Всё остаётся людям
Он был удивительным человеком. Имел все мыслимые звания и награды, какие мог получить художник в своей стране. Вращался в самых высоких кругах художественной и политической элиты.
Он был удивительным человеком. Имел все мыслимые звания и награды, какие мог получить художник в своей стране. Вращался в самых высоких кругах художественной и политической элиты. Но в его отношении к людям не было ни капли высокомерия, фанаберии или пренебрежения; он всю жизнь оставался очень доброжелательным, скромным, внимательным, общался со всеми на равных, был открыт для каждого и радовался успехам ближнего.
Ещё в 1940 году картины студента Казанского художественного училища были отмечены в статье известного московского искусствоведа и художника Николая Машковцева в столичном журнале «Творчество».
После тяжелейших лет Великой Отечественной войны, которую Харис Якупов прошёл от первого до последнего дня, встретив Победу в Праге, он возвратился в Казань с твёрдым намерением посвятить свою жизнь искусству.
В 1948 году прошла первая персональная выставка молодого художника-фронтовика в Казани и был издан каталог со вступительной статьёй корифея казанского искусства, ученика Николая Фешина Василия Тимофеева.
В 1951 году Харис Якупов становится во главе Татарского отделения Союза художников СССР. Было очень важно, чтобы искусство республики вырвалось из узких местных, провинциальных рамок, в каких оно оставалось с довоенного времени. Харис Абдрахманович чутко улавливал изменения в творчестве коллег, поддерживал их, помогал направить в нужное русло устремления художников. Результаты усилий председателя Союза и его коллег-художников проявились уже через несколько лет, когда искусство Татарии на декадной выставке 1957 года в Москве продемонстрировало тот самый «прорыв», о котором мечтал Якупов.
Сам он все свои помыслы направил на создание больших тематических полотен, в которых стремился показать образ своего народа через призму прекрасного советского настоящего, той истории, которая формировалась на глазах современников. Темы, которые затрагивал художник в то время, воплощены в картинах, посвящённых Тукаю, а также в двух эпохальных работах — «Чествование матери-героини» и «Подписание Декрета об образовании Татарской АССР» в соавторстве с Лотфуллой Фаттаховым, за которую авторы были удостоены Сталинской премии.
Переломным временем для обогащения живописного мастерства Хариса Якупова стала творческая командировка в Северную Корею вместе с туркменским художником Иззатом Клычевым. Живопись Якупова раскрепостилась, обрела свободу и яркость, поднялась на совсем иной уровень.
Харис Абдрахманович заслуженно вырывается в первые ряды художников Татарстана, а его искусство на многие десятилетия становится визитной карточкой живописи республики.
В своей приверженности реализму, лучшим традициям академической школы Харис Якупов был абсолютно искренен, правдив, непоколебим. 1990‑е годы стали очень тяжёлыми для поколения советских людей, особенно для тех, кто прошёл через Великую Отечественную войну: они стали свидетелями крушения всего того, что являлось сущностью их жизни, их идеалов и целей. Но, несмотря на откровенные нападки и попрание реализма в искусстве, на вакханалию вокруг всего «советского», Харис Абдрахманович всегда оставался верен себе.
Художник принципиально не принимал «буржуазное» искусство: об этом его полотно «Раздумье. Живые и мёртвые». Он не только не стеснялся вслух говорить о своих принципах, но доказывал их жизнестойкость и универсальность своими живописными произведениями, и своими книгами, в которых предстаёт человеком широких, энциклопедических знаний о мировой культуре, мастерах Возрождения и великих реалистах разных эпох.
Вообще, Харис Якупов с самых ранних своих шагов в искусстве осознавал собственную миссию в этом мире, он понимал значимость произведений искусства, силу их воздействия на умы и души, свою ответственность перед будущим — отсюда его скрупулёзность и педантичность. Создавая то или иное произведение, он работал неистово, из-под его кисти и карандаша выходили порой десятки эскизов и этюдов, варианты композиционного решения картины.
Ещё одной особенностью художника была преданность собственному творчеству и абсолютное служение своему народу, своей республике, которые он понимал достаточно прямолинейно и бескомпромиссно: свои произведения он не продавал ни в музейные коллекции за пределами республики (за некоторым исключением), ни в частные руки. Основное художественное наследие Хариса Абдрахмановича сосредоточено в собраниях Государственного музея изобразительных искусств, некоторых других музеев Республики Татарстан, а также в собрании семьи.
Великое наследие Хариса Якупова — это не только сами произведения живописи и графики. Это ещё целый ряд крупнейших проектов для Татарстана. Среди самых значимых событий, которые состоялись благодаря живейшему участию художника — создание Музея изобразительных искусств ТАССР, организация выставок «Большая Волга», статус которых в ту пору был высочайшим, и их проведение в городах Поволжья. Это многолетняя подготовка почвы для организации в Казани художественного вуза — долгожданное открытие Казанского филиала Суриковского института состоялось в 2008 году. В шестидесятые — восьмидесятые годы были построены Дом художника и мастерские для живописцев, графиков и скульпторов, Выставочный зал Союза художников, заработала первая среди автономных республик Творческая мастерская живописи Академии художеств СССР, начали действовать отделения Художественного фонда в городах Татарии, художники республики стали регулярно ездить на творческие дачи Союза художников СССР…
Вспоминая о Харисе Якупове, вовсе не хочется создать образ непогрешимого идеального человека, который никогда не ошибался, не мог проявить минутную слабость, или, напротив, неоправданную решимость в той или иной ситуации… Всякое бывало, как в жизни любого смертного. Но необходимо сказать о том важном, непреходящем, что стоит выше человеческих страстей, что остаётся на века.
Хисамова Дина Диасовна — кандидат искусствоведения, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев