Я иду искать
Где в наш век гаджетов и всеобщей цифровизации по-прежнему пачками тратят бумагу? В театре, конечно. Хотя современный театр демонстрирует нам, что спектакль может быть каким угодно: без пьесы, без слов и даже без единого звука, до сих пор в основе большинства спектаклей в репертуарных театрах лежит текст.
Лейсан ФАИЗОВА,
завлит Татарского ТЮЗа
«Господи, боже мой, если бы драматург мог заранее знать, будет ли его творенье иметь успех!»
Карел Чапек. «Как ставится пьеса»
Где в наш век гаджетов и всеобщей цифровизации по-прежнему пачками тратят бумагу? В театре, конечно. Хотя современный театр демонстрирует нам, что спектакль может быть каким угодно: без пьесы, без слов и даже без единого звука, до сих пор в основе большинства спектаклей в репертуарных театрах лежит текст.
Как тексты появляются в театре? По-разному. Одни заходят с парадного входа в строгом пальто и солидной шляпе. Другие забегают со служебного в поношенных кроссовках и рабочей бейсболке. Третьих настырно зашвыривают в кабинет главного режиссёра прямо через окно. И, конечно, нестройными рядами пьесы всех мастей вваливаются в театр через интернет-кабель и компьютер завлита.
Режиссёр будет тщательно, иногда мучительно, подбирать материал, который откликается его идее. Хвала старым добрым классическим пьесам, на то они и классические, что их можно ставить в любые времена. Можно заказать пьесу желаемой тематики драматургу и работать вместе с ним. Можно найти подходящую современную пьесу, благо сейчас проводятся различные драматургические конкурсы, формируются лонг-листы и списки победителей, удобно за всем этим следить. Наконец, можно создать инсценировку прозаического произведения разнообразной степени известности. Это тоже к драматургу. Часто инсценировки создают сами режиссёры. Бывает, что в театрах отбирают несколько потенциально пригодных к постановке пьес и читают их на труппу, затем худсовет принимает решение об их дальнейшей судьбе.
И вот пьеса выбрана. Первый рабочий этап на пути её превращения в спектакль — застольный.
Это читка. Когда актёры буквально садятся за стол и прочитывают текст. Вместе с режиссёром обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, высказывают своё видение событий и персонажей. Здесь и нужны те пачки бумаги, о которых говорилось в начале. На бумаге удобно делать пометки, переписывать реплики, зачёркивать ненужное и дописывать новое. Потом текст будет всё дальше отдаляться от первоначального оригинала. Работа завлита заключается в том числе и в том, чтобы следить за этими преобразованиями и фиксировать их. А в национальном театре, где часть зрителей будет смотреть спектакль в наушниках, вместе с текстом пьесы постоянно меняется и текст перевода.
Далее начинается репетиционный период. Актёры заучивают и присваивают текст. Выстраиваются мизансцены. Обретает контуры работа художника — появляются декорации, реквизит. Подключается хореограф, композитор помогает будущему спектаклю обрести свой голос. Текст обретает плоть. Постепенно все куски этого пазла складываются режиссёром воедино и начинаются прогоны — репетиции спектакля целиком. И всё это время в руках режиссёра, его помощника и актёров находится текст, который в свою очередь также обрастает небольшими, но важными текстами-спутниками: это список эпизодов (для удобства работы всех сотрудников, занятых в подготовке спектакля), это краткая аннотация для программки спектакля и для сайта, это релиз, который готовит пресс-служба для журналистов.
После премьеры текст в окончательной редакции отправляется на хранение на отдельную полочку, чтобы в любой момент с ним можно было свериться. А в жизни спектакля случается разное, например, вводы новых артистов, или длительный простой из-за небывалой пандемии.
И снова начинаются поиски текста.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев