О бедном сценарии слово замолвлю…
Когда мне предложили поучаствовать в конкурсе телесценариев, это стало для меня неожиданностью — прежде я их никогда не писал. 25 марта 2005 года завершался приём конкурсных сценариев фильмов (40-50 минут) на тему «Хроники мегаполиса» о жизни современного города с элементами фантастики. Одним из главных требований были оригинальность и зрелищность сценария.
Сергей ЧЕЛЯЕВ,
писатель-фантаст
Когда мне предложили поучаствовать в конкурсе телесценариев, это стало для меня неожиданностью — прежде я их никогда не писал. 25 марта 2005 года завершался приём конкурсных сценариев фильмов (40-50 минут) на тему «Хроники мегаполиса» о жизни современного города с элементами фантастики. Одним из главных требований были оригинальность и зрелищность сценария.
Конкурс проводился под эгидой Международной ассамблеи фантастики «Портал», форума «Кино Экспо Украина-2005» и журнала «Реальность фантастики». В числе авторов 120 сценариев, как оказалось, был весь цвет фантастики России, Украины и ближнего зарубежья, а также Израиля и Германии. Председательствовал в жюри Сергей Дяченко, известный писатель и сценарист, в частности «Обитаемого острова» Фёдора Бондарчука и сериала «Белая гвардия» Сергея Снежкина. Он дал мне несколько полезных советов, чтобы лучше адаптировать мою заявку к киношной специфике, но при этом и дал добро на «вольную запись литературного сценария «советской» школы, а не механистическую «американскую». Более того: было решено оставить некоторые чисто литературные моменты в тексте: «это прямая задача творческой группе. Пусть думают. Хотя, конечно, американцы так не пишут. Но мы другие».
В итоге мой сценарий «Пока святые маршируют», основанный на одноимённом рассказе, имеющем очень хорошую издательскую и коммерческую судьбу, занял на конкурсе 1 место, как и работа московской коллеги по перу Марии Галиной. Специальную премию получил и Сергей Лукьяненко, автор экранизированных Ночного и Дневного «Дозоров».
Весной в Киеве в рамках форума «Кино Экспо Украина-2005» мэтр мировой фантастики Роберт Шекли, с которым я имел честь водить знакомство, объявил победителей конкурса. Пресса активно освещала это событие, в Сети и сегодня можно найти его отголоски. Теперь дело было за представителями кинобизнеса для производства. Премьера телесериала уже планировалась на Международной Европейской конференции фантастов «Еврокон» в апреле 2006 года. Однако очень скоро дело застопорилось.
На награждении я не присутствовал — не ожидал своей победы, хотя и надеялся. Украинские продюсеры прислали мне договор на премиальные деньги и… благополучно исчезли. Плакали мои гривны! Все попытки связаться с ними успеха не имели, не помогло даже вмешательство председателя жюри конкурса. В Казани в лихие 90-е это называлось «нагло кинуть». Только спустя много лет я узнал, что в ту пору на Украине решено было запустить сразу несколько кино- и телепроектов на темы «оранжевой революции». А революционерам, как известно, закон не писан. С тех пор я со всеми украинскими заказчиками — у меня там вышло несколько романов — работал только по стопроцентной предоплате. Вот такие галушки!
С тех пор рассказ «Пока святые маршируют» был много где опубликован, в том числе и в США — на родине джаза, что мне особенно приятно. Борис Стругацкий напечатал его в своём авторитетном журнале «Полдень. XXI век» как представителя «нового мира русской фантастики». Культовая передача «Модель для сборки» выпустила «Святых» в формате аудиокниги эксклюзивно для Samsung mp3 Club.
И только телесценарий, обладатель международных кинорегалий, не снят и по сей день. А ведь поначалу разговоры шли и о полном метре! Причин для этого я вижу немало, но главная из них, на мой взгляд — нежелание современных российских — а, может, и татарстанских! — режиссёров расширять свой сценарный кругозор, немножко оглядываться по сторонам, уметь находить интересные работы. И Голливуд, и американские авторы массовой литературы уже давно ставят своей задачей, прежде всего, рассказать и показать хорошую Историю. Ни в России, ни в татарстанском кино я такого стремления не вижу. Вместо желания поработать с хорошим литературным материалом режиссёры самозабвенно удовлетворяют собственные творческие амбиции, а что думают по этому поводу продюсеры — мне неведомо.
Простая киношная истина гласит: даже с хорошим сценарием кино испортить нетрудно. А вот с плохим сценарием хорошее кино сделать невозможно. Выводы по‑моему — очевидны.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев