Тайна стоит жизни
С тех пор, как Мария Петровна Метелева выписалась из больницы, у неё поселился другой квартирант — лейтенант Измайлов.
***
С тех пор, как Мария Петровна Метелева выписалась из больницы, у неё поселился другой квартирант — лейтенант Измайлов. Обосновался он в той самой комнате, где до недавнего времени проживал скоропостижно умерший снабженец. Мария Петровна тепло вспоминала о нём. Говорила, что с хорошими людьми эдак чаще всего случается.
Хозяйка редко выходила из своей комнаты, на улице почти не бывала: чувствовала себя ещё плохо. За больной ухаживала её сестра.
В последнее время Марию Петровну начала беспокоить бессонница. Сегодня с необычайной силой нахлынули воспоминания о погибшем сыне. Горестные думы так поглотили старушку, что она не слышала, как выходил в коридор из соседней комнаты Измайлов, чтобы проверить дверные запоры, его приглушённого покашливания. Не слышала, как хлопотала на кухне её сестра.
Наконец все угомонились. В коридоре поселилась вкрадчивая тишина.
Действие нашумевшего в 80-е годы прошлого века детектива Зуфара ФАТКУДИНОВА (1940–2019) разворачивается в местах, знакомых каждому жителю нашей республики. Несмотря на то, что Казань названа в тексте Светловолжском, а Свияжск — Святовском, места отчётливо узнаваемы. Публикуем отрывок из книги — и вместе отправляемся в погоню по старинным подземельям.
За стеной, у соседа, часы пробили два ночи. Мария Петровна закрыла глаза, но сон не шёл. Правда, настольную лампу она не выключила. В комнате царил полумрак. Она спала при свете. Сон, в конце концов, начал притуплять душевную боль. Сколько прошло времени, как заснула, она не знала. Проснулась от короткого звука. Ей показалось, что кто-то хотел постучать в дверь (дверь она запирала с внутренней стороны, по совету Измайлова), но передумал.
Послышался шорох. Она взглянула на дверь и оцепенела: белая рука, извиваясь как змея, медленно втягивалась в щель между дверью и косяком. Метелева изумилась: каким же образом открыли дверь, если в замочной скважине она оставила ключ? Когда чья-то рука, украшенная большим бриллиантовым перстнем, нащупала дверную цепочку, страх, как лютый холод, сковал её тело и мозг. Она не могла ни крикнуть, ни постучать в стенку, как ей наказывал лейтенант Измайлов.
Метелева смотрела на эту руку, как загипнотизированная, и ждала: вот-вот цепочка, не позволяющая полностью открыть дверь, будет снята. Вывел её из этого жуткого состояния зловещий кровавый отблеск, упавший от перстня. Затуманенное сознание молнией прорезало мысль: «Это же перстень умершего квартиранта Постнова! И рука его!»
Дикий вопль разорвал густую тишину:
— А-а-а!!! Помогите-е!!!
Обезумевшая от страха, с растрёпанными волосами женщина кинулась к окну, рванула створку рамы, но шпингалеты крепко её держали. Она ударила руками по окну: посыпались стёкла.
Тут Метелева вспомнила об Измайлове.
В тот миг, когда она метнулась от окна к стене, в коридоре гулко ухнули выстрелы. Мария Петровна не знала, что через дверь стреляли в неё. Она из последних сил забарабанила окровавленными руками о стену, за которой находился Измайлов.
Услышав крик, Измайлов кинулся к двери, откинул крючок, но дверь не открылась! Кто-то замкнул её с той стороны. Изо всех сил рванул дверь на себя — безрезультатно. Выхватил из кармана «ТТ» и выстрелил в петлю двери. В коридоре начали стрелять — контрразведчик отпрянул к стене. Сквозь грохот пальбы послышался стук в стенку.
Измайлов выстрелил в другую дверную петлю, просунул пальцы в щель поверх двери и с силой потянул на себя. Дверь отошла от косяка, посыпались шурупы: пули с «мясом» вырвали из тонкой филенчатой двери половинки петель.
И тут до лейтенанта донеслось, как хлопнула коридорная дверь. Он выскочил в коридор, вмиг очутился у двери, пулей вылетел на лестничную площадку, огляделся и понёсся вниз, как расшалившийся не в меру школьник, не разбирая ступенек.
Измайлов нырнул в уличную темень. Встал, переводя дыхание. Слышны были лишь слабые порывы ветра да шелест листьев выстроившихся в ряд берёз. Чёрная ширма ночи надёжно скрывали от глаз всё окружающее. Он бросился к ближайшему углу дома, выбежал на дорогу. Однако пустынная улица заставила его тотчас же вернуться назад.
Прибывшая оперативная группа с собакой многое проясняла. Установили: неизвестный проник в квартиру, используя дубликаты ключей. А дверная цепочка оказалась каким-то образом снятой. Контрразведчики гадали: откуда же враг узнал, что в квартире находится посторонний человек.
Лейтенант Зарипов высказал догадку: «Когда я вошёл в эту квартиру — почувствовал, что кто‑то из жильцов — курильщик. Табачный дым стоек — некурящий может учуять его и через сутки. Ну, а поскольку здесь живут женщины, вывод сделать нетрудно».
Собака взяла след. К изумлению Измайлова, проводник с собакой направился вверх по лестнице.
«Выходит, когда я, как ошалелый, нёсся вниз, преступник с усмешкой смотрел мне в затылок?» — с горечью подумал Измайлов.
Следы вели к люку на чердак. Он оказался открытым, хотя накануне — Измайлов проверял — там висел увесистый замок. На пыльном чердаке обнаружили следы. Майор Стеклов присел на корточки, смерил след линейкой и недоверчиво присвистнул:
— Тридцать седьмой размер. Похоже, женщина!.. Что-то не то. Может, это старый след? — Он посмотрел на проводника.
Тот решительно покачал головой:
— Свежий, товарищ майор. Иначе бы Тобик не взял его.
След привёл к слуховому окну. Выбрались на крышу. По ней перешли на другой дом. Следы привели к пожарной лестнице. Собака уверенно взяла след, вывела в переулок и закрутилась на месте. На песке виднелись чёткие отпечатки тех же женских ног, которые были обнаружены на чердаке соседнего дома.
— На машине, видно, отъехала, — высказал предположение проводник, показывая на след автомобиля.
Теперь уже ни у кого не было сомнений: ночью в гости к Метелевой приходила женщина.
— Почему же она хотела убить Метелеву? — спросил Галямов, сидя напротив полковника Нурбанова.
— Не будем гадать, Марс Ахметович, — ответил тот. — Допросим вот Метелеву — многое прояснится. Но одно, по-моему, сейчас ясно: отравление в больнице отнюдь не случайно. Кто-то упорно, с большим риском для себя пытается убрать эту бедную женщину. Видимо, она знает нечто такое, что кого-то страшит.
— Всего скорее, этим неизвестным является её бывший квартирант, — предположил Галямов.
— Пожалуй, что так... Поездка Жукова в Магнитогорск тоже кое-что прояснит.
Около девяти утра прибыл Стеклов. И уже с порога:
— Любопытные вещи творятся на этом свете! — Он поочерёдно за руку поздоровался с Нурбановым, Галямовым и присел на краешек стула. Достал из папки исписанные листки и продолжил: — Вот протокол допроса потерпевшей.
— Как её самочувствие? Не нужно ли чем-нибудь помочь? — спросил Нурбанов.
— Чувствует сносно. Поранила руки изрядно. Устроили мы её в отдельную палату...
Майор положил на стол перед Нурбановым бумаги и кратко пояснил, что перстень, который Метелева видела нынешней ночью на таинственной руке, принадлежит её бывшему постояльцу Постнову. Она как-то без стука вошла в комнату квартиранта, а он в это время переодевался. Постнов схватил лежавшие на стуле брюки и прижал их к груди. Из брюк выпал перстень с большим камнем с красными прожилками. Метелева поспешно вышла из комнаты. А раньше она видела у Постнова большое родимое пятно на левой руке. Вот по этим приметам она и признала — вроде как ожил покойник-то.
— Она раньше не замечала, какую обувь носит Постнов? — оторвался от бумаг подполковник.
— Нет, не замечала. Это отражено в протоколе допроса.
— Я вот о чём думаю, — заметил Стеклов, — не тот ли это перстень, что носил атаман Мефодий? Ведь в Гурьеве мой старший товарищ рассказывал о неком большом бриллиантовом перстне с огненно-красным отблеском, в котором якобы заключена большая тайна.
— Такие перстни — редкость, — подчеркнул Галямов. — Будучи следователем, мне много приходилось заниматься делами, связанными с драгоценностями, но я никогда не видел подобных ювелирных изделий. На этот счёт я переговорю со специалистами.
— Такая справка нам не будет излишней, — поддержал его Нурбанов. — Что касается связи между атаманом Мефодием и этим перстнем, который видела Метелева, то определённости здесь пока не видно. Но исключать подобную возможность нельзя. — И обращаясь к Галямову: — Кстати, как обстоят дела с отдельным поручением по отцу Викентию?
Галямов сказал, что из Костромы пришёл ответ, из которого явствует: Волковский Викентий Александрович заправлял приходами Галического уезда Костромской губернии с 1892 по 1894 год. Последующие два года служил в костромском Ипатьевском монастыре. Имел двоих детей: сына и дочь. В конце 1896 года по решению святейшего Синода направлен настоятелем Волжского монастыря в Святовск.
— А место и год рождения детей Волковского неизвестны?
— Нет, Михаил Иванович.
— Маловато. Но всё-таки они жили в Костроме, Может быть, отсюда и взят ключ к шифру, который связан с историей этого города? Теперь вот перстень выплыл на поверхность... — размышлял Нурбанов.
Старейшина местных ювелиров Касиев заявил, что вкрапление в бриллиантовые камни красок или цветной эмали обычно не практикуется в ювелирном искусстве. Оправы подобных драгоценных камней изготовляются из золота и специально цветовой фон под бриллиантовые камни в перстнях не делают. Считают — и справедливо — что бриллиант в красках не нуждается.
— Подобных перстней с бриллиантовыми камнями, о коих вы, Марс Ахметович, говорите, — резюмировал ювелир, — я не видел. Правда, я читал в одной старинной книге, посвящённой ювелирному искусству, что в средние века одному епископу римско-католической церкви был изготовлен перстень с гранёным бриллиантом — гробом, под которым в виде фона красовался чёрный крест. Так что перстень с крестом красного цвета — это, надо полагать, уникальный случай.
Когда ювелир ушёл, Галямов сказал Стеклову:
— Нельзя, видимо, действительно исключать того, что перстень атамана Мефодия каким-то неведомым образом перекочевал к Постнову.
— Да... Этот перстень мне не даёт покоя с самого Гурьева, — ответил Стеклов. — Подождём сообщения Жукова. Ведь оно покажет: обозналась от страха Метелева или нет.
В обед пришла телеграмма от Жукова.
Товарищу Нурбанову.
Заболевший наш знакомый жив. Нуждается в уходе.
Жуков.
Прочитав её, Нурбанов отдал распоряжение: немедленно составить словесный портрет Постнова, бывшего квартиранта Метелевой, и срочно ознакомить с ним всех сотрудников, работавших по этому делу. В числе особых примет разыскиваемого значилось: родимое пятно величиной с копеечную монету чуть выше запястья левой руки.
К вечеру неожиданно налетел ветер, закрутил в спирали пыль, загудел в проводах. И сразу стало темно, как ночью. Доносились далёкие раскаты грома. Вспышек молнии ещё не было видно. Посвежевший ветер врывался в раскрытое окно, надувал шторы, как паруса. Полковник Нурбанов закрыл окна. Посмотрел на часы: к 17:30 вызвал Закирова для доклада.
Тот явился вовремя, но с покрасневшим лицом и запыхавшись.
— Чем порадуете, Ильдар Махмудович? — спросил Нурбанов. — Теперь вы у нас как свет в окошке.
Закиров слегка сконфузился и начал докладывать. После того как почтальон Шугаев сунул в свою сумку коричневый конверт, его не выпускали из виду. Полагали, что он передаёт информацию обычным, так сказать, естественным для него путём — как поч
тальон. Правда, трудно верить в то, что в одном маленьком микрорайоне, который по долгу службы обходит почтальон, оказались и источник информации, и её потребитель. Этот потребитель мог, конечно, объявиться там, но не раньше, как была завербована Зеленская, то есть приблизительно весной. Вот и проверили, кто в это время поселился в этом районе. Шли и по другому пути: кто со второго квартала выписал корреспонденцию — ведь, скажем, в газете легче передавать информацию. Они выходят регулярно, не то, что письма. И, наконец, вынуждены были уточнить, какие именно дома обслуживает Шугаев. Не забредает ли он, как блудливый козёл, в чужой огород.
— В общем, наши потуги во всех этих направлениях оказались тщетными. Однако в поведении Шугаева насторожил один момент. Зачем, спрашивается, старому человеку, который за день набегается до упаду, совершать длительные утомительные прогулки? Он устаёт и с десяток раз присаживается на скамейки. На прогулки неизменно выходит с тростью.
— А как разносит корреспонденцию?
— Ходит без трости. Да, по-моему, она ему и не нужна.
Нурбанов поинтересовался, как часто и где Шугаев устраивает прогулки. Спрашивал подробно о трости. Посоветовал особенно быть бдительным в местах отдыха почтальона. Может, в какой-нибудь скамейке устроен тайник? Рассказал, какие бывают трости: трости-ружья, трости-тайники, трости-ножи.
Потом подполковник достал из ящика стола телеграмму и подал её Захарову:
— Ознакомьтесь.
Старший лейтенант прочёл:
«Наркому НКВД автономной республики тов. Рахматуллину.
Шугаев Шавкат, 1881 г. рождения, уроженец г. Оренбурга, работал в депо железнодорожной станции обходчиком с 1902 по 1916 год. В июле 1916 г. призван в действующую армию. Согласно данным архива бывшего военного ведомства погиб 11 декабря 1916 г.
Начальник НКВД г. Оренбурга А. Григорьев.»
— Значит, в декабре шестнадцатого появилась живая тень погибшего Шугаева? — произнёс Закиров, не отрываясь от телеграммы.
— Не обязательно с декабря. Документами убитого могли воспользоваться значительно позже.
Закиров почесал затылок.
— Н-да... Что за субъект этот почтальон? Может, это «тринадцатый»? Ведь в шифровке, адресованной Мефодию, предлагали использовать некоего агента под этим номером.
— Может быть... — задумчиво ответил полковник. — Но не нужно забывать о воскресшем Постнове. Это весьма активная фигура, с повадками матёрого волка.
— Товарищ полковник, а чья это агентура действует здесь?
— По всей вероятности, германская.
— Многие сейчас обеспокоены, товарищ полковник, что немцы после выхода к Ла-Маншу повернут оглобли на Восток, на нашу страну, — неожиданно сказал Закиров.
— Продвижение фашизма теперь можно остановить только силой, — мрачно ответил Нурбанов. — Реальная сила в Европе, которая может противостоять фашизму — это наша страна.
— Значит, вопрос времени... — нахмурился Закиров.
— Да. Война — вопрос времени... Но тут у нас уже идёт, Ильдар Махмудович, своя война. А она, как мне кажется, движется к развязке. И поэтому прошу вас приложить максимум усилий. — Нурбанов убрал телеграмму в стол и добавил: — Хотя можно было вам этого и не говорить.
За окном ярко сверкнуло, и тотчас ударил гром.
— И вот ещё что, Ильдар Махмудович. Обо всех мелочах информировать меня лично.
***
Мефодию.
Форсируйте операцию. Контрразведка может выйти через провалившихся уголовников на тринадцатого или на женщину. Возможно, их нащупали. Проверьте.
Штольц.
Шифровка была неожиданной для всех и для Нурбанова тоже. И без того натянутые, как электрические провода, нервы у него испытывали в этот день большое напряжение. Невидимый Штольц чувствовал ситуацию.
Нурбанов метался по кабинету. В голове роились мысли.
В 18.45 доложили: «Зеленская сунула конверт за почтовый ящик на двери её квартиры».
19.07. «Конверт изъят почтальоном Шугаевым. Взамен его Шугаев бросил в ящик толстый конверт, похоже — пачку денег и газету».
19.35. «Почту вытащила из ящика Зеленская».
В 20.10 позвонил Закиров, который сообщил, что конверт, полученный от Зеленской, почтальон на этот раз сунул в карман и при разноске корреспонденции из кармана не вытаскивал. Значит, адресат, которому предназначен этот конверт, проживает не в этом микрорайоне, и, стало быть, информацию Шугаев передает не при исполнении обязанностей, а всего скорее на досуге.
В 21.40 сотрудник технического отдела Хайретдинов сообщил, что почтальону Шугаеву позвонили неопределённым голосом (как пояснил он, то ли мужчина женским голосом, то ли женщина мужским голосом). Интересовались здоровьем почтальона и предложили сходить завтра в кинотеатр «Родина», который находится рядом с четвёртой сапожной мастерской на восемнадцатичасовой сеанс. Звонили из автомата с автовокзала.
Спокойно слушавший это сообщение полковник Нурбанов вдруг устремился к телефону:
— Справочная автовокзала?! Скажите, пожалуйста, есть ли автобус до Святовска с 21.30 до 22.00 часов?
Пауза.
— В 21.45.
Нурбанов посмотрел на часы: «Уже отправился. Послать погоню? Поздно. Агент успеет доехать до посёлка».
В 23.10 позвонил нарком НКВД республики генерал Рахматуллин. Нурбанов доложил ему обстановку. Нарком посоветовал послать в Святовский посёлок машину с двумя оперативниками: организовать ночное дежурство в самом монастыре. Днём в числе рабочих‑реставраторов в монастыре работал лейтенант Денисов.
На следующий день Шугаев позвонил на работу и сообщил, что заболел. Около двух часов дня он появился на улице и, опираясь на трость, направился в поликлинику. Оттуда поехал на автовокзал. Приобрёл билет за один рубль десять копеек и пошёл в ближайший продовольственный магазин: купил поллитровку водки и закуски.
«Для кого это он купил билет?» — мысленно задал себе вопрос Закиров.
Около 16.30 Шугаев занял место в автобусе, следовавшем до Святовского посёлка.
«Вот это да! — удивился Закиров. — Значит, он сам едет. А как же встреча в кинотеатре? Видимо, в восемнадцать часов он встречается с кем-то, но в другом месте. Потом... когда неизвестное лицо звонило Шугаеву, в разговоре упомянули четвёртую мастерскую. Цифра четыре, наверное, обозначает условное место встречи... Ну, посмотрим...»
Закиров вместе с пассажирами направился к автобусу.
Шугаев сошёл в Святовском посёлке. Расположился на лужайке, недалеко от Волжского монастыря. Залпом осушил стакан водки, пожевал и тихонько потащился к монастырю. Присел на скамейку прямо напротив жилого здания, находящегося за высокой и толстой стеной крепости-монастыря. Просидев битый час, ровно в 18.00 Шугаев зашагал во двор монастыря, изредка оглядываясь.
На огромном дворе монументально высились многочисленные белокаменные соборы и звонницы. Недалеко от главной звонницы, почти примыкавшей к братскому корпусу, сиротливо прижалась к земле скамейка. Её-то и облюбовал Шугаев. Он снял пиджак, вытащил недопитую бутылку, взглянул на двойные Екатерининские ворота, откуда только что сам появился, выпил. Мутным взглядом окинул Зелёную башню, архиерейский корпус и уставился на вагончик реставраторов-ремонтников, который приткнулся к монастырской стене. Почтальон подошёл к вагончику, обошёл его, внимательно посмотрел на висячий замок и остановился. Осмотрелся. Вытащил свёрток и сунул его под толстые, пахнущие смолой доски. Вернулся к скамейке. Посидев ещё немного, Шугаев двинулся к пристани и восьмичасовым трамвайчиком вернулся в Светловолжск.
Ремонт монастыря как памятника культуры начали в 1939 году и предполагалось закончить работы на следующий год летом. В ходе ремонта сооружений монастыря жильцов из монашеских келий братского корпуса переселили в новый дом. Архиерейский корпус оставался заселённым: в посёлке не хватало жилья.
С тех пор, как вражеская агентура начала шнырять вокруг посёлка и Волжского монастыря, контрразведчики стали уделять внимание бывшим офицерам царской армии и чиновникам, проживавшим в архиерейском корпусе. Некоторые из них вызывали подозрения в связях с иностранной разведкой. Вот тогда-то и было решено: включать состав рабочих-реставраторов, работавших непосредственно в монастыре, оперативника. Нужно было выяснить: не появляется ли здесь Варев? Приметы его были известны.
После того как «ожил» Постнов, не исключали возможности встретить его в посёлке или в монастыре. А со вчерашнего дня, кроме того, ввели ночное дежурство: для этого было удобное место — вагончик реставраторов, где хранились инструменты и ценные строительные материалы. Два маленьких окна размером чуть больше кирпича выходили в разные стороны. Можно было вести наблюдение и через щель в двери.
Дежурившие в этот день контрразведчики Матыгулин и Вильданов видели, как Шугаев прятал свёрток. Вильданову показалось, что в тот момент, когда Шугаев вставал со скамьи, ручка трости стала намного тоньше.
— С чего бы это? — зашептал он на ухо Матыгулину.
Тот пожал плечами.
— Может, то, что здесь прятал под досками, — просто финт ушами? — не унимался Вильданов. — А на самом деле собака зарыта под скамейкой?
— Посмотрим, — неопределённо отозвался в темноте Матыгулин. — Ясно одно: надо смотреть в оба туда и сюда.
Темнота во двор монастыря опускалась поначалу нехотя: небо к вечеру начало очищаться от облаков. Лучи скрывшегося за горизонтом солнца цеплялись за жидкие перистые облака. Но вскоре и они растворились в тёмной бездне неба. Выступили слабые звёзды. Где-то к полуночи на небо выкатилась почти круглая луна. Монастырский двор, пересекаемый причудливыми тенями соборов и сторожевых башен, застыл. Лишь изредка тишину прогоняли ночные сверчки.
Контрразведчики по очереди наблюдали за монастырским двором. Но пока никто не появлялся ни у скамейки, ни у досок.
Лейтенант Матыгулин уже было задремал, когда Вильданов толкнул его в бок:
— Тагир, ты слышишь, какой-то странный звук доносится от главной звонницы.
Тот встрепенулся. Прислушался и прошептал:
— Кажется, никого...
— Да ты проснись! — горячо зашептал Вильданов. — Приложи ухо к щели.
Матыгулин вновь прислушался:
— Скрежет железа что ли?
— Вот именно. Кажется, кто-то пилой орудует. Звук доносится со стороны главной монастырской звонницы.
Вскоре всё стихло. Вильданов взглянул на боковое зарешёченное окошечко звонницы и застыл в удивлении: там были видны сполохи огня.
— Смотри на звонницу, — произнёс он. — Откуда там огонь? Вход ведь заперт.
Вильданов на ощупь двинулся к двери.
— Ты куда? — удивился Матыгулин.
— Как куда? — тихо отозвался тот. — Надо проверить. Не черти ж это... Кто-то туда пробрался...
— Выходить нельзя! Может, это нарочно делают: проверяют, нет ли наблюдения.
Тем временем свет в оконце померк и через некоторое время совсем исчез. Оба до боли в глазах всматривались в темноту: не выйдет ли кто из звонницы, хотя на толстых кованых дверях её висел замок.
Оба контрразведчика гадали: каким же образом неизвестный, словно призрак, оказался внутри звонницы, ведь они обязательно увидели бы появление человека. И что ночью нужно кому-то в этом сооружении монастыря?
Луна, пройдя по небу полукруг, исчезла. Вскоре стало светать. Утром пришли рабочие. Среди них был и лейтенант Денисов.
В обед в вагончике остался Вильданов, а Матыгулин вместе с рабочим ушёл в поселковую столовую. Там он доложил результаты ночного наблюдения прибывшему в Святовск майору Галямову.
— А вам не показалось? — усомнился майор. И улыбнувшись: — Может, со страха?..
— Да что вы, товарищ майор, — обеспокоился Матыгулин, — собственными глазами видели. И слышали...
— Ну, хорошо. Будем так и считать, как вы доложили. А теперь езжайте отдыхать: всё-таки сутки не спали.
— Товарищ майор, — взмолился Матыгулин, — разрешите мне и сегодня на ночь остаться?
Но майор, сославшись на график дежурства, отказал ему. Увидев, как тот расстроился, суховатый Галямов неожиданно напомнил ему, как маленькому, историю про Конька-горбунка:
— Даже в сказках сторожат по очереди, товарищ лейтенант, а вы хотите за всех... — Но, немного подумав, добавил: — Хорошо. Сейчас идите отдыхать. На ночь заступите вместе с Жуковым дежурить с внешней стороны монастыря в районе кладбища.
К ним подошёл Стеклов. Поздоровавшись, он пригласил их пойти к дочери, проживавшей здесь в Святовске, в бывшем родительском доме.
Матыгулин отправился спать в соседнюю комнату.
Усевшись у окна, Стеклов сказал:
— Есть кое-какие данные, Марс Ахметович. По поручению Михаила Ивановича — вы, конечно, в курсе, — мы изрядно потрудились в светловолжских и местном архивах. Наводили справки о некоторых жильцах архиерейского корпуса. На четвёртом этаже в квартире № 24 поселился некто Григорин, приехавший из Сибири в прошлом году. Возникает вопрос, каким образом только что приехавший человек получает квартиру? Ведь люди стоят в очереди по нескольку лет. Работает он в Светловолжске, часто меняет работу и разъезжает по разным городам. Одним словом, сомнительная личность.
Потом он вытащил из папки план архиерейского корпуса, датированный 1764 годом. Архиерейский корпус, по его словам, перестраивался. Перестройка коснулась внутреннего интерьера, были кое-где переделаны перегородки. Короче: до перестройки и после архиерейские покои оставались неизменными. А жил сам архимандрит на втором этаже. Стеклов ткнул пальцем в план.
— Вот она, опочивальня отца Викентия. Она сейчас занята жильцами квартиры № 5 Шарафетдиновой и Розовой.
Майор отложил бумаги в сторону и произнёс:
— Решили на всякий случай проверить и их. Оказалось, Розова проживает в этой квартире с двадцать пятого года. А вот Шарафетдинова — с конца тридцать восьмого. Она обменяла двухкомнатную московскую квартиру на две комнаты в коммуналке. С чего бы это? Ведь она могла выменять на свою квартиру целые хоромы в Светловолжске или, тем более, здесь.
— А где она родилась? — спросил вдруг оживившийся Галямов.
— На Урале, в Нижнем Тагиле.
— Стало быть, нельзя объяснить этот шаг любовью к родным местам?
— Выходит, что нет. К тому же зачем женщине не христианской веры рваться в монастырь, вернее, поселяться на его территории?
— Да... — задумчиво произнёс Галямов, посматривая на башни монастыря. — К этой Шарафетдиновой надо срочно присмотреться.
Оба замолчали. Каждый, о чём-то думая, смотрел в окно, где перед взором высилась громада монастыря.
Волжский монастырь и примыкавший к нему Святовский посёлок возвышались над широкой гладью реки. Золотые купола монастыря горели на солнце, как маяки, и виднелись на многие вёрсты. До революции в престольные праздники, особенно в Пасху, причаливали сюда пароходы с гостями из соседних губерний. Наезжали и представители духовенства из Петербурга. Окрестности монастыря и улицы посёлка — тогда уездного городка — заполняла праздничная пёстрая толпа. Двухсотпудовый колокол, ровесник монастыря, издавал густой, тягучий, как мёд, звук, который далеко разносился по полям и волжским просторам, проникал в лесные чащи. Звук его заглушал на время молитвы и смех, песни и кабацкую ругань.
После праздников Святовск снова превращался в захолустье, каких было великое множество на окраинах Российской империи — с кривыми улочками, покосившимися домами, грязью, пылью, беспробудным пьянством.
Многое из всего этого видел Стеклов. И всякий раз, когда он смотрел на монастырь, вспоминал разные эпизоды из далёкого детства и юности, годы гражданской войны. Незаметно для себя мысли его возвращались к сегодняшним дням. Он тяжело вздохнул и сказал Галямову:
— Этот монастырь у меня вызывает двойственное чувство: с одной стороны, дорог как памятник прошлого, тесно связанный с моими предками, с другой — как заноза в сердце. — Майор досадливо махнул рукой: — Ну её к лешему, эту занозу! И говорить о ней не хочется. Давайте-ка лучше обмозгуем, где людей расставим. Монастырь-то вон ведь какой...
К вечеру все уже были на местах. В вагончике остались Денисов и Измайлов. Рафкат Измайлов долго не мог привыкнуть к запаху краски, которая тут хранилась. Жаловался на головную боль. Но, в конце концов, появившееся невесть откуда нервное напряжение заставило забыть обо всём.
После того как стемнело и из-за туч выглянула луна, в вагончике стало прохладно. Измайлов прошептал: «Вот теперь благодать, вместе с жарой и запах улетучился». Он ещё о чём-то шептал, но Денисов уже не слышал: до него донёсся со стороны звонницы звук упавшего предмета. Оба смотрели в ту сторону. Луна, как назло, нырнула в тучу.
Сгорбленная чёрная фигура, словно тень, оторвалась от стены и бесшумно поплыла к скамейке. Измайлов сжал рукоятку пистолета. Денисов коснулся плеча Измайлова:
— Пошли.
Поочерёдно быстро вылезли из вагончика через люк, сделанный в полу.
Тем временем еле заметный силуэт уже находился у скамейки.
Денисов, пригнувшись, двинулся вдоль монастырской стены к звоннице. Он должен был опередить этот ночной призрак и задержать его.
Задача Измайлова была отрезать путь возможного ухода шпиона через Екатерининские ворота или к архиерейскому корпусу.
Выглянула луна, и ровный свет бесстрастно обнажил монастырские сооружения и двор. Чёрная фигура метнулась со скамейки к архиерейскому дому.
Денисов понял: его заметили. И он бросился за мужчиной, вытаскивая оружие.
— Стой! — крикнул он звонким голосом. — Стреляю!
Наперерез врагу рванулся Измайлов. В сложившейся ситуации шпиону деваться было некуда: бежать можно было лишь вправо, а там церковь да высокая монастырская стена.
Чёрная фигура в кепке с лицом, завязанным тёмным платком, метнулась к церкви Преображения.
Сухо треснул выстрел — это, не поворачиваясь, на звук выстрелил враг. Денисов, словно споткнулся, покатился по земле.
Измайлов дважды полыхнул в темноте из своего «ТТ», стараясь попасть в ноги противнику. Но тот добежал до церкви и юркнул в дверь.
Контрразведчик, ожидая выстрела, начал петлять. Но преследуемый не стрелял, и Измайлов благополучно добрался до входа. Как только открыл дверь — пуля цвикнула у самого уха.
Измайлов растянулся на каменном полу, больно ударившись коленками. Под внушительными сводами церкви торжествовала густая чернота. Лишь в маленькие зарешёченные церковные окошки скудно проникал лунный свет, расплывавшийся на полу чуть заметными жёлтыми пятнами, и что-либо различить было трудно. Когда он попытался ползти, грянул выстрел, гулко отдаваясь под каменными сводами. Пуля, выбив сноп искр, шлёпнулась о кирпичную стену.
«Никуда ты теперь не уйдёшь, — подумал Измайлов, лёжа на полу. — Дверь-то одна».
Из дальнего конца зала вдруг послышался какой‑то странный звук, очень сходный с тем, какой исходит при вращении мельничных жерновов.
«Что за чертовщина! — удивился Измайлов. — Уж не слуховые ли галлюцинации от напряжения? А, может, здесь есть ещё какой-то выход, никому неизвестный?» При этой мысли он пополз по-пластунски в направлении звуков.
В голове снова заметалась мысль: «Чем же это он может издавать такие звуки? В помещении ничего нет».
Тут Измайлов вспомнил о фонарике. Поднял его над собой — яркий луч выхватил на противоположной стене потускневшие образы святых апостолов. И тут от неожиданности он замер: один из святых — самый крайний — медленно двигался!
Раздались выстрелы.
Лейтенант выключил фонарик и покатился по полу, — решил сменить позицию.
Измайлов сразу не мог толком понять происходящее. В памяти всплыли рассказы о таинственности монастыря, о появлении гроба на колокольне в ночное время, о привидениях на кладбище, о чудесах исчезновения атамана Мефодия и гибели красного разведчика в этом храме.
«Ерунда всё это», — мысленно сказал себе Рафкат, скорее взбадривая себя, чем опровергая услышанное.
Измайлов был уже близок к разгадке увиденного, когда хлопнула сзади дверь. Он оглянулся, направив туда луч фонаря.
Это было его ошибкой: он невольно осветил себя и дал возможность противнику прицельно выстрелить.
Звук выстрела слился с пронзительной болью в теле. В помутившемся сознании пронеслась горькая мысль: «Неужели снова прошляпил? Неужели проиграл? — И, страх совсем улетучился, оставив место равнодушию. — Так глупо всё получилось, а главное — бесполезно. Бесполезно, говоришь? — Измайлов встрепенулся. — Ну нет! Эту сволочь я должен достать. Должен». Он собрал все свои силы. Поднялся и, покачиваясь, сделал несколько шагов.
Вдруг в глаза ударил пучок света. Свет струился почему-то из-за стены, точнее, из невесть откуда образовавшегося проёма в стене, на которой были изображены печальные лики двенадцати апостолов.
«Значит, один из апостолов скрывает вход в тайное убежище, — мелькнула в затуманенном сознании догадка. — Вот как исчезал атаман Мефодий!»
Измайлов не слышал голоса Денисова, который крикнул ему: «Ложись!» Он не стал прятаться — знал: тогда не хватит сил подняться и дойти до цели. А он очень хотел дойти. Предчувствуя, что в него будут стрелять, Рафкат поднял слабеющей рукой оружие и выстрелил в проём.
Грянул ответный выстрел — его толкнуло в грудь.
«Вот и всё, — почему-то отчётливо пронеслось в сознании лейтенанта. — Убит. А как же мать?! Ведь она не переживёт! Ой, мама! Прости меня! Я не подумал о тебе. Но я иначе не мог. Мама...»
Он дошёл до стены и упал в зияющий проём. До гаснувшего сознания донёсся женский визг: «Женщина?.. Откуда она здесь?.. Ах, это мама... Мама моя... Не плачь, родная...»
Измайлов уже не почувствовал, как упавшая сверху толстая решётка, похожая на большие вилы, пронзила его тело — он был мёртв. Не слышал он и того, как где-то далеко под землёй протяжно загудел колокол.
***
С тех пор, как Мария Петровна Метелева выписалась из больницы, у неё поселился другой квартирант — лейтенант Измайлов. Обосновался он в той самой комнате, где до недавнего времени проживал скоропостижно умерший снабженец. Мария Петровна тепло вспоминала о нём. Говорила, что с хорошими людьми эдак чаще всего случается.
Хозяйка редко выходила из своей комнаты, на улице почти не бывала: чувствовала себя ещё плохо. За больной ухаживала её сестра.
В последнее время Марию Петровну начала беспокоить бессонница. Сегодня с необычайной силой нахлынули воспоминания о погибшем сыне. Горестные думы так поглотили старушку, что она не слышала, как выходил в коридор из соседней комнаты Измайлов, чтобы проверить дверные запоры, его приглушённого покашливания. Не слышала, как хлопотала на кухне её сестра.
Наконец все угомонились. В коридоре поселилась вкрадчивая тишина.
За стеной, у соседа, часы пробили два ночи. Мария Петровна закрыла глаза, но сон не шёл. Правда, настольную лампу она не выключила. В комнате царил полумрак. Она спала при свете. Сон, в конце концов, начал притуплять душевную боль. Сколько прошло времени, как заснула, она не знала. Проснулась от короткого звука. Ей показалось, что кто-то хотел постучать в дверь (дверь она запирала с внутренней стороны, по совету Измайлова), но передумал.
Послышался шорох. Она взглянула на дверь и оцепенела: белая рука, извиваясь как змея, медленно втягивалась в щель между дверью и косяком. Метелева изумилась: каким же образом открыли дверь, если в замочной скважине она оставила ключ? Когда чья-то рука, украшенная большим бриллиантовым перстнем, нащупала дверную цепочку, страх, как лютый холод, сковал её тело и мозг. Она не могла ни крикнуть, ни постучать в стенку, как ей наказывал лейтенант Измайлов.
Метелева смотрела на эту руку, как загипнотизированная, и ждала: вот-вот цепочка, не позволяющая полностью открыть дверь, будет снята. Вывел её из этого жуткого состояния зловещий кровавый отблеск, упавший от перстня. Затуманенное сознание молнией прорезало мысль: «Это же перстень умершего квартиранта Постнова! И рука его!»
Дикий вопль разорвал густую тишину:
— А-а-а!!! Помогите-е!!!
Обезумевшая от страха, с растрёпанными волосами женщина кинулась к окну, рванула створку рамы, но шпингалеты крепко её держали. Она ударила руками по окну: посыпались стёкла.
Тут Метелева вспомнила об Измайлове.
В тот миг, когда она метнулась от окна к стене, в коридоре гулко ухнули выстрелы. Мария Петровна не знала, что через дверь стреляли в неё. Она из последних сил забарабанила окровавленными руками о стену, за которой находился Измайлов.
Услышав крик, Измайлов кинулся к двери, откинул крючок, но дверь не открылась! Кто-то замкнул её с той стороны. Изо всех сил рванул дверь на себя — безрезультатно. Выхватил из кармана «ТТ» и выстрелил в петлю двери. В коридоре начали стрелять — контрразведчик отпрянул к стене. Сквозь грохот пальбы послышался стук в стенку.
Измайлов выстрелил в другую дверную петлю, просунул пальцы в щель поверх двери и с силой потянул на себя. Дверь отошла от косяка, посыпались шурупы: пули с «мясом» вырвали из тонкой филенчатой двери половинки петель.
И тут до лейтенанта донеслось, как хлопнула коридорная дверь. Он выскочил в коридор, вмиг очутился у двери, пулей вылетел на лестничную площадку, огляделся и понёсся вниз, как расшалившийся не в меру школьник, не разбирая ступенек.
Измайлов нырнул в уличную темень. Встал, переводя дыхание. Слышны были лишь слабые порывы ветра да шелест листьев выстроившихся в ряд берёз. Чёрная ширма ночи надёжно скрывали от глаз всё окружающее. Он бросился к ближайшему углу дома, выбежал на дорогу. Однако пустынная улица заставила его тотчас же вернуться назад.
Прибывшая оперативная группа с собакой многое проясняла. Установили: неизвестный проник в квартиру, используя дубликаты ключей. А дверная цепочка оказалась каким-то образом снятой. Контрразведчики гадали: откуда же враг узнал, что в квартире находится посторонний человек.
Лейтенант Зарипов высказал догадку: «Когда я вошёл в эту квартиру — почувствовал, что кто‑то из жильцов — курильщик. Табачный дым стоек — некурящий может учуять его и через сутки. Ну, а поскольку здесь живут женщины, вывод сделать нетрудно».
Собака взяла след. К изумлению Измайлова, проводник с собакой направился вверх по лестнице.
«Выходит, когда я, как ошалелый, нёсся вниз, преступник с усмешкой смотрел мне в затылок?» — с горечью подумал Измайлов.
Следы вели к люку на чердак. Он оказался открытым, хотя накануне — Измайлов проверял — там висел увесистый замок. На пыльном чердаке обнаружили следы. Майор Стеклов присел на корточки, смерил след линейкой и недоверчиво присвистнул:
— Тридцать седьмой размер. Похоже, женщина!.. Что-то не то. Может, это старый след? — Он посмотрел на проводника.
Тот решительно покачал головой:
— Свежий, товарищ майор. Иначе бы Тобик не взял его.
След привёл к слуховому окну. Выбрались на крышу. По ней перешли на другой дом. Следы привели к пожарной лестнице. Собака уверенно взяла след, вывела в переулок и закрутилась на месте. На песке виднелись чёткие отпечатки тех же женских ног, которые были обнаружены на чердаке соседнего дома.
— На машине, видно, отъехала, — высказал предположение проводник, показывая на след автомобиля.
Теперь уже ни у кого не было сомнений: ночью в гости к Метелевой приходила женщина.
— Почему же она хотела убить Метелеву? — спросил Галямов, сидя напротив полковника Нурбанова.
— Не будем гадать, Марс Ахметович, — ответил тот. — Допросим вот Метелеву — многое прояснится. Но одно, по-моему, сейчас ясно: отравление в больнице отнюдь не случайно. Кто-то упорно, с большим риском для себя пытается убрать эту бедную женщину. Видимо, она знает нечто такое, что кого-то страшит.
— Всего скорее, этим неизвестным является её бывший квартирант, — предположил Галямов.
— Пожалуй, что так... Поездка Жукова в Магнитогорск тоже кое-что прояснит.
Около девяти утра прибыл Стеклов. И уже с порога:
— Любопытные вещи творятся на этом свете! — Он поочерёдно за руку поздоровался с Нурбановым, Галямовым и присел на краешек стула. Достал из папки исписанные листки и продолжил: — Вот протокол допроса потерпевшей.
— Как её самочувствие? Не нужно ли чем-нибудь помочь? — спросил Нурбанов.
— Чувствует сносно. Поранила руки изрядно. Устроили мы её в отдельную палату...
Майор положил на стол перед Нурбановым бумаги и кратко пояснил, что перстень, который Метелева видела нынешней ночью на таинственной руке, принадлежит её бывшему постояльцу Постнову. Она как-то без стука вошла в комнату квартиранта, а он в это время переодевался. Постнов схватил лежавшие на стуле брюки и прижал их к груди. Из брюк выпал перстень с большим камнем с красными прожилками. Метелева поспешно вышла из комнаты. А раньше она видела у Постнова большое родимое пятно на левой руке. Вот по этим приметам она и признала — вроде как ожил покойник-то.
— Она раньше не замечала, какую обувь носит Постнов? — оторвался от бумаг подполковник.
— Нет, не замечала. Это отражено в протоколе допроса.
— Я вот о чём думаю, — заметил Стеклов, — не тот ли это перстень, что носил атаман Мефодий? Ведь в Гурьеве мой старший товарищ рассказывал о неком большом бриллиантовом перстне с огненно-красным отблеском, в котором якобы заключена большая тайна.
— Такие перстни — редкость, — подчеркнул Галямов. — Будучи следователем, мне много приходилось заниматься делами, связанными с драгоценностями, но я никогда не видел подобных ювелирных изделий. На этот счёт я переговорю со специалистами.
— Такая справка нам не будет излишней, — поддержал его Нурбанов. — Что касается связи между атаманом Мефодием и этим перстнем, который видела Метелева, то определённости здесь пока не видно. Но исключать подобную возможность нельзя. — И обращаясь к Галямову: — Кстати, как обстоят дела с отдельным поручением по отцу Викентию?
Галямов сказал, что из Костромы пришёл ответ, из которого явствует: Волковский Викентий Александрович заправлял приходами Галического уезда Костромской губернии с 1892 по 1894 год. Последующие два года служил в костромском Ипатьевском монастыре. Имел двоих детей: сына и дочь. В конце 1896 года по решению святейшего Синода направлен настоятелем Волжского монастыря в Святовск.
— А место и год рождения детей Волковского неизвестны?
— Нет, Михаил Иванович.
— Маловато. Но всё-таки они жили в Костроме, Может быть, отсюда и взят ключ к шифру, который связан с историей этого города? Теперь вот перстень выплыл на поверхность... — размышлял Нурбанов.
Старейшина местных ювелиров Касиев заявил, что вкрапление в бриллиантовые камни красок или цветной эмали обычно не практикуется в ювелирном искусстве. Оправы подобных драгоценных камней изготовляются из золота и специально цветовой фон под бриллиантовые камни в перстнях не делают. Считают — и справедливо — что бриллиант в красках не нуждается.
— Подобных перстней с бриллиантовыми камнями, о коих вы, Марс Ахметович, говорите, — резюмировал ювелир, — я не видел. Правда, я читал в одной старинной книге, посвящённой ювелирному искусству, что в средние века одному епископу римско-католической церкви был изготовлен перстень с гранёным бриллиантом — гробом, под которым в виде фона красовался чёрный крест. Так что перстень с крестом красного цвета — это, надо полагать, уникальный случай.
Когда ювелир ушёл, Галямов сказал Стеклову:
— Нельзя, видимо, действительно исключать того, что перстень атамана Мефодия каким-то неведомым образом перекочевал к Постнову.
— Да... Этот перстень мне не даёт покоя с самого Гурьева, — ответил Стеклов. — Подождём сообщения Жукова. Ведь оно покажет: обозналась от страха Метелева или нет.
В обед пришла телеграмма от Жукова.
Товарищу Нурбанову.
Заболевший наш знакомый жив. Нуждается в уходе.
Жуков.
Прочитав её, Нурбанов отдал распоряжение: немедленно составить словесный портрет Постнова, бывшего квартиранта Метелевой, и срочно ознакомить с ним всех сотрудников, работавших по этому делу. В числе особых примет разыскиваемого значилось: родимое пятно величиной с копеечную монету чуть выше запястья левой руки.
К вечеру неожиданно налетел ветер, закрутил в спирали пыль, загудел в проводах. И сразу стало темно, как ночью. Доносились далёкие раскаты грома. Вспышек молнии ещё не было видно. Посвежевший ветер врывался в раскрытое окно, надувал шторы, как паруса. Полковник Нурбанов закрыл окна. Посмотрел на часы: к 17:30 вызвал Закирова для доклада.
Тот явился вовремя, но с покрасневшим лицом и запыхавшись.
— Чем порадуете, Ильдар Махмудович? — спросил Нурбанов. — Теперь вы у нас как свет в окошке.
Закиров слегка сконфузился и начал докладывать. После того как почтальон Шугаев сунул в свою сумку коричневый конверт, его не выпускали из виду. Полагали, что он передаёт информацию обычным, так сказать, естественным для него путём — как поч
тальон. Правда, трудно верить в то, что в одном маленьком микрорайоне, который по долгу службы обходит почтальон, оказались и источник информации, и её потребитель. Этот потребитель мог, конечно, объявиться там, но не раньше, как была завербована Зеленская, то есть приблизительно весной. Вот и проверили, кто в это время поселился в этом районе. Шли и по другому пути: кто со второго квартала выписал корреспонденцию — ведь, скажем, в газете легче передавать информацию. Они выходят регулярно, не то, что письма. И, наконец, вынуждены были уточнить, какие именно дома обслуживает Шугаев. Не забредает ли он, как блудливый козёл, в чужой огород.
— В общем, наши потуги во всех этих направлениях оказались тщетными. Однако в поведении Шугаева насторожил один момент. Зачем, спрашивается, старому человеку, который за день набегается до упаду, совершать длительные утомительные прогулки? Он устаёт и с десяток раз присаживается на скамейки. На прогулки неизменно выходит с тростью.
— А как разносит корреспонденцию?
— Ходит без трости. Да, по-моему, она ему и не нужна.
Нурбанов поинтересовался, как часто и где Шугаев устраивает прогулки. Спрашивал подробно о трости. Посоветовал особенно быть бдительным в местах отдыха почтальона. Может, в какой-нибудь скамейке устроен тайник? Рассказал, какие бывают трости: трости-ружья, трости-тайники, трости-ножи.
Потом подполковник достал из ящика стола телеграмму и подал её Захарову:
— Ознакомьтесь.
Старший лейтенант прочёл:
«Наркому НКВД автономной республики тов. Рахматуллину.
Шугаев Шавкат, 1881 г. рождения, уроженец г. Оренбурга, работал в депо железнодорожной станции обходчиком с 1902 по 1916 год. В июле 1916 г. призван в действующую армию. Согласно данным архива бывшего военного ведомства погиб 11 декабря 1916 г.
Начальник НКВД г. Оренбурга А. Григорьев.»
— Значит, в декабре шестнадцатого появилась живая тень погибшего Шугаева? — произнёс Закиров, не отрываясь от телеграммы.
— Не обязательно с декабря. Документами убитого могли воспользоваться значительно позже.
Закиров почесал затылок.
— Н-да... Что за субъект этот почтальон? Может, это «тринадцатый»? Ведь в шифровке, адресованной Мефодию, предлагали использовать некоего агента под этим номером.
— Может быть... — задумчиво ответил полковник. — Но не нужно забывать о воскресшем Постнове. Это весьма активная фигура, с повадками матёрого волка.
— Товарищ полковник, а чья это агентура действует здесь?
— По всей вероятности, германская.
— Многие сейчас обеспокоены, товарищ полковник, что немцы после выхода к Ла-Маншу повернут оглобли на Восток, на нашу страну, — неожиданно сказал Закиров.
— Продвижение фашизма теперь можно остановить только силой, — мрачно ответил Нурбанов. — Реальная сила в Европе, которая может противостоять фашизму — это наша страна.
— Значит, вопрос времени... — нахмурился Закиров.
— Да. Война — вопрос времени... Но тут у нас уже идёт, Ильдар Махмудович, своя война. А она, как мне кажется, движется к развязке. И поэтому прошу вас приложить максимум усилий. — Нурбанов убрал телеграмму в стол и добавил: — Хотя можно было вам этого и не говорить.
За окном ярко сверкнуло, и тотчас ударил гром.
— И вот ещё что, Ильдар Махмудович. Обо всех мелочах информировать меня лично.
***
Мефодию.
Форсируйте операцию. Контрразведка может выйти через провалившихся уголовников на тринадцатого или на женщину. Возможно, их нащупали. Проверьте.
Штольц.
Шифровка была неожиданной для всех и для Нурбанова тоже. И без того натянутые, как электрические провода, нервы у него испытывали в этот день большое напряжение. Невидимый Штольц чувствовал ситуацию.
Нурбанов метался по кабинету. В голове роились мысли.
В 18.45 доложили: «Зеленская сунула конверт за почтовый ящик на двери её квартиры».
19.07. «Конверт изъят почтальоном Шугаевым. Взамен его Шугаев бросил в ящик толстый конверт, похоже — пачку денег и газету».
19.35. «Почту вытащила из ящика Зеленская».
В 20.10 позвонил Закиров, который сообщил, что конверт, полученный от Зеленской, почтальон на этот раз сунул в карман и при разноске корреспонденции из кармана не вытаскивал. Значит, адресат, которому предназначен этот конверт, проживает не в этом микрорайоне, и, стало быть, информацию Шугаев передает не при исполнении обязанностей, а всего скорее на досуге.
В 21.40 сотрудник технического отдела Хайретдинов сообщил, что почтальону Шугаеву позвонили неопределённым голосом (как пояснил он, то ли мужчина женским голосом, то ли женщина мужским голосом). Интересовались здоровьем почтальона и предложили сходить завтра в кинотеатр «Родина», который находится рядом с четвёртой сапожной мастерской на восемнадцатичасовой сеанс. Звонили из автомата с автовокзала.
Спокойно слушавший это сообщение полковник Нурбанов вдруг устремился к телефону:
— Справочная автовокзала?! Скажите, пожалуйста, есть ли автобус до Святовска с 21.30 до 22.00 часов?
Пауза.
— В 21.45.
Нурбанов посмотрел на часы: «Уже отправился. Послать погоню? Поздно. Агент успеет доехать до посёлка».
В 23.10 позвонил нарком НКВД республики генерал Рахматуллин. Нурбанов доложил ему обстановку. Нарком посоветовал послать в Святовский посёлок машину с двумя оперативниками: организовать ночное дежурство в самом монастыре. Днём в числе рабочих‑реставраторов в монастыре работал лейтенант Денисов.
На следующий день Шугаев позвонил на работу и сообщил, что заболел. Около двух часов дня он появился на улице и, опираясь на трость, направился в поликлинику. Оттуда поехал на автовокзал. Приобрёл билет за один рубль десять копеек и пошёл в ближайший продовольственный магазин: купил поллитровку водки и закуски.
«Для кого это он купил билет?» — мысленно задал себе вопрос Закиров.
Около 16.30 Шугаев занял место в автобусе, следовавшем до Святовского посёлка.
«Вот это да! — удивился Закиров. — Значит, он сам едет. А как же встреча в кинотеатре? Видимо, в восемнадцать часов он встречается с кем-то, но в другом месте. Потом... когда неизвестное лицо звонило Шугаеву, в разговоре упомянули четвёртую мастерскую. Цифра четыре, наверное, обозначает условное место встречи... Ну, посмотрим...»
Закиров вместе с пассажирами направился к автобусу.
Шугаев сошёл в Святовском посёлке. Расположился на лужайке, недалеко от Волжского монастыря. Залпом осушил стакан водки, пожевал и тихонько потащился к монастырю. Присел на скамейку прямо напротив жилого здания, находящегося за высокой и толстой стеной крепости-монастыря. Просидев битый час, ровно в 18.00 Шугаев зашагал во двор монастыря, изредка оглядываясь.
На огромном дворе монументально высились многочисленные белокаменные соборы и звонницы. Недалеко от главной звонницы, почти примыкавшей к братскому корпусу, сиротливо прижалась к земле скамейка. Её-то и облюбовал Шугаев. Он снял пиджак, вытащил недопитую бутылку, взглянул на двойные Екатерининские ворота, откуда только что сам появился, выпил. Мутным взглядом окинул Зелёную башню, архиерейский корпус и уставился на вагончик реставраторов-ремонтников, который приткнулся к монастырской стене. Почтальон подошёл к вагончику, обошёл его, внимательно посмотрел на висячий замок и остановился. Осмотрелся. Вытащил свёрток и сунул его под толстые, пахнущие смолой доски. Вернулся к скамейке. Посидев ещё немного, Шугаев двинулся к пристани и восьмичасовым трамвайчиком вернулся в Светловолжск.
Ремонт монастыря как памятника культуры начали в 1939 году и предполагалось закончить работы на следующий год летом. В ходе ремонта сооружений монастыря жильцов из монашеских келий братского корпуса переселили в новый дом. Архиерейский корпус оставался заселённым: в посёлке не хватало жилья.
С тех пор, как вражеская агентура начала шнырять вокруг посёлка и Волжского монастыря, контрразведчики стали уделять внимание бывшим офицерам царской армии и чиновникам, проживавшим в архиерейском корпусе. Некоторые из них вызывали подозрения в связях с иностранной разведкой. Вот тогда-то и было решено: включать состав рабочих-реставраторов, работавших непосредственно в монастыре, оперативника. Нужно было выяснить: не появляется ли здесь Варев? Приметы его были известны.
После того как «ожил» Постнов, не исключали возможности встретить его в посёлке или в монастыре. А со вчерашнего дня, кроме того, ввели ночное дежурство: для этого было удобное место — вагончик реставраторов, где хранились инструменты и ценные строительные материалы. Два маленьких окна размером чуть больше кирпича выходили в разные стороны. Можно было вести наблюдение и через щель в двери.
Дежурившие в этот день контрразведчики Матыгулин и Вильданов видели, как Шугаев прятал свёрток. Вильданову показалось, что в тот момент, когда Шугаев вставал со скамьи, ручка трости стала намного тоньше.
— С чего бы это? — зашептал он на ухо Матыгулину.
Тот пожал плечами.
— Может, то, что здесь прятал под досками, — просто финт ушами? — не унимался Вильданов. — А на самом деле собака зарыта под скамейкой?
— Посмотрим, — неопределённо отозвался в темноте Матыгулин. — Ясно одно: надо смотреть в оба туда и сюда.
Темнота во двор монастыря опускалась поначалу нехотя: небо к вечеру начало очищаться от облаков. Лучи скрывшегося за горизонтом солнца цеплялись за жидкие перистые облака. Но вскоре и они растворились в тёмной бездне неба. Выступили слабые звёзды. Где-то к полуночи на небо выкатилась почти круглая луна. Монастырский двор, пересекаемый причудливыми тенями соборов и сторожевых башен, застыл. Лишь изредка тишину прогоняли ночные сверчки.
Контрразведчики по очереди наблюдали за монастырским двором. Но пока никто не появлялся ни у скамейки, ни у досок.
Лейтенант Матыгулин уже было задремал, когда Вильданов толкнул его в бок:
— Тагир, ты слышишь, какой-то странный звук доносится от главной звонницы.
Тот встрепенулся. Прислушался и прошептал:
— Кажется, никого...
— Да ты проснись! — горячо зашептал Вильданов. — Приложи ухо к щели.
Матыгулин вновь прислушался:
— Скрежет железа что ли?
— Вот именно. Кажется, кто-то пилой орудует. Звук доносится со стороны главной монастырской звонницы.
Вскоре всё стихло. Вильданов взглянул на боковое зарешёченное окошечко звонницы и застыл в удивлении: там были видны сполохи огня.
— Смотри на звонницу, — произнёс он. — Откуда там огонь? Вход ведь заперт.
Вильданов на ощупь двинулся к двери.
— Ты куда? — удивился Матыгулин.
— Как куда? — тихо отозвался тот. — Надо проверить. Не черти ж это... Кто-то туда пробрался...
— Выходить нельзя! Может, это нарочно делают: проверяют, нет ли наблюдения.
Тем временем свет в оконце померк и через некоторое время совсем исчез. Оба до боли в глазах всматривались в темноту: не выйдет ли кто из звонницы, хотя на толстых кованых дверях её висел замок.
Оба контрразведчика гадали: каким же образом неизвестный, словно призрак, оказался внутри звонницы, ведь они обязательно увидели бы появление человека. И что ночью нужно кому-то в этом сооружении монастыря?
Луна, пройдя по небу полукруг, исчезла. Вскоре стало светать. Утром пришли рабочие. Среди них был и лейтенант Денисов.
В обед в вагончике остался Вильданов, а Матыгулин вместе с рабочим ушёл в поселковую столовую. Там он доложил результаты ночного наблюдения прибывшему в Святовск майору Галямову.
— А вам не показалось? — усомнился майор. И улыбнувшись: — Может, со страха?..
— Да что вы, товарищ майор, — обеспокоился Матыгулин, — собственными глазами видели. И слышали...
— Ну, хорошо. Будем так и считать, как вы доложили. А теперь езжайте отдыхать: всё-таки сутки не спали.
— Товарищ майор, — взмолился Матыгулин, — разрешите мне и сегодня на ночь остаться?
Но майор, сославшись на график дежурства, отказал ему. Увидев, как тот расстроился, суховатый Галямов неожиданно напомнил ему, как маленькому, историю про Конька-горбунка:
— Даже в сказках сторожат по очереди, товарищ лейтенант, а вы хотите за всех... — Но, немного подумав, добавил: — Хорошо. Сейчас идите отдыхать. На ночь заступите вместе с Жуковым дежурить с внешней стороны монастыря в районе кладбища.
К ним подошёл Стеклов. Поздоровавшись, он пригласил их пойти к дочери, проживавшей здесь в Святовске, в бывшем родительском доме.
Матыгулин отправился спать в соседнюю комнату.
Усевшись у окна, Стеклов сказал:
— Есть кое-какие данные, Марс Ахметович. По поручению Михаила Ивановича — вы, конечно, в курсе, — мы изрядно потрудились в светловолжских и местном архивах. Наводили справки о некоторых жильцах архиерейского корпуса. На четвёртом этаже в квартире № 24 поселился некто Григорин, приехавший из Сибири в прошлом году. Возникает вопрос, каким образом только что приехавший человек получает квартиру? Ведь люди стоят в очереди по нескольку лет. Работает он в Светловолжске, часто меняет работу и разъезжает по разным городам. Одним словом, сомнительная личность.
Потом он вытащил из папки план архиерейского корпуса, датированный 1764 годом. Архиерейский корпус, по его словам, перестраивался. Перестройка коснулась внутреннего интерьера, были кое-где переделаны перегородки. Короче: до перестройки и после архиерейские покои оставались неизменными. А жил сам архимандрит на втором этаже. Стеклов ткнул пальцем в план.
— Вот она, опочивальня отца Викентия. Она сейчас занята жильцами квартиры № 5 Шарафетдиновой и Розовой.
Майор отложил бумаги в сторону и произнёс:
— Решили на всякий случай проверить и их. Оказалось, Розова проживает в этой квартире с двадцать пятого года. А вот Шарафетдинова — с конца тридцать восьмого. Она обменяла двухкомнатную московскую квартиру на две комнаты в коммуналке. С чего бы это? Ведь она могла выменять на свою квартиру целые хоромы в Светловолжске или, тем более, здесь.
— А где она родилась? — спросил вдруг оживившийся Галямов.
— На Урале, в Нижнем Тагиле.
— Стало быть, нельзя объяснить этот шаг любовью к родным местам?
— Выходит, что нет. К тому же зачем женщине не христианской веры рваться в монастырь, вернее, поселяться на его территории?
— Да... — задумчиво произнёс Галямов, посматривая на башни монастыря. — К этой Шарафетдиновой надо срочно присмотреться.
Оба замолчали. Каждый, о чём-то думая, смотрел в окно, где перед взором высилась громада монастыря.
Волжский монастырь и примыкавший к нему Святовский посёлок возвышались над широкой гладью реки. Золотые купола монастыря горели на солнце, как маяки, и виднелись на многие вёрсты. До революции в престольные праздники, особенно в Пасху, причаливали сюда пароходы с гостями из соседних губерний. Наезжали и представители духовенства из Петербурга. Окрестности монастыря и улицы посёлка — тогда уездного городка — заполняла праздничная пёстрая толпа. Двухсотпудовый колокол, ровесник монастыря, издавал густой, тягучий, как мёд, звук, который далеко разносился по полям и волжским просторам, проникал в лесные чащи. Звук его заглушал на время молитвы и смех, песни и кабацкую ругань.
После праздников Святовск снова превращался в захолустье, каких было великое множество на окраинах Российской империи — с кривыми улочками, покосившимися домами, грязью, пылью, беспробудным пьянством.
Многое из всего этого видел Стеклов. И всякий раз, когда он смотрел на монастырь, вспоминал разные эпизоды из далёкого детства и юности, годы гражданской войны. Незаметно для себя мысли его возвращались к сегодняшним дням. Он тяжело вздохнул и сказал Галямову:
— Этот монастырь у меня вызывает двойственное чувство: с одной стороны, дорог как памятник прошлого, тесно связанный с моими предками, с другой — как заноза в сердце. — Майор досадливо махнул рукой: — Ну её к лешему, эту занозу! И говорить о ней не хочется. Давайте-ка лучше обмозгуем, где людей расставим. Монастырь-то вон ведь какой...
К вечеру все уже были на местах. В вагончике остались Денисов и Измайлов. Рафкат Измайлов долго не мог привыкнуть к запаху краски, которая тут хранилась. Жаловался на головную боль. Но, в конце концов, появившееся невесть откуда нервное напряжение заставило забыть обо всём.
После того как стемнело и из-за туч выглянула луна, в вагончике стало прохладно. Измайлов прошептал: «Вот теперь благодать, вместе с жарой и запах улетучился». Он ещё о чём-то шептал, но Денисов уже не слышал: до него донёсся со стороны звонницы звук упавшего предмета. Оба смотрели в ту сторону. Луна, как назло, нырнула в тучу.
Сгорбленная чёрная фигура, словно тень, оторвалась от стены и бесшумно поплыла к скамейке. Измайлов сжал рукоятку пистолета. Денисов коснулся плеча Измайлова:
— Пошли.
Поочерёдно быстро вылезли из вагончика через люк, сделанный в полу.
Тем временем еле заметный силуэт уже находился у скамейки.
Денисов, пригнувшись, двинулся вдоль монастырской стены к звоннице. Он должен был опередить этот ночной призрак и задержать его.
Задача Измайлова была отрезать путь возможного ухода шпиона через Екатерининские ворота или к архиерейскому корпусу.
Выглянула луна, и ровный свет бесстрастно обнажил монастырские сооружения и двор. Чёрная фигура метнулась со скамейки к архиерейскому дому.
Денисов понял: его заметили. И он бросился за мужчиной, вытаскивая оружие.
— Стой! — крикнул он звонким голосом. — Стреляю!
Наперерез врагу рванулся Измайлов. В сложившейся ситуации шпиону деваться было некуда: бежать можно было лишь вправо, а там церковь да высокая монастырская стена.
Чёрная фигура в кепке с лицом, завязанным тёмным платком, метнулась к церкви Преображения.
Сухо треснул выстрел — это, не поворачиваясь, на звук выстрелил враг. Денисов, словно споткнулся, покатился по земле.
Измайлов дважды полыхнул в темноте из своего «ТТ», стараясь попасть в ноги противнику. Но тот добежал до церкви и юркнул в дверь.
Контрразведчик, ожидая выстрела, начал петлять. Но преследуемый не стрелял, и Измайлов благополучно добрался до входа. Как только открыл дверь — пуля цвикнула у самого уха.
Измайлов растянулся на каменном полу, больно ударившись коленками. Под внушительными сводами церкви торжествовала густая чернота. Лишь в маленькие зарешёченные церковные окошки скудно проникал лунный свет, расплывавшийся на полу чуть заметными жёлтыми пятнами, и что-либо различить было трудно. Когда он попытался ползти, грянул выстрел, гулко отдаваясь под каменными сводами. Пуля, выбив сноп искр, шлёпнулась о кирпичную стену.
«Никуда ты теперь не уйдёшь, — подумал Измайлов, лёжа на полу. — Дверь-то одна».
Из дальнего конца зала вдруг послышался какой‑то странный звук, очень сходный с тем, какой исходит при вращении мельничных жерновов.
«Что за чертовщина! — удивился Измайлов. — Уж не слуховые ли галлюцинации от напряжения? А, может, здесь есть ещё какой-то выход, никому неизвестный?» При этой мысли он пополз по-пластунски в направлении звуков.
В голове снова заметалась мысль: «Чем же это он может издавать такие звуки? В помещении ничего нет».
Тут Измайлов вспомнил о фонарике. Поднял его над собой — яркий луч выхватил на противоположной стене потускневшие образы святых апостолов. И тут от неожиданности он замер: один из святых — самый крайний — медленно двигался!
Раздались выстрелы.
Лейтенант выключил фонарик и покатился по полу, — решил сменить позицию.
Измайлов сразу не мог толком понять происходящее. В памяти всплыли рассказы о таинственности монастыря, о появлении гроба на колокольне в ночное время, о привидениях на кладбище, о чудесах исчезновения атамана Мефодия и гибели красного разведчика в этом храме.
«Ерунда всё это», — мысленно сказал себе Рафкат, скорее взбадривая себя, чем опровергая услышанное.
Измайлов был уже близок к разгадке увиденного, когда хлопнула сзади дверь. Он оглянулся, направив туда луч фонаря.
Это было его ошибкой: он невольно осветил себя и дал возможность противнику прицельно выстрелить.
Звук выстрела слился с пронзительной болью в теле. В помутившемся сознании пронеслась горькая мысль: «Неужели снова прошляпил? Неужели проиграл? — И, страх совсем улетучился, оставив место равнодушию. — Так глупо всё получилось, а главное — бесполезно. Бесполезно, говоришь? — Измайлов встрепенулся. — Ну нет! Эту сволочь я должен достать. Должен». Он собрал все свои силы. Поднялся и, покачиваясь, сделал несколько шагов.
Вдруг в глаза ударил пучок света. Свет струился почему-то из-за стены, точнее, из невесть откуда образовавшегося проёма в стене, на которой были изображены печальные лики двенадцати апостолов.
«Значит, один из апостолов скрывает вход в тайное убежище, — мелькнула в затуманенном сознании догадка. — Вот как исчезал атаман Мефодий!»
Измайлов не слышал голоса Денисова, который крикнул ему: «Ложись!» Он не стал прятаться — знал: тогда не хватит сил подняться и дойти до цели. А он очень хотел дойти. Предчувствуя, что в него будут стрелять, Рафкат поднял слабеющей рукой оружие и выстрелил в проём.
Грянул ответный выстрел — его толкнуло в грудь.
«Вот и всё, — почему-то отчётливо пронеслось в сознании лейтенанта. — Убит. А как же мать?! Ведь она не переживёт! Ой, мама! Прости меня! Я не подумал о тебе. Но я иначе не мог. Мама...»
Он дошёл до стены и упал в зияющий проём. До гаснувшего сознания донёсся женский визг: «Женщина?.. Откуда она здесь?.. Ах, это мама... Мама моя... Не плачь, родная...»
Измайлов уже не почувствовал, как упавшая сверху толстая решётка, похожая на большие вилы, пронзила его тело — он был мёртв. Не слышал он и того, как где-то далеко под землёй протяжно загудел колокол.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев