Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Зулейха открыла глаза на работы художника из Татарстана

На канале Россия-1 завершился показ сериала по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». В его финальном эпизоде показаны картины известного татарстанского художника.

 

 

На канале Россия-1 завершился показ сериала по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». В его финальном эпизоде показаны картины известного татарстанского художника.

На канале Россия-1 завершился показ сериала по роману Гузель Яхиной. Создатели фильма несколько изменили открытый финал первоисточника. Те, кто читал книгу, помнят, что роман оканчивается тем, что Зулейха и Игнатов отпускают Юзуфа в «свободное плавание» на лодке через Ангару в полную неизвестность. Можно предположить, что побег для сына главной героини станет своего рода «прыжком в свободу» и ему удастся повторить путь Иконникова, стать знаменитым художником, человеком мира. Нет-нет да мелькает в воображении читателя финального эпизода романа в качестве прототипа беглеца и образ знаменитого «летающего татарина» Рудольфа Нуриева.

Что касается экранизации, то сценаристы решили внести конкретику в судьбы героев и добавили эпилог, в котором Юзуф-Иосиф во время оттепели возвращается из Ленинграда в Казань уже состоявшимся художником вместе с семьей. Своего сына, кстати, он назвал именем родного отца – Муртаза.

В сцене заселения в казанскую квартиру можно видеть и несколько работ Юзуфа.

В их «ролях» снялись картины известного татарстанского художника Рашита Сафиуллина. Его имя также указано в титрах в качестве одного из художников-постановщиков сериала. Напомним, что в своё время он работал художником картины Андрея Тарсковского «Сталкер», о чём подробно рассказывал в интервью нашему журналу.

Мы связались с Рашитом Сафиуллиным, который живет на Свияжске, и он рассказал нам о своём участии в создании экранизации романа Гузель Яхиной.

Все началось, можно сказать, со случайного знакомства художника и писательницы. Она приезжала на остров и побывала в доме, где живёт Рашит Сафиуллин, познакомилась с его художественными работами. Когда начались съёмки сериала, то посмотреть на картины Сафиуллина приезжали уже члены съёмочной группы — режиссёр-постановщик Егор Анашкин, операторы. Выбирали полотна по сюжету, стараясь ориентироваться на «казанскую» тему. В итоге из пятидесяти работ художника в кадр вошли четыре – «Крылатый», «Казанский дворик», «Старая лодка», «Мечеть Марджани».

Рашит Сафиуллин. Крылатый

 

Рашит Сафиуллин. Казанский дворик

 

Рашит Сафиуллин. Старая лодка

 

Рашит Сафиуллин. Старотатарская слобода. Мечеть Марджани

 

Последняя работа, показанная крупным планом, в своё время использовалась и в оформлении одной из обложек журнала «Казань».

— Когда снималась картина, мы встречались с Гузель, беседовали, размышляли над образами птиц, которые появляются в анимационных вставках сериала. Я участвовал в создании первых эскизов, которые отправил художнице-аниматору Елизавете Скворцовой. Изначально предлагал, что анимация будет чёрно-белой, но Лиза её очень обогатила, добавила цветной татарский орнамент. Решила сделать птиц-людей. Очень хорошо у неё получилось. Всё это вместе с музыкой в картине красиво «зазвучало»

Рашит Сафиуллин. Эскизы к анимационному решению фильма

 

— То есть, можно вас назвать участником создания анимации в фильме?

— Нет, повторюсь: я делал лишь предварительные, самые первые эскизы, мы искали подход к тому, какими могут быть эти мифические птицы. Мне пришлось работать в качестве художника декоратора в самом первом эпизоде фильма, оформлять мусульманское кладбище. Меня пригласили, поскольку один из декораторов заболел. Получилось, что я дал целый мастер-класс группе бутафоров-декораторов картины, поскольку использовал своё «ноу-хау» по технологии быстрого изготовления материала, которую разработал для оформления Музея археологического дерева на Свияжске. Требовалось в кратчайшие сроки сделать состав, выдерживающий холод, снег и другую непогоду. Декорации должны быть «стойкими». В итоге мы управились за полдня. У нас получилось очень интересное по фактуре пространство с каменными надгробиями-стелами.

— Как оцените в целом экранизацию?

— Пока весь сериал не видел. Когда у меня будет цельная картина, смогу говорить.

— Спасибо вам за ответы.

Напомним, что журнал не раз представлял на своих страницах творчество художника Рашита Сафиуллина. О его работе над оформлением Музея археологического дерева можно почитать в материале «Возвращение натуры».

Рашит Сафиуллин с командой бутафоров-декораторов сериала "Зулейха открывает глаза"

Фото и репродукции художественных работ предоставлены героем публикации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев