену. «Останусь»,- ответила она. Ведь самое трудное в исполнении было уже позади. Обессиленная, она довела партию до конца, с прощальными словами показав гибель героини…
Когда закрыли занавес, певица вдруг обнаружила, что температура упала!
А в театре началась активная гастрольная жизнь. Коллективу и певице рукоплескала публика Америки, Европы, южных стран: Турции, Малайзии, Кипра.
Венере нравилось в оперном театре, но она также любила петь песни: народные, татарских композиторов. Записывать их нужно было на радио, заранее отметив в журнале число и время записи. Однажды она пришла в студию и приготовилась петь. Через небольшое окно ей было видно пульт и сидящего к ней боком звукорежиссёра Камиля Файзрахманова. Она не могла отвести от него взгляда: какой красивый! Похож на Влада Листьева… Но он даже ни разу не взглянул в её сторону, сосредоточенно работая с пультом.
Венера влюбилась с первого взгляда, облик Камиля постоянно был перед глазами, хотелось видеть его часто. Она стала разучивать новые песни, чтобы приходить на радио каждый день. И вот однажды в студии зазвучал романс Шамиля Шарифуллина на слова Гарая Рахима «Чакыру» - «Зов»:
Ты приходи в мой сад любви
В лучах, как в озере, купаться…
Венера пела так прочувствованно, что Камиль обернулся! С этого дня он стал интересоваться: опять будем работать?
В то замечательное время было записано очень много песен. Сейчас певица хочет довести их число до двухсот!
Постепенно появилось желание делиться своим опытом с талантливой молодёжью, как когда‑то с ней занимались её учителя. И сбылась вторая мечта Венеры - стать педагогом. Заведующую кафедрой сольного пения Казанского государственного университета культуры и искусств очень любят её студенты. Приезжают учиться со всех уголков Татарстана, России, ближнего зарубежья, мечтая попасть в её класс. Творческая мастерская «Венера Ганеева и фабрика звёзд» не вмещает всех желающих! А замечательные выступления её учеников в вокальных конкурсах - лучший подарок ребят к юбилею любимого педагога.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев