Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧИТАЛКА

"Пожалуйста, трогать руками!"

Журнал "Казань", № 2, 2012 Создаётся Музей детства в Казани В Национальном музее Республики Татарстан с начала года реализуется оригинальный музейный проект «Игрушки и игры нашего детства», в рамках которого проходит акция «Игрушка: собираем, храним, играем». Каждый, кто придёт в музей со старинной раритетной или любой другой игрушкой, с которой...

Журнал "Казань", № 2, 2012

Создаётся Музей детства в Казани

В Национальном музее Республики Татарстан с начала года реализуется оригинальный музейный проект «Игрушки и игры нашего детства», в рамках которого проходит акция «Игрушка: собираем, храним, играем».

Каждый, кто придёт в музей со старинной раритетной или любой другой игрушкой, с которой у него связана какая-нибудь интересная история, получит возможность познакомиться с экспозицией Национального музея бесплатно.

Идея создать в Казани свой Музей детства, истории игр и игрушки начала воплощаться в жизнь с презентации книги «Музей детства в Казани». Автор-составитель сборника, член Союза российских писателей, главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова на протяжении трёх лет вела на страницах своей газеты одноимённый конкурс.

А ещё, помню, как начинал стаивать снег, на просохших участках во дворе мы играли в «чижа». Я был тогда настолько мал, что и не знал, что есть такие птицы - чижи. Для меня и сейчас слово «чиж» - это такая заострённая с двух концов четырёхгранная палочка. Я и с римскими цифрами, кстати, впервые познакомился благодаря той игре.

В нынешних дворах дети в игры не играют. Дети нынче сидят за компьютерами и режутся в «стрелялки», в лучшем случае, в «стратегии». А вырастая, гоняют по улицам на машинах, думая, что сидят дома за монитором. Да и дворов теперь, где детям можно было бы играть, не осталось, заставлены автомобилями.

Идея создать в Казани свой Музей детства, истории игр и игрушки начала воплощаться в жизнь с презентации книги «Музей детства в Казани». Автор-составитель сборника, член Союза российских писателей, главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова на протяжении трёх лет вела на страницах своей газеты одноимённый конкурс. Читатели рассказывали об играх своего детства, своих любимых игрушках, о том, какие истории приключались с ними в детстве. Их рассказы легли в основу книги, которая вышла в свет в Татарском книжном издательстве в конце 2011 года при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.

- Когда я была в Швеции, то всю группу привела в стокгольмский Юнибакен - музей, где оживают герои сказок Астрид Линдгрен, автора историй о Малыше, Карлсоне и Пеппи Длинный чулок,- вспоминает Венера Якупова.- Концепция музея: «Пожалуйста, можно трогать руками!» Детям здесь разрешено всё! Они и их родители весело проводят время среди сказочных интерьеров и героев сказок. Кроме того, через игру дети изучают традиции своего народа. У любого городского ребёнка есть прекрасная возможность побывать в роли сельского жителя: «подоить» корову, помахать вилами, попилить доски, забить гвозди. Неудивительно, что в праздничные дни тут бывает до трёх тысяч посетителей. Такие музеи интересны не только детям, но и их родителям, у которых появляется прекрасная возможность активного отдыха с детьми в любое время года. И я задумалась: почему такого интерактивного музея, где можно не только отдохнуть всей семьёй, но и че-му-то обучиться, нет в Казани? Почему современные дети всё больше времени проводят у телевизоров и компьютеров? И эта наша книга - первый шаг к созданию настоящего музея детства в Казани.

В книге дано описание ста тридцати двух игр, и это далеко не полный перечень того, во что играли татарстанцы, прежде чем стать взрослыми. Сборник станет хорошим помощником для воспитателей детских садов, учителей младших классов, сотрудников оздоровительных лагерей и центров внешкольной работы.

В одном из залов Национального музея развёрнута выставка народных и городских игрушек со второй половины XIX века до советского времени (из фондов музея). С тёплыми напутственными словами в адрес авторов книги и участников нового музейного проекта обратились генеральный директор Национального музея Гульчачак Назипова и заместитель руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Фарит Шагиахметов.

Надеемся, вышедшая книга и новый музейный проект вдохновят руководителей республики и города Казани на создание нового музея. Возможно, ему найдется место в новом театре кукол?

Игры - это часть народной культуры. Через игрушки можно узнать, каким было прошлое наших предков. Утратив эти милые забавы, мы рискуем потерять главное в себе. Или в виртуале веселее?

Воронин Александр Геннадьевич - председатель Казанской городской организации
Союза российских писателей.


Косолапый друг

Сколько себя помню, он всегда был со мной, мой мишка - жёлтенькая шёрстка, розовые лапки. Его подарили моей маме на годовщину моего рождения. Это было в 1964 году. Его добрый взгляд сопровождает меня всю жизнь. Он на многих семейных фотографиях. На одной из них мне пять лет: я сижу в обнимку с ним рядом со своим другом на санках. Зима, снег, мы такие маленькие, весёлые…
Моей семье приходилось много переезжать из квартиры в квартиру, из города в город. Везде и всегда мишка был со мной. Если мои подруги начинали играть в куклы, я играла только с ним, хотя у меня тоже были куклы. Но мишка, он как ребёнок - милый, доверчивый. Его хотелось обнять, прижать к себе и так стоять долго-долго. В детстве я часто с ним засыпала - положишь его на подушку, покроешь одеялом, и кажется, что рядом лежит живое существо. Сон приходил быстро, и снились удивительные истории…

И вот я повзрослела; у меня появился сын. У него были другие игрушки, и мне подумалось - зачем нам этот мишка?! Старые игрушки, в том числе и его, отвезли на дачу. В домике посадили мишку на полку и забыли о нём. Так я предала моего друга.

Прошло двадцать лет. В прошлом году я вспомнила о своей любимой игрушке. Мне стало так стыдно, так горько! Привезли мишку обратно. Какая это была встреча! Я никогда не думала, что игрушка может доставить столько радости! Расчувствовавшись, попросила у мишки прощения за то, что оставила его одного. И мне показалось, он меня простил.

Вымыла, высушила, расчесала любимую игрушку. Оставив все дела, я целый день вязала ему одежду, потому что за столько лет шёрстка у мишки немного испортилась. Но глаза его остались такими же - добрыми и лучистыми.

Сегодня он сидит в нашем доме на самом видном месте.

Недавно мы переехали на новую квартиру. Накануне переезда я внесла в новое жилище первым своего любимца детства. Этим летом ему исполнилось сорок пять лет.

Недавно к моему сыну приходил друг с маленьким ребёнком. Я дала малышу нашего любимца поиграть. Он обнял косолапого и, довольный, ходил с ним по квартире. А я подумала: мишка ещё пригодится моим внукам. Пусть они растут, играя
с ним - с талисманом нашего семейного счастья, ведь он вобрал в себя всю доброту и счастье семьи!

Ирина Кузьмина. Казань


Съедобное - несъедобное

Помню, как играли мы в детском саду. «Кашу едят?» - спрашивал водящий, кидая товарищу мяч, и тот, соглашаясь, ловил его. Если же кто-то нерасторопный или невнимательный хватал мячик при словах «Машу едят?», раздавался всеобщий хохот, и растяпа отправлялся водить. Не так просто быстро придумать«несъедобную» рифму к словам «рыба», «огурец», «картошка». Но нам удавалось!

«Я знаю пять имён…»

Ещё сложнее было, самонадеянно заявив: «Я знаю пять имён девочек», бить рукой по мячу, стараясь не упустить его, и приговаривать: «Катя - раз, Алена - два, Диляра - три, Гуля - четыре...» Проще всего перечислять имена подружек, а потом - друзей, ведь следующий посыл: «Я знаю пять имён мальчиков». Став школьниками, мы перечисляли таким образом названия городов и рек, фамилии писателей и т. д.

Мария Ермолаева. Казань


Чудовище

В детстве я жила в селе Новошешминск, в частном доме. Мне было лет шесть, когда кончилась война. Стояла осень, рано темнело, с огородов всё было убрано. И вот однажды вечером со двора в заднее окно постучали.
Я и моя старшая сестра вгляделись в окно и обомлели. На нас смотрело чудовище! Глаза горели красным огнём, изо рта торчал алый язык! Меня сковал страх. На вопрос старшей сестры:

- Кто это?

Я почему-то пискнула:

- Сталин!

Потом чудище исчезло. Мне, маленькой, ещё долго снилось, что к нашему дому кто-то подходит…
Фокус был прост. Брали тыкву, вырезали отверстие для глаз, носа и рта. В глаза вставляли красные тряпки, вырезали из бумаги красный язык и подсвечивали внутри тыквы свечкой или фонариком. Вот такой Хэллоуин я видела в детстве.

Зоя Николаевна Нефедова. Казань


Разный Ленин

В библиотеке женщина в очках спросила:

- Что ты хочешь почитать на этот раз?

- Сказки.

- А ещё?

- Сказки.

- Но те, которые я тебе предложила, ты уже читала.

Почитай книгу про Ленина.

- А я не люблю читать про Ленина.

Библиотекарь строго посмотрела на меня поверх очков.

Книжку я взяла, даже прочитала её, но она показалась мне неинтересной. Как и все в то время, я была воспитана на коммунистических идеях, как и все, была октябрёнком, примерной пионеркой и хорошей комсомолкой. Гордость за свою страну прочно сидела во мне с детских лет. Я была счастлива, что родилась и живу в нашей стране. Просто сказала библиотекарю правду. Помню, как любила слушать радиопередачу «Театр у микрофона». И вот однажды услышала такую постановку: «Где-то в городе, занятом фашистами, жил садовник. Каждый день он приходил к зданию, где располагалась немецкая комендатура, и выполнял свою нехитрую работу: рыхлил землю, сажал рассаду, поливал. Время шло, маленькие зелёные ростки набирали силу, живительная влага помогала им тянуться к солнцу. И вот наступил момент торжества: цветы распустились. Вся площадь перед зданием немецкой комендатуры полыхнула огнём, красота алых маков потрясала. Немцы тоже умеют ценить красоту. И комендант сам пожелал выразить благодарность садовнику за прекрасное украшение площади.

Но тут прогремел гром среди ясного неба. С высоты четвёртого этажа какой-то немецкий начальник увидел, что маками «написано» слово «Ленин» - оно пылало, алело, трепетало, бросало вызов немецким оккупантам.

Комендант был вне себя от ярости… Куда увели садовника? Конечно, на расстрел».

Эта инсценировка потрясла меня. Я рассказала услышанное отцу, и мы с ним тоже посадили цветы в виде слова «Ленин». Но не маки, а ноготки, цветы оранжевого цвета…

Жанна Коваленко. Казань

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев