ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ
Впервые вместе
Журнал "Казань", № 12, 2015 В Национальной художественной галерее «Хазинэ» впервые прошла Ретроспективная выставка работ преподавателей Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина, посвящённая 120‑летию учебного заведения, давшего начальные знания в области изобразительного искусства большинству художников Татарстана. В нынешнем году за весомый вклад в развитие культуры и изобразительного искусства Казани,...
Журнал "Казань", № 12, 2015
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» впервые прошла Ретроспективная выставка работ преподавателей Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина, посвящённая 120‑летию учебного заведения, давшего начальные знания в области изобразительного искусства большинству художников Татарстана. В нынешнем году за весомый вклад в развитие культуры и изобразительного искусства Казани, заслуги в воспитании и подготовке творческих кадров училище занесено в Книгу почёта города.
На экскурсию по этой выставке в день её открытия пришли более тысячи посетителей разных возрастов! В гардеробе не хватало места, во всех залах - оживлённые беседы…
Присоединимся к посетителям и мы. Начнём нашу экскурсию с постоянных залов.
Но сначала познакомимся с историей Казанской Художественной Школы Императорской Академии Художеств (так первоначально называлось училище). Её торжественно открыли 9 сентября 1985 года - субботним солнечным днём. Первоначально решили разместить новое учебное заведение на третьем этаже дома госпожи Вагнер на Лецкой улице (сейчас здесь гимназия № 3). На открытие пришли казанцы разных возрастов и сословий, в том числе губернатор, руководитель земской управы губернии, управляющий Казанским учебным округом, градоначальник, ректор университета.
В первый год своего существования школа набрала сто девять учеников.
В зале - работы преподавателей и учеников школы, ставшей центром художественного образования в Поволжье. За всё время её существования в ней было создано четыре отделения: живописное, архитектурное, скульптурное, гравёрное. Живописное отделение принесло школе наибольшую известность.
Преподавали на этом отделении и выпускники, вернувшиеся после окончания Академии художеств и прославившие школу. Среди них - Павел Беньков, Григорий Медведев, Иван Денисов, Павел Радимов, Пётр Евстафьев, Пётр Абрамычев, Пётр Котов, Леонид Овсянников, Фёдор Модоров, Пётр Дульский. Казанская школа имела решающее значение для становления национальных художников Поволжья. В ней учились будущий мордовский скульптор Степан Эрьзя, чувашские художники Моисей Спиридонов, Никита Сверчков, мариец Александр Григорьев, удмурт Константин Лекомцев.
В историю отечественного изобразительного искусства вошли выпускники школы Давид Бурлюк, Александр Родченко, Константин Чеботарёв, Александра Платунова. Многие из них стали художниками‑преподавателями. К сожалению, на выставке не было работ первого заведующего школой Николая Николаевича Бельковича, выпускника Императорской Академии художеств.
В 1903 году Казанская художественная школа получила своё здание, которое построил замечательный архитектор, второй заведующий школой Карл Людвигович Мюфке. В начале 1930‑х годов будущим художникам пришлось оставить это здание и переселиться в особняк чиновника и помещика Алексея Гавриловича Осокина.
Формировавшаяся в течение многих десятилетий система художественного образования была разрушена в результате событий 1917 года. В школе начинается волна преобразований. После ряда перемен в 1935 году она становится Казанским художественным училищем.
Но в 2006 году справедливость восторжествовала, и училище, кроме имени Фешина, второй раз получило здание, которое строилось специально для него. Именно в этом здании после своего приезда из Санкт‑Петербурга творил Николай Иванович Фешин, здесь находилась его мастерская. Его работы размещены в нескольких залах.
Жизнь талантливого живописца и педагога, удостоенного в 1916 году звания академика, была до 1923 года связана с родной школой. Он внёс огромный вклад в её становление и развитие.
Фешин практически всегда работал вместе с учениками, был требовательным, строгим и немногословным.
Из зала Фешина приглашаю перейти в залы, где экспонируются работы Баки Урманче. Проучившись шесть лет в казанском медресе «Мухаммадия», в 1913 году он попытался поступить в Казанскую художественную школу. Экзамен по Закону Божьему оказался непреодолимым препятствием для юноши, исповедовавшего ислам. Учиться здесь он начал лишь в 1919 году, к тому времени школа была преобразована в Свободные художественно‑технические мастерские.
После учёбы в Москве Баки Идрисович вернулся в Казань и увлечённо занимался творческой и педагогической работой. Завуч и преподаватель, он пропагандировал художественное образование среди татарской молодёжи.
В 1929 Урманче необоснованно обвинили в национализме и приговорили к пяти годам заключения. Но и на Соловецких островах в неволе Баки Идрисович занимался художественным творчеством. Он был досрочно освобождён, но ещё несколько десятилетий набирался горького опыта, отбывая ссылку. На седьмом десятке жизни Урманче вернулся на родину, в Казань.
Проходя из зала в зал, мы видим, как происходило становление художественно‑изобразительного языка художника.
Долго можно, словно в машине времени, перемещаться из одного десятилетия в другое, вглядываясь в лица современников художников, ощущая то летний, то осенний, то зимний воздух, отражённый в пейзажах. Но пора продолжить путешествие во времени с 1930‑х до 2010‑х годов.
В 1938 году в училище начали преподавать выпускники Ленинградской Академии художеств, среди которых выделялся Набиулла Валиуллин. Он руководил группой учащихся‑татар. Одним из самых выдающихся его учеников был Харис Якупов. В 1941 году Валиуллин, как и многие студенты и выпускники, ушёл на фронт и погиб, защищая Родину.
В послевоенные годы в училище возвращаются фронтовики. В трёх залах выставки можно было увидеть работы Виктора Ивановича Куделькина, прекрасного художника‑портретиста, преподававшего в училище несколько десятилетий.
Несколько десятков лет художники‑педагоги, убеждённые приверженцы реализма, помогали ученикам постигать суть изображаемых образов через сюжетное начало и богатый деталями фон, показывать человека в труде. Преподаватели и сами не выпускали из рук карандаши и кисти, считали, что профессионализм достигается трудолюбием и работой с натуры.
С конца 1980‑х годов начинается «новейшая история» Казанской художественной школы. Частично сменяются преподаватели, среди которых особую роль сыграл представитель московской живописной школы Айрат Хамидуллин, внёсший свежую струю в обучение будущих художников. Открылись новые отделения и специальности.
На отделении декоративно‑прикладного искусства художественную керамику начинает преподавать Татьяна Кривошеева, художественную обработку металла - Игорь Башмаков. На скульптурное отделение в качестве ведущего педагога была приглашена Асия Минулина. Преподавание художественной обработки кожи помогает возрождению многовековых традиций народного искусства татар, изучению техники уникальной кожаной мозаики, не имеющей аналогов у других народов. Ведущим педагогом по этой специальности стала Альфия Замилова. Дизайн костюма преподаёт Светлана Гарбузова.
Переходя из зала в зал, мы получили уникальную возможность увидеть работы авторов разных творческих взглядов, сохраняющих при этом преемственность поколений.
Выставка вместила в себя более ста имён художников. Они встретились впервые за сто двадцать лет.
Гильмутдинова Ольга Александровна - директор Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев