«Сосна» не ушла, она всегда со мной
Каждый, наверное, помнит, что существовала такая мощная организация, как комсомол. И в каждой области, республике была своя молодёжная газета. У нас она называлась «Комсомолец Татарии». В ней в течение двадцати пяти лет мне посчастливилось работать: у нас трудились интересные люди и был хороший внештатный творческий актив.
Правда, мы получали немало безграмотных писем от людей, которые считали себя поэтами. Например, вспоминаются такие «перлы»:
Люби, подруга, радость жизни,
Природу и её красу.
Одной ногой я в коммунизме,
Другой - на жизненном посту.
Или другие строки:
Мы пройдем Кордереры и Альпы
И сымем с врагов своих скальпы.
Мы были обязаны отвечать на любую глупость, этого «счастья» лишены современные журналисты. Но в основном к нам приходили нормальные учащиеся, студенты, аспиранты, стихи которых мы с интересом читали и с удовольствием печатали.
Однажды студент геологического факультета Казанского университета Николай Беляев принёс в редакцию стихотворение «Сосна»:
Не всем, не всё на свете удаётся,
Но удалось - и словно с плеч гора.
Сосна росла, как в каменном колодце,
На дне глубокого двора.
Когда‑то и она от солнца слепла,
Но город рос, и таял древний бор.
Каким клочком ей заменили небо,
Каким гвоздём пришили к ней забор!
Опутали её домохозяйки
Надёжною верёвкой бельевой,
Своей любви бессмысленные знаки
Пацан царапал бритвочкой тупой.
Вот так и не жила, а вековала
И не ждала уже иной поры…
Но каждый раз весна атаковала
Потоком солнца души и дворы.
Мучительно оттаивали корни,
И было страшно в эту ночь, когда
Она в окне металась тенью чёрной,
Какой‑то новой силой налита…
А утром в комнату мою ломился
Языческий Ярило - бог весны.
Я рано встал и мало удивился,
Не обнаружив во дворе сосны.
Она ушла. Куда? Никто не знает.
Ушла, по лужам волоча бельё…
Она ушла, хоть так и не бывает.
Ушла и всё! Я счастлив за неё.
Пока я готовила к печати это стихотворение, оно мне врезалось в память навсегда. «Сосна» понравилась и в редакции, и читателям. А Коля продолжал приносить новые стихи. Учась на геофаке, на каникулах он часто помогал редакции: ездил в командировки, привозил стихотворные и прозаические репортажи со стройки КАМАЗа, из Нижнекамска. Мы с группой активистов выезжали в районы республики, встречались с читателями. Колины стихи всегда слушали с большим интересом. Беляев стал настоящим поэтом. Больше двадцати лет руководил поэтическим объединением «АРС» в университете. Участвуя в геологических экспедициях в Сибири, присылал нам оттуда стихи. Позднее был приглашён на работу в Союз писателей Татарии, где руководил отделом русской литературы. Под его доброй рукой выросло новое поколение молодых поэтов.
Много сделал Беляев как переводчик для знакомства русских читателей с татарской поэзией. Он переводил стихи Дэрдменда, Хади Такташа, Сибгата Хакима, Равиля Файзуллина…
В 2012 году увидела свет книга Николая Беляева «Поэма солнца» о казанском художнике Алексее Аникеенке. Сам автор определяет книгу как «провинциальную трагедию в магнитофонных записях, газетно‑журнальных вырезках, стихах и письмах». Эта книга - результат огромной исследовательской работы, которая длилась годы, и в готовом виде пролежала двадцать лет, но никто не брался её печатать. Книга эта - яркая история жизни современного нестандартного художника, непризнанного гения. Рукопись книги читали и одобряли многие, но только благодаря усилиям и финансовой поддержке казанского учёного Наиля Мансуровича Валеева книга была издана. Это - замечательный памятник другу Николая Беляева Алексею Аникеенку.
Как известно, талантливый человек талантлив во всём. Николай Беляев был самобытным художником‑самоучкой. Часто на пленэре они работали вместе с Алексеем Аникеенком. У Беляева вышло пятнадцать поэтических сборников, которые он, как и свои картины, дарил друзьям.
Говорят, природа отдыхает на детях. Недавно вышел сборник стихов дочери Николая Беляева Екатерины Беляевой‑Чернышёвой «Давай говорить за себя». Это значит, что поэтическая династия Беляевых продолжается.
Со стихами Николая Беляева я познакомила свою семью. Я, мой муж и дочери подружились с Николаем и его женой Вилорой Чернышёвой. Встречи наши не были частыми, но всегда приносили взаимную радость. Коля обязательно читал нам свои новые стихи. Моя младшая дочь в шестом классе написала сочинение на тему «Любимый поэт» о Николае Беляеве. Учительница удивилась, но поставила пятёрку. С тех пор в нашей семье Беляева называют «любимым поэтом».
К сожалению, по состоянию здоровья я не смогла проводить Колю в последний путь. Но тронувшая меня когда‑то беляевская «Сосна» всегда со мной.
Сальтина Надежда Андреевна - заслуженный работник культуры Татарстана.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев