Яркая заявка "Молодой графики"
Журнал "Казань", № 12, 2013 Выставка произведений студентов филиала Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова в Казани Любовь Егорова Ирина Зеленова Эльвира Замалетдинова Николай Карпов Руслан Каюмов Светлана Киямова Станислава Кудряшова Алсу Мусавирова Андрей Семёнов Надежда Степанова Мария Соколова Алексей Цыбисов Ольга Ярикова В буднях непростой художественной...
Журнал "Казань", № 12, 2013
Любовь Егорова
Ирина Зеленова
Эльвира Замалетдинова
Николай Карпов
Руслан Каюмов
Светлана Киямова
Станислава Кудряшова
Алсу Мусавирова
Андрей Семёнов
Надежда Степанова
Мария Соколова
Алексей Цыбисов
Ольга Ярикова
Но «надежда умирает последней», и думается, что большинство профессиональных художников осознают необходимость срочной консолидации сил, ведь, в конечном счёте, страдает великое и святое Искусство…
Вот почему новаторские творческие события случаются всё реже и реже, они воспринимаются как редкое, уникальное явление. Особенно чутко на сложившуюся в художественном мире ситуацию отреагировали казанские графики. Именно они оказались наиболее мобильными, широко мыслящими, осознали важность свежих вливаний в художественный процесс в республике. В 2012 году было создано творческое объединение «Графком», куда вошли известные художники Казани, одновременно в музее изобразительных искусств организовали «Зал графики», где прошла знаковая выставка «Чёрное и белое», проводятся самые актуальные выставки с участием местных, российских и зарубежных художников.
В калейдоскопе многочисленных казанских выставок осени нынешнего года произошло ещё одно важное событие. Восьмого ноября в Музее Амира Мазитова открылась выставка с поистине революционным названием: «Молодая графика». Вызывая аналогию со знаменитой «Молодой гвардией» Александра Фадеева, она действительно отвечает своему наименованию и впервые широко и публично представляет творческие результаты воспитанников графического факультета казанского филиала Суриковского института, открытого в 2008 году. Четырнадцать студентов (двенадцать - с факультета графики, двое - с живописного факультета) показывают более семидесяти работ. Идейный вдохновитель выставки и педагог-руководитель - художник-график Григорий Львович Эйдинов. Выставка демонстрирует, что на обедневшей казанской художественной почве всё же всходят молодые одарённые ростки, способные возродить былую славу казанского графического искусства.
Участие в выставках для студентов - дело естественное и необходимое. Помимо регулярных отчётов в стенах института, бывшей знаменитой Казанской художественной школы, они активно участвуют в крупных художественных показах: «Большая Волга», упомянутая выставка «Чёрное и белое», выставка, посвящённая Универсиаде, грядущая биеннале графики. Многие из будущих профессиональных художников уже стали лауреатами различных российских выставок, что подтверждает появление новой сильной художественной формации в Казани.
Чем же особенным привлекает выставка с таким революционным названием? Как ни странно, совсем не революционными решениями, не авангардными подходами, опрокидывающими классические каноны, а тонким, глубинным пониманием традиций, бережным постижением богатейшего наследия отечественной графики, которое складывалось веками. И это удивительно точно отвечает запросам времени: открытость и доверительность, синтез старых и новых находок проявляются органично и соразмерно - именно этого не хватает в современном искусстве. Многие из ребят прошли большой путь внутреннего совершенствования. Изменилось отношение к учёбе, теперь она является осознанной потребностью, студенты в корне поменяли свои взгляды на многие явления жизни. Они очень серьёзно относятся к своей профессии, становятся в прямом смысле подвижниками искусства.
Конечно, большую роль в этом играет личность педагога. Григорий Львович - художник лёгкого, ясного таланта, многогранного глубинного интеллекта и живого чистого, раскрытого видения. Он широко известен далеко за пределами республики и как высококлассный книжный график, дизайнер, им оформлено более девятисот книг, журналов и альбомов, изданных в Республике Татарстан. Характерная черта работы этого мастера - цельность творческого процесса и огромная работоспособность, когда художник творит на одном дыхании, в едином созидательном «взлётном» состоянии. Талант Эйдинова‑педагога привлекает к нему и ребят с других факультетов.
На выставке в основном показаны тематические серии работ: семья, мастерская, человеческие взаимоотношения. Многие ребята обратились к теме малой родины, своим национальным традициям, образу родного города, который окружает художника старыми дворами, древними памятниками и новостройками. Ряд работ посвящён таким интересным темам как цирк или заседания в суде. Некоторые ребята взяли глубоко философские темы, удивительно тонко трактуя понятия памяти, прошлого и будущего, детства и старости.
Одна из ярких серий «Марийские мелодии» Марии Соколовой выполнена в технике линогравюры с подцветкой каждого листа. Здесь весьма удачно сочетаются традиции лубка и национальной вышивки, богатая орнаментика и свободно читаемая композиция. Тексты старинных песен луговых марийцев и символика образов солнца, птицы, лодки на реке объединяются крепким лаконичным рубленым решением, которое максимально приближает зрителя к народному пониманию изобразительного языка. Автору хотелось выразить самобытность, уникальность и особенность культуры и традиций своего народа. По мнению молодой художницы, ничто так не сохраняет культуру, как музыка, поэтому марийские песни стали основой для создания серии шести графических листов. Эта серия была отмечена на выставке «Большая Волга», произвела сильное впечатление на московских педагогов. Другая её серия посвящена Казани, в ней благодаря совмещённым под разными углами композиционным построениям акцентированы символичные образы города: «Зилант», «Кул Шариф», «На улице Баумана».
Андрей Семёнов также обратился к образу Казани, но совсем в другом, необычном ракурсе. Его серия называется «По старым местам» и выполнена в двух вариантах: один углём, другой - в технике офорта. Заброшенные чердаки, порушенные крыши, откуда как старые оглобли торчат отслужившие свой век брёвна, в этих умирающих развалинах ещё можно обнаружить признаки былого пребывания людей. Но пока они живы, и автор хотел показать именно этот момент последних месяцев, а может, часов жизни старых домов. «Я выбрал эту тему, потому что она актуальна для Казани,- рассказывает автор.- Немало уголков города - это руины, тогда как основные улицы содержатся в лучших условиях. Меня вдохновил этот контраст, ведь многие из домов вот-вот потеряют свою душу, и я хотел поймать момент, пока они ещё живут». Серия получилась очень эмоционально выразительной и вызывает щемящее чувство утраты старой архитектуры.
То же трепетное отношение к старой архитектуре читаем в монохромной гуашевой серии «Дворы казанские» Ирины Зеленовой, о которых автор так тепло и поэтично отзывается: «Старые дворики, уродливые, кривые домишки, забавные, уютные и, к сожалению, уже непригодные для жизни. В них, в каждом, есть своя неповторимая личность, будто это не строения, а живые существа…». Сходное настроение ещё яснее выражено в цветной линогравюре «Казанский старичок». Художница, мыслящая всегда оригинально, имеющая своё интересное мнение на любое явление, создала портрет архитектурного старожила. Состояние одиночества возникает при созерцании линогравюры «Собака», где контрастная силуэтность, подчёркнутая перспективность построения усиливают найденное автором эмоциональное звучание.
В серии «Казань» Эльвиры Замалетдиновой, выполненной гуашью и изображающей хорошо известные места города, видим тонкие цветовые переходы и классическое композиционное построение. Автору давно хотелось изобразить архитектуру старой Казани, что удалось в этой серии.
Итак, тема жизни древнего города, его одушевлённых архитектурных обитателей - одна из востребованных. Она свидетельствует о чутком, неравнодушном отношении молодых художников к наследию, уходящему в историю. Близкое, но иное звучание темы наследия можно услышать в работах других ребят.
Надежда Степанова создала серию линогравюр «Город», где смелое оригинальное мышление контрастными пятнами даёт одно из самых точных образных решений, рождает ощущение выпуклых, почти осязаемых и вместе с тем глубоко символичных образов города, погрузившегося в зимнюю морозную ночь. В другой сдержанно монохромной серии «Моя малая родина», выполненной соусом, Надежда демонстрирует то сокровенное и глубинное, «камерное и личное», как она сама говорит, что свойственно её серьёзной и цельной натуре. Приближаясь к стилистике сложившегося в советском искусстве «сурового стиля» 1960-х, художница через аскетичные и, казалось бы, ничем не приметные будни глубинки раскрывает особую поэтику близких ей мест - то, что всегда волновало наших русских мастеров. Она так объясняет свой выбор темы: «Есть понятие «Родина». И есть «малая родина» - это там, где ты вырос, отдыхал у бабушки всё лето, куда приезжал зимой. Там, где ты лучше всего себя чувствуешь». В нескольких словах-определениях поражает глубина понимания, прочувствованности темы. Например, почему именно зима? «Зима лаконична, графична, загадочна, снежна и сурова» - меткая, очень верная оценка художницы-графика.
]Оригинальны офорты «Чебоксарская набережная» и «Парк» Николая Карпова, в которых молодой художник также обращается к теме родного города, однако решает её необычно, глядя на современный город с точки зрения мастеров прошлых столетий. Тонко и изысканно, в духе петербургской графики мирискусников, он создаёт изумительные образы, демонстрирующие богатое воображение автора, его способность полностью отойти от реалий времени и погрузиться в элитарный мир утончённого понимания искусства.
Тема духовного наследия звучит в серии «Интерьеры храмов» Руслана Каюмова, выполненной соусом. В ней отразились впечатления от древних храмов Гороховца, где ребята были летом на пленэрной практике. Мощь и величие древних сводов храма зримо создают ощущение особой церковной архитектоники, подчёркивают роль светового освещения в его пространстве. Руслан - один из студентов, чей значительный рост очевиден, он сам очень сильно вырос именно в духовном плане, изменив первоначально совершенно расплывчатое, нечёткое понимание своего пребывания в институте на огромный интерес к профессии художника. «Я выбрал эту тему потому, что меня заинтересовала тема духовности, веры,- объясняет автор.- Церковь является тем местом, где люди собираются с молитвой и через неё устремляются к Богу. Вера в Бога - самая большая сила на земле. И церковные интерьеры православных храмов пронизаны силой, спокойствием, они приобщают человека ко всему высокому».
Особая философия образов свойственна Ольге Яриковой, одной из самых чутких и восприимчивых студенток института. В отдельных линогравюрах «Многое хранит память» и «Дорога к небу» тема духовного наследия трактуется с точки зрения внутреннего совершенствования человека и даётся максимально образно и ясно, лаконично и собирательно. Ольга интересно рассказывает об истории замысла этих графических работ, делает поразительно точные выводы, что говорит о постоянной внутренней работе автора. «В этой работе я хотела выразить свои мысли о том, как много в себя вместила жизнь моей бабушки. Сколько событий она пережила, и никогда ей не было легко. Такова и жизнь любого человека: непрерывное преодоление бытовых трудностей, общенародных бедствий и преград на пути духовного развития. Хочется верить, что результатом является достижение духовных высот, делающее осмысленной жизнь человека».
В одной из самых значительных серий на выставке, созданной Яриковой как иллюстрации к поэме «Пер Гюнт» Генрика Ибсена, проявилось её целостное отношение к этому произведению. Повествуя о том, как шёл поиск решений серии, Ольга раскрывает образы, удивившие её: «…уникальный образ Пуговичника, аналогов которого не встречалось больше ни в одном произведении искусства: Пуговичник встречается на пути человека, которому многое было дано, но он растратил все свои таланты, не оставив следа. Он не нужен ни аду, ни раю, и его душе остаётся превратиться только в пуговицу». Сложнейшие композиции, полные аллегорических решений, совмещающие несколько временных действий, воспринимаются ясно и динамично и не кажутся перегруженными. Оригинальна плоскостная манера исполнения, в которой своеобразные резаные силуэты пластичны и взаимосвязаны смысловой цепочкой. Большую роль играет орнамент, где, как говорит автор, использованы элементы северного колорита и христианские образы.
Студент живописного факультета Алексей Цыбисов, увлечённый графическим искусством и склонный к детальному изучению натуры, многому учится у Григория Львовича. В его багаже уже немало удачных карандашных работ: серия «Деревянные окна Гороховца», лист «Трактор» и другие. На выставке он показал серию «Старость» о жизни простых крестьян, проживших полную трудностей жизнь, прошедших Великую Отечественную войну, но не растерявших главные человеческие качества, которые позволяют мудро, с неизменным позитивом относиться к жизни. Эта серия близка по смыслу линогравюрам Ольги Яриковой, однако художественный подход здесь иной. Внимательно прорабатывая каждый сантиметр листа, автор с детальной любовью создаёт мир российской глубинки, и хотя это конкретные образы, каждый россиянин увидит в них близкие и родные типы. Особенно выделяется лист «Первый парень на деревне», где с доброй иронией и с искренним обаянием дан образ старика, самозабвенно распевающего под свою гармошку, несмотря на преклонный возраст и почти детскую беззащитность; на его груди несколько крупных наград, свидетельствующих о славном военном прошлом.
Другой ведущей темой на выставке стала тема семьи, детства, которой посвящены сразу несколько серий.
Светлана Киямова, необычная студентка, уже состоявшаяся как учёный‑микробиолог, кандидат биологических наук, успешный преподаватель Казанского химико-технологического университета, мама двух замечательных ребятишек, круто изменила свою судьбу, поступив на графический факультет института и тем самым воплотив свою давнюю мечту и нереализованный потенциал художника. Результаты её обучения удивляют всех педагогов, это как раз тот случай, когда высокий интеллектуальный уровень в сочетании с явными творческими способностями стал благодатной почвой для появления быстрых и весомых художественных достижений.
Особенно близка ей тема детства. Серия линогравюр «Детский мир», построенная объёмно, поражает высокой свободой техники исполнения. «Это и собственные впечатления детства, и мои наблюдения уже как мамы,- поясняет автор.- Хотелось изобразить особый мир маленького ребёнка, огромный и интересный. Мир, в котором границы собственной кроватки или комнаты защищают от любых опасностей, надёжней всякой крепости. Мир, в который все мы иногда мечтаем вернуться…».
Ещё более свободно, легко, с детским озорством создала Светлана серию иллюстраций к рассказам Михаила Зощенко «Лёля и Минька», выполненную в смешанной технике с использованием туши, темперы и коллажа. Точно найденные детские образы, динамично сочинённые сюжетные композиции рассказов сопровождаются удачными текстовыми вставками в технике коллажа. Вот как она объясняет выбор литературного текста: «На мой взгляд, графика более всего подходит для оформления юмористических произведений, когда живой линией или контрастным усилением можно подчеркнуть важные детали, утрировать пропорции или позу персонажа, чтобы сделать его более выразительным. Трогательные и смешные рассказы о Лёле и Миньке - одни из самых любимых мной с детства. Именно поэтому мне захотелось представить эти истории как бы глазами ребёнка, наспех записавшего все события на полях чернильной ручкой».
Камерность, робость и одновременно светлая цельность натуры Любови Егоровой гармонично созвучна выбранной теме «Семья», выполненной в очень близкой ей технике пастели. Мягкость материала, его текучесть и тёплая пластичность рождает в руках автора лиричный строй общей в четырёх листах композиции, «…где каждый, занимаясь своим делом, составляет единое целое - семью. Если соединить четыре листа, то получается, что все члены семьи объединены за круглым столом, это главная задумка моей композиции»,- говорит автор. Идея объединения читается глубоко символично: члены семьи связаны не только родственными узами, но и духовными.
Алсу Мусавирова также обращается к этой теме, назвав свою серию линогравюр «Родительский дом», где вновь используется идея единого композиционного построения в четырёх листах, только здесь - общее панорамное изображение, при этом каждый лист может рассматриваться как самостоятельное законченное произведение. С внимательной детальностью к любимым предметам, с желанием всё запомнить выстраивает автор этот зрительный ряд, и создаётся яркий живой образ, несущий лёгкий оттенок ностальгии. «Самое важное в жизни - это семья, твои родители. В родительский дом я приезжаю только на каникулах. И чтобы не забыть ни одну деталь, ни одно воспоминание, я решила перенести свои впечатления на бумагу»,- делится сокровенным Алсу. Другая её серия «Мастерская» отображает особую атмосферу места, ставшего родным домом молодым художникам, поскольку «целый день мы проводим в своей мастерской, создавая что-то новое».
На фоне главных тем выставки необычной тематически и художественно выглядит серия Анастасии Бронниковой «Из зала суда», выполненная сродни техникам комиксов гелиевой ручкой и цветными карандашами. «Прошлым летом я работала судебным рисовальщиком, зарисовывала судебные заседания для одной из электронных газет Татарстана,- рассказывает Анастасия.- У меня накопилось много набросков с натуры, и на их основе я решила создать эту серию работ». Сочетание стилистики комикса и изобразительного наива с текстовыми вставками, с подробнейшей прорисовкой всех персонажей и деталей, неожиданно дало своеобразное индивидуальное образное решение.
Ещё одна редкая тема взята студенткой живописного факультета Станиславой Кудряшовой и посвящена цирку, это серия линогравюр «Cirque du Soleil». Занимаясь у Григория Эйдинова ещё в Казанском художественном училище, девушка продолжила работу со своим наставником и поработала в графическом материале, создав одну из самых удачных серий выставки. Эту способную студентку отличают ясность мышления и внутренняя организованность, собранность. Оценив пластичность техники линогравюры, она решила соединить это свойство техники с пластичностью образов гимнастов знаменитого цирка, создав органичные выразительные композиции в виде круга цирковой арены.
В последние годы в Казани проходит много выставок, все они очень разные, но не каждая оставляет след в памяти. «Молодая графика» заявляет о себе в мире искусства ярко и полновесно, открывая, по сути, новый этап развития казанской графики благодаря приливу в неё новых талантов. Кроме того, она свидетельствует об успешном развитии казанского вуза, единственного в России филиала Московского художественного института, продолжающего его традиции и основанного на системе образования Казанской художественной школы.
Лобашёва Ирина Фаековна - кандидат искусствоведения, доцент филиала Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова в Казани, преподаватель истории искусства.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев