Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Выросшая в шапке

Наиля Кумысникова — художник с необычной творческой биографией. Самозабвенно и настойчиво она наводит мосты между прошлым и будущим, стараясь возродить в новом качестве художественное наследие предков.

Фото Андрея Титова

Наиля Кумысникова — художник с необычной творческой биографией. Самозабвенно и настойчиво она наводит мосты между прошлым и будущим, стараясь возродить в новом качестве художественное наследие предков.

 

Эта миниатюрная женщина с почти детским обаянием поражает силой воли и стремлением к идеалу красоты. Она уверена в своём творческом предназначении: её отец Халит Кумысников — известный исследователь татарского театра, мама Асия Хайруллина — заслуженная артистка Татарстана, игравшая на сцене камаловцев.

Стены театра для Наили родные. Малышку укладывали спать в костюмерном цехе, колыбелью служила отороченная мехом шапка. «В шапке выросла»,— шутили актёры. С мамой ездила на гастроли, часто выходила на сцену в детских ролях. Позднее и мужем стал человек творческий — самобытный художник Александр Федотов, а их сын Джамиль — архитектор и дизайнер.

 

Наиля Халитовна Кумысникова — художник театра и декоративно-прикладного искусства, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Окончила Казанское художественное училище, театрально-декорационное отделение факультета живописи Московского государственного художественного института имени Сурикова. Преподавала в Казанском художественном училище. Член Союза художников России, лауреат премии Министерства культуры Татарстана имени Баки Урманче.

Недавно в выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля прошла её персональная выставка, а Фонд Марджани выпустил альбом-каталог работ художницы.

Костюмы для танца «Серебряный браслет» Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан. 2008

— С детства знала, что буду художником,— говорит Наиля.— Любила рассматривать открытки с произведениями великих мастеров, особенно Рембрандта, читала книги по искусству из папиной биб­лиотеки.

В художественном училище Кумысникова оформляла учебные спектакли, которые ставил отец, создавала костюмы. Спектакль «Дом Бернарды Альбы» Лорки выбрала как «свободную тему» при поступ­лении в Суриковку. Работа понравилась корифею сценографии Михаилу Михайловичу Курилко-Рюмину, и он принял Наилю в свою мастерскую. Это было огромным успехом!

Панно «Цветы осени». 100x100. Кожа, шёлковая нить. Фонд Марджани, Москва. 2009

Рос интерес к новым материалам и новаторским формам. После окончания московского вуза в Казань приехала талантливый художник театра с собственной творческой концепцией и видением сцены. Кумысникова хорошо усвоила уроки своего наставника и всегда старалась уйти от статичности оформления. Однако желание внести свежую струю в сценографию нескольких театров Татарстана не нашло понимания, и Наиля ушла преподавать в художественное училище. Среди её учеников известные теперь театральные художники, живописцы, прикладники, дизайнеры. 

Сама она заинтересовалась татарским декоративно-прикладным искусством, прежде всего кожаной мозаикой. В этой области плодотворно работала художник Софья Кузьминых, действовало поточное производство на Арской фабрике национальной обуви, где главным художником был Ильдус Гайнутдинов. Тем не менее существовала потребность в изделиях самого высокого качества, отвечающих запросам не только российского, но и европейского, даже мирового рынков моды. Нужен был стилист и модельер с новым взглядом на создание изделий из кожи, понимающий художественный язык и символическую образность народного искусства, разгадавший секреты ичижного (то есть сапожного) шва.

Серия панно «Времена года» «Осень». 30x30. Кожа, шёлковая нить. 2012

Художник-дизайнер и исполнители — мастер-вышивальщица и модельер обуви — переосмыслили конструкцию обуви и «татарский» шов, так называемую «работу в тачку» (шов сшивает узорные кусочки кожи и одновременно декорирует их). Стали использовать шёлковые нити, укрупнили шов, подчеркнув линию узора, его рисунок.

В профессиональной карьере Кумысниковой произошёл творческий скачок, когда в Казанском Кремле под эгидой Фонда поддержки культуры при Президенте Республики Татарстан она организовала творческую мастерскую «Булгари» (это название сохранилось у многих народов для кожи тонкой выделки). Начали разрабатывать образцы мужских и женских ичигов, камзолов, курток, жилетов, женских сумок, подушек, налаживали с нуля производство: древнее искусство кожаной мозаики в начале девяностых годов затухало. Изделия мастерской пользовались спросом, они были стильными и сохраняли национальный колорит.

Подушка «Цветы осени». 50x50. Кожа, шёлковая нить. Фонд Марджани, Москва. 2009

К сожалению, Кумысникова проработала в мастерской недолго — менее трёх лет. Коммерческая основа мастерской противоречила устремлениям творческой личности, для которой было главным художественное качество. Она стала работать самостоятельно, привлекая мастериц‑вы­шивальщиц для исполнения заказов.

Сегодня Наиля Кумысникова — один из ведущих профессиональных художников в области кожаной мозаики. Её произведения оригинальны и изысканны, предложенную ею форму крупного шва используют многие художники. Она восстановила старинные технологии изготовления сапог, использует традиционные монохромные цветовые сочетания, не избегая и новых, гармонично согласованных или контрастных по колориту композиций. Экспериментирует, то обращаясь к узорам татарской тамбурной вышивки, стилизуя их приёмами мозаики, то применяя золотое и серебряное шитьё. Нередки и авангардные решения — абстрактные композиции.

Х. Л. Кумысников. «Халва». Эскиз декораций. 88x78. Холст, темпера, пастель
 

А ещё Наиля Халитовна разрабатывает настенные панно, часто используя мифы и легенды татар, преемственно развивая орнаментальное наследие народа аж с булгарской эпохи.

Наиля Кумысникова создала так много произведений, что их количество трудно подсчитать. Однако главное не в этом. Художница смогла поднять искусство кожаной мозаики на новый уровень, создав татарский национальный стиль, развивающий многовековую традицию.

Гузель Фуадовна Валеева-Сулейманова — доктор искусствоведения.


С. С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам». Эскиз декораций. 90x90. Оргалит, темпера. 1983

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев