Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Химия Музыки. Приношение династии Арбузовых.

13 января 2025 года на сцене Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева при полном аншлаге прошёл концерт «Семья Арбузовых в искусстве», ставший настоящим подарком не только для меломанов, но и для всей культурной и научной общественности Казани. Он был посвящён сразу двум юбилеям — 300-летию создания Российской академии наук, а также 90-летию со дня рождения выдающегося казанского музыканта и педагога Марины Борисовны Арбузовой, внучки и дочери основателей Казанской химической школы, первых академиков Советской Татарии Александра Ерминингельдовича и Бориса Александровича Арбузовых.

 

Марина Борисовна Арбузова (1935-1997) — музыкант, мыслитель, известный педагог, воспитавшая целую плеяду блестящих пианистов. Имена некоторых украшают сегодня афиши известных мировых залов, значительная часть из них передаёт мастерство на педагогическом поприще, многие выступают в качестве солистов и в составе различных ансамблей.

Выпускница Детской музыкальной школы №1 по классу фортепиано Татьяны Линсцер, Марина Арбузова продолжила музыкальное образование в Казанском музыкальном училище у Альберта Семёновича Лемана и окончила Казанскую консерваторию в классе Эммануила Александровича Монасзона. Несколько десятилетий она возглавляла фортепианный отдел знаменитой «кузницы молодых музыкальных кадров» — Средней специальной музыкальной школы при Казанской Государственной консерватории.

Сорейя Батыршина и Рустем Абязов. Фото: Эмма Майсурян

Инициатором и организатором концерта-приношения Учителю стала музыкант с казанскими корнями, педагог, координатор Международных программ, пианистка Сорейя Батыршина. Её идею поддержали известные музыканты-выпускники класса Марины Борисовны Арбузовой, руководитель Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов, Дом-музей академиков А.Е. и Б.А. Арбузовых при Институте органической и физической химии имени А.Е. Арбузова Казанского научного центра РАН в лице директора Натальи Кореевой, а также известный музыковед Гузель Сайфуллина.

Идея синтеза науки и искусства, объединённых в одном культурном акте, очень символична для Казани — центра культуры и колыбели научной мысли, подчеркивает Сорейя Батыршина. Атмосфера союза «гармонии и алгебры» была характерна и для дома, где несколько десятилетий проживали три поколения династии Арбузовых. Об этом пришедшей на концерт публике рассказывали во время развёрнутой в фойе ГБКЗ выставки экспонатов из коллекции Арбузовского музея, среди которых также была представлена скрипка Александра Ерминингельдовича Арбузова, большого любителя квартетного музицирования. Примечательно, что учёный был страстным поклонником музыки русского композитора Александра Бородина — своего коллеги по научному «химическому» цеху. Торжественные заседания Академии наук при Александре Ерминингельдовиче открывались традиционным исполнением его Второго квартета.

Ведущая концерта Гузель Сайфуллина. Фото: Эмма Майсурян

Концерт собрал на сцене представителей разных поколений выпускников класса Марины Борисовны. Разнообразной оказалась и география его участников. Но более всего впечатлила музыкально-стилистическая палитра произведений, звучавших в этот вечер — в чем, бесспорно, заслуга составителей программы.

Участники концерта – Ирина Михайлова, Андрей Руденко, Марина Михайлова, Олег Морозов, Сорейя Батыршина, Рустем Абязов, Халида Динова, Людмила Овчиникова. Фото: Эмма Майсурян

Первое отделение открыл лауреат международных конкурсов Олег Морозов. Несколько лет музыкант живёт и работает в Нидерландах. За свои достижения в начале творческого пути он удостаивался стипендий и премий Фондов Мстислава Ростроповича, Святослава Рихтера и Правительства Российской Федерации. В его исполнении прозвучали Три фрагмента балета «Щелкунчик» Петра Чайковского в транскрипции Михаила Плетнёва — Итермеццо, «Танец Феи Драже», «Трепак». Музыка великого русского композитора стала удачным символичным прологом в вечер традиционного «старого нового года» и была очень созвучна атмосфере семейственности и тепла, присутствовавшей в зале.

Долгожданным для всех ценителей и поклонников фортепианного искусства стало появление на сцене Халиды Диновой — таков сценический псевдоним выпускницы Казанской консерватории Халиды Хайрутдиновой, дочери первого её выпускника профессора консерватории Афзала Насретдиновича Хайрутдинова. Несколько десятилетий Халида Динова живёт в Кливленде, является профессором Westlake Music Academy. Лауреат многих международных конкурсов, Халида Динова — обладатель престижного статуса «Steinway Artist». На концерте она исполнила один из шедевров виртуозной романтической музыки, без которого не обходился репертуар большинства корифеев фортепиано, — Полонез As Dur op.58 Фредерика Шопена. Светлым аккордом памяти Учителя и данью татарским корням стала исполненная вслед за этим в дуэте с казанской виолончелисткой Зульфиёй Асадуллиной «Ариетта» Рената Еникеева.

Яркое впечатление у публики оставило выступление казанской пианистки, педагога и композитора Людмилы Овчинниковой. В её исполнении прозвучала первая часть Сонаты h-moll композитора начала XX века Альбана Берга. Сочинения представителя нововенской школы она в своё время выучила с подачи Марины Борисовны. Та не случайно задала ученице неординарное, особенно по тем временам произведение — одним из замечательных качеств Марины Борисовны был её редкий дар видения индивидуальности своих учеников.

Выступление самой Сорейи Батыршиной стало в свою очередь убедительным подтверждением известного суждения о том, что талантливый человек — талантлив во всём. Неутомимый организатор, чьими силами был реализован сложный проект, вышла на сцену в качестве сольного исполнителя, представив казанцам премьеру — «Аndante» из Сонаты для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова в транскрипции для рояля, которую написала её дочь, известная во всём мире пианистка Асия Корепанова. Именно с благословения Марины Борисовны девочку отдали учиться музыке, поделилась воспоминаниями Сорейя Аббасовна.

Следующий исполнитель, а точнее — его имя в афише, пожалуй, был одним из ярких «маячков» для публики. Рустем Хайрутдинов, чья музыкантская судьба связана сегодня с Великобританией, увы, не смог принять участия в оркестре из-за плотного концертного графика. Но публика услышала его запись исполнения Финала Концертной Фантазии для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в сопровождении выдающегося Владимира Ашкенази. Великолепная игра музыканта, возможность видеть руки пианиста с экрана крупным планом, качество транслируемого звука не нарушили «аналоговой» атмосферы концерта, вызвав шквал аплодисментов в зале.

Фото: Эмма Майсурян

Второе отделение стало своеобразным «гимном» жанру фортепианного концерта, лаконично соединив две эпохи и два противоположных стиля. Не обошлось без очередной премьеры: впервые в Казани прозвучал концерт Вольфганга Амадея Моцарта для трех роялей с оркестром F-dur «Lodron», который венский классик написал в возрасте двадцати лет специально по заказу графини Антонии Лодрон и ее двух дочерей. Редкую партитуру привезла в наш город Сорейя Батыршина, а необычное — наивное и семейное по сути — сочинение стало трогательной отсылкой к воспоминаниям многих, кто присутствовал в зале, о первых уроках музыки и первых ступеньках к мастерству. Концерт прозвучал в исполнении Сорейи Батыршиной и известного казанского фортепианного дуэта сестёр Марины и Ирины Михайловых, лауреатов международных конкурсов фортепианных ансамблей, преподавателей ССМШ при КГК.

Маэстро Абязов и его оркестр. Фото: Эмма Майсурян

Музыкантам аккомпанировал ведущий казанский коллектив — Камерный оркестр La Primavera под управлением маэстро Рустема Абязова. Такой конгломерат отнюдь не случаен. В бытность Марины Борисовны Арбузовой преподавателем десятилетки, Рустем Абязов несколько лет руководил этим учебным заведением. Он же, кстати, сам — выпускник знаменитой школы. По словам музыканта, Марина Борисовна всегда была для него непререкаемым авторитетом — именно ей он доверил первое прослушивание своего оркестра (Арбузова одна присутствовала в зале!) ещё на самой заре его существования, и именно её одобрительное напутствие решило его судьбу: коллективу — должно быть!

Андрей Руденко. Фото: Эмма Майсурян

Кульминационной кодой концерта стал выход на сцену известного казанского музыканта, классического и джазового пианиста Андрея Руденко. Многоплановый исполнитель, основатель коллективов «Ruden Jazz Band» и «Ruden Jazz Team» исполнил в сопровождении оркестра Рустема Абязова «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Продемонстрировав виртуозность, темперамент, блестящее стилистическое чутье казанец-Руденко поставил достойную точку основной программы вечера, исполнив вслед за этим лирическую джазовую композицию-посвящение памяти Марины Борисовны Арбузовой от имени всех участников этого необыкновенного музыкального приношения.

Зал ГБКЗ в тот вечер не вместил всех желающих, поэтому концерт транслировался через LiveStream. К просмотру присоединялись зрители из разных частей света и музыканты-участники до сих пор получают горячие отзывы благодарности и овации. Публика Казани, которой посчастливилось попасть на концерт, также долго будет помнить атмосферу музыкантского братства, ощущать дух семейственности и преемственности, без которых немыслимы будущее отечественного и мирового искусства, науки, и всего, что объединено в человеческом сознании словом «культура».

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев