ЧИТАЛКА
Музы над Казанью
Журнал "Казань", № 6, 2015 Образ исторической Казани в творчестве поэтов и художников Владимир Игнатьевич Курашов подготовил к изданию книгу‑альбом «Старая Казань в творчестве поэтов и художников». Она находится в преемственной связи с альбомами «Архитектура России. Казань деревянная», изданными в 2009 и 2010 годах, «Деревянная архитектура старой Казани», «Размышления о...
Журнал "Казань", № 6, 2015
Образ исторической Казани в творчестве поэтов и художников
Владимир Игнатьевич Курашов подготовил к изданию книгу‑альбом «Старая Казань в творчестве поэтов и художников».
Она находится в преемственной связи с альбомами «Архитектура России. Казань деревянная», изданными в 2009 и 2010 годах, «Деревянная архитектура старой Казани», «Размышления о старой Казани: живопись и графика» нынешнего года издания.
Образы старой Казани, созданные поэтами и художниками,- это часть общего и дорогого всем лика России.
Поэт Евгений Боратынский так сказал о Казани и её обитателях в письме своему другу: «Знаешь ли, однако ж, что, по‑моему, провинциальный город оживлённее столицы. Говоря оживлённее, я не говорю приятнее; но здесь есть то, чего нет в Москве: действие. Разговоры некоторых из наших гостей были для меня очень занимательны. Всякий говорит о своих делах или о делах губернии, бранит или хвалит. Всякий, сколько можно заметить, деятельно стремится к положительной цели и оттого имеет физиономию. Не могу тебе развить всей моей мысли, скажу только, что в губерниях вовсе нет этого равнодушия ко всему, которое составляет характер большей части наших московских знакомцев. В губерниях больше гражданственности, больше увлечения, больше элементов и политических и поэтических».
Книга состоит из двух частей. Первая - стихотворная.
Казань многократно вдохновляла поэтов к выражению её образов в форме стихотворений. Здесь можно прочитать стихотворения поэтов, созданные в период эпохальных времён от середины XX века до сегодняшнего дня.
Начинается подборка, конечно, со стихотворения Гавриила Державина «Арфа» со знаменитыми словами о золотом казанском времени:
Как весело внимать, когда с тобой она
Поёт про родину, отечество драгое,
И возвещает мне, как там цветёт весна,
Как время катится в Казани золотое!
Среди череды многих стихотворений «Пара лошадей» Габдуллы Тукая в переводе Анны Ахматовой:
Вдруг ушей моих коснулся голос звонкий,
молодой:
«Эй, шакирд, вставай скорее!
Вот Казань перед тобой!»
Вздрогнул я, услышав это, и на сердце веселей.
«Ну, айда, быстрее, кучер! Погоняй своих коней!»
Слышу я: призыв к намазу будит утреннюю рань.
О, Казань, ты грусть и бодрость!
Светозарная Казань!
Здесь деянья дедов наших,
здесь священные места,
Здесь счастливца ожидают милой гурии уста.
Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг,
Здесь живёт моя подруга, райский свет в её очах.
Интересно стихотворение гениального казанского математика Лобачевского «Разлив Волги при Казани:
Царица рек в торжественном теченье
К далёким Каспия обширного водам,
Ты уклоняешься к Казани на свиданье
С сей древней матерью Татарским городам!
Её со всех сторон, как друга, обнимаешь,
И трепетной струей приветствуешь луга
И тихо с голубых рамен дары слагаешь
На оживленные Булака берега.
Здесь же - Лилия Газизова, «Кирова, 70»:
Я прожила в нём двадцать лет -
Старинном, трёхэтажном, красном.
А век назад здесь сам Тукай,
Сгорая, вспоминал о разном.
И часто в прошлое меня
Бессонница переносила.
Поэт глядел на небеса,
От их сияния счастливый.
Олеся Балтусова видит город по‑своему:
Вот летят над Казанью музы, навсегда её покидая,
прощаются с городом тихо, на вечные веки.
Над булыжными мостовыми,
над забытыми именами,-
Крылышками над крышами прошуршав,
у каждой на шее вязаный тёплый шарф,-
Лететь далеко. До Варшавы. Или Кордовы.
В другие края и веси.
Перелётные музы совсем ничего не весят,
но город без них остаётся как без основы.
Становится бесчудесен.
Дома обнаруживают углы,
щетинят приметы времени.
У старого города вышел запас терпения,
и музы летят над ним потерянные, чужие.
Новые музы родятся в новой Казани.
Станут совсем другими,
изменятся вместе с городом.
Прошлое не вернуть,
они понимают сами.
Но это даётся дорого…
Во второй части книги собраны работы художников, которые хорошо знают Казань.
В целом книга, по моему видению, представляет не что иное, как поэму о старой доброй Казани, где проза, стихотворения, живопись и графика связаны единым ритмом и составляют органичное единство. Книга может служить визитной карточкой исторического города, будет воспроизводиться в других городах мира.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев