Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧИТАЛКА

Кино, джаз и вокруг этого

Шёл 1993 год, только что развалилась Империя, я в то время работал в оркестре Госкино Татарстана, который все до сих пор знают как джаз-оркестр под управлением Виктора Деринга — одного из тех легендарных шанхайцев, которые приехали в конце чёрно-белых сороковых в провинциальную Казань из капиталистической страны и привезли с собой джаз.

Фото Юлии Калининой

 

Отыграв концерт во ВГИКе, мы с Сашей Зыковым зачехлили саксофоны и вышли покурить на улицу Вильгельма Пика, обсуждая местных звукачей, которые «сумели обо…рать всё» — так выразился Саша, тенор-саксофонист, известный в Казани аудиофил. Такие разговоры у нас с ним были после каждого концерта на любой сцене, давая несомненный повод купить вина. В этот раз нас отвлёк характерный, матовый звук ДТП с участием двух транспортных средств. Перед входом в институт стоял наш оркестровый автобус, в который врезался незадачливый укуренный панк на старых «жигулях». Так начались наши гастроли в Москве.

Шёл 1993 год, только что развалилась Империя, я в то время работал в оркестре Госкино Татарстана, который все до сих пор знают как джаз-оркестр под управлением Виктора Деринга — одного из тех легендарных шанхайцев, которые приехали в конце чёрно-белых сороковых в провинциальную Казань из капиталистической страны и привезли с собой джаз.

Система Госкино в начале девяностых постоянно реформировалась, и в результате всех перемен выяснилось, что на постсоветском пространстве остался лишь один оркестр кино — в Татарстане. Его в то время курировал заместитель  председателя Комитета кинематографии Эдуард Гущин, который спас оркестр от расформирования в 91-м году, рассказав председателю Госкино Армену Медведеву красивую историю про шанхайцев.

Евгений Соколов на концерте в честь 85-летия Виктора Деринга в Театре оперы и балета. 2006

 

Наступила монополия. Оркестр Деринга стали часто приглашать в Москву, включив в культурную программу всех мероприятий, связанных с кино, в том числе  XX Московский международный кинофестиваль в 1997 году, где мы за десять дней, пока длился фестиваль, отыграли двадцать концертов. Днём — у красной дорожки кинотеатра «России», ночью — в «Президент-отеле», где можно было увидеть Роберта Де Ниро и Софи Лорен, танцующих свинг под Little Brown Jug. Катрин Денёв в танцах участия не принимала, но всегда внимательно слушала нашу певицу Лилию Чугунову, сидя в кресле и закусывая водку шоколадом.

На этот раз мы приехали в Москву на празднование 85-летия российского кино. После концерта во ВГИКе и ещё двух — в КЦ «Россия», биг-бенд Деринга был заявлен на финальном Party.

Играли традиционный джаз — Каунта Бейси и Гленна Миллера — обычный фон для подобных мероприятий.

Виктор Деринг

 

Киношный бомонд гламурно закусывал, когда в зал вошёл Владимир Жириновский с двумя ­охранниками. В том году Владимир Вольфович был на пике популярности, а спустя несколько месяцев после описываемых событий его партия победила на выборах в Госдуму. С ним все здоровались, в центре зала неожиданно образовалась очередь из звёзд. Владимир Вольфович подошёл к колонне рядом с оркестром и стал слушать джаз.

Дождавшись завершения Moonlight Serenade из кинофильма «Серенада солнечной долины», Жириновский неожиданно приблизился к стоявшему микрофону, обратив внимание присутствующих, что на юбилее российского кино звучит музыка из американских кинофильмов, и что в сталинские времена за это по этапу отправляли, а некоторых и к стенке ставили… Мастер парадокса.

В финале обратился к Дерингу и попросил с неприятной вежливостью:

— Маэстро, будьте любезны, сыграйте «Полонез Огинского».

— К сожалению, не имеем такой возможности, — не менее вежливо, но гораздо приятнее ответил Виктор Эдуардович, не объясняя причины отказа. У Владимира Вольфовича появилась купюра в сто долларов США — он демонстративно начал хамить:

— Меняю американские деньги на русскую музыку, — политик попытался засунуть сотку Дерингу в карман. Пианист на опережение заиграл начало полонеза, но тут же остановился... Виктор Эдуардович с досадой посмотрел на Жириновского:

— Молодой человек, сегодня день российского кино, а Огинский — поляк, поэтому отойдите в сторонку и не мешайте играть музыку наших союзников…

Возможно, не дословно. Дал счёт обручальным кольцом по своему тенору Conn, и оркестр заиграл Chatanooga Choo-Choo. У колонны стоял Владимир Вольфович и слушал американскую музыку.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев