Главное здание музея изобразительных искусств открылось после капитальной реконструкции
Завершившийся в нынешнем году ремонт здания можно назвать беспрецедентными по своему масштабу за всю белее чем вековую его историю.
Аутентика и высокие технологии
Завершившийся в нынешнем году ремонт здания можно назвать беспрецедентными по своему масштабу за всю белее чем вековую его историю. Работы велись в несколько этапов: ещё к Универсиаде был частично отремонтирован фасад, в 2017 году выполнен ремонт сложнейшей по своей конструкции кровли. Работы внутри заняли около двух лет и обошлись почти в полмиллиарда рублей. Директор музея Розалия Нургалеева сравнивает их по уровню сложности с реставрацией. Задача была не из простых. Хотелось сохранить и воссоздать как можно больше подлинных деталей интерьеров, соединив такой подход с требованиями к современным экспозиционным пространствам.
К сожалению, до наших дней не дошло ни самого проекта планировки, ни фотографий с изображениями исторических интерьеров. О масштабе изменений внутри здания в период организации экспозиций музея изобразительных искусств в 1967 году можно судить только по записям архивных протоколов, где нередко встречается слово «снести», рассказывает Розалия Миргалимовна.
Из подлинных элементов первоначального проекта восстановили несколько заколоченных ранее окон, открыли выход на террасу парка и вход в здание со стороны фасада по улице Карла Маркса. Именно через него внутрь попадали домашние, тогда как парадный подъезд со стороны улицы Муштари с пандусом для экипажа служил для официальных посетителей генеральского дома.
На фасаде здания со стороны бывшей Комиссариатской улицы теперь можно увидеть убранный когда-то, а теперь восстановленный маленький балкон. Говорят, что, выходя на него, генерал наблюдал за учениями и отдавал честь.
Часть здания, в котором весь интерьер практически без изменений дошёл до наших дней, это — ведущая на второй этаж лестница. Мрамор ступеней бережно восстановлен, в высоте пролёта можно видеть очищенный кессонный потолок, сохранены розетки для светильников и кованая решётка перил, по аналогии были восстановлены сами люстры.
Полы в фойе здания покрыли плиткой, имитирующей характерный для начала XX века метлахский узор. Пространство, встречающее посетителей, будет нести функцию экспозиции. Здесь по подобию крупных собраний Европы и России расположатся две античные скульптурные работы из коллекции музея.
Украшением ансамбля здания и парка является ограда чебаксинских мастеров. Образцы этой уникальной ковки сохранились сегодня лишь в редких местах. Она была восстановлена с применением традиционной технологии, а не скручивания, которое используется в большинстве случаев в наше время при изготовлении металлических оград.
Сохранившиеся тринадцать печей и каминов восстанавливала команда специалистов, все изразцы и детали их декора — аутентичны. Эклектика здания прослеживается и в их облике — некоторые, с элементами рококо, напоминают воздушные пирожные со взбитыми сливками, другие, более сдержанные, облицованы изразцами в псевдорусском стиле. О том, сколько их было изначально в здании, можно судить, если пересчитать трубы на крыше. На чердаке особняка сохранён целый лес «замерших» дымоходов.
Стены залов первого этажа по канонам музейного пространства окрашены в терракотовый и тёмно-оливковый цвета. При выборе колера учитывалось то, как с цветовой гаммой интерьеров «уживётся» палитра полотен. Именно по этой причине второй этаж решён в разных оттенках серого. Предполагается, что здесь будут активно выставляться произведения графики.
Революционным новшеством обновлённых интерьеров стала система освещения, создающая иллюзию дневного света, льющегося из потолочного окна. Все электрические коммуникации, обеспечивающие климат и безопасность экспозиционного пространства, незаметно и деликатно вживлены в потолки здания.
Безопасность картин обеспечивает и современная японская подвесная система. Она устроена так, что снять картину со стены практически невозможно. Опытом использования этой системы поделились коллеги из Русского музея, впервые познакомившиеся с ней во время экспонирования своих работ в Киото. Неброские на вид серебристые тросы и крючки выдерживают до ста килограммов веса, что позволяет выставлять полотна большого размера в тяжёлых старинных рамах.
Для показа произведений декоративно-прикладного искусства в пространстве главного здания теперь есть современные немецкие витрины, оснащённые системой климат-контроля, щадящего света и сигнализации, что позволит выставлять самые драгоценные раритеты. Таких в коллекции музея немало, например — образцы старинного немецкого фарфора, которых сегодня не встретить даже на его исторической родине в Мейсене.
Музей имеет и своё «закулисье». Практически всё его богатое собрание находится в специальных хранилищах на территории комплекса. Сегодня они оснащены современной немецкой технологией, позволяющей компактно вместить большое количество шедевров. Это даёт возможность принимать и размещать новые поступления. В глубине парка расположены и реставрационные мастерские музея, которые так же оснащены на самом высоком уровне.
Реконструкциия главного здания Государственного музея изобразительных искусств,— это начало больших перемен в его дальнейшем развитии. Уже давно идут разговоры об открытии на его базе Культурно-выставочного центра Русского музея. Ожидалось, что филиал его расположится в здании магистрата по улице Баумана. Но потом было решено, что туда из здания ремонтируемого Национального культурного центра «Казань» переедет Музей Тысячелетия. Для строительства же филиала Русского музея уже выделен участок, примыкающий к территории исторического комплекса бывшего дома командующего войсками, готов его предварительный проект. Есть также замыслы реконструкции небольшого старого двухэтажного здания на границе парка с жилой зоной с последующим размещением в нём столярных мастерских, реставрационной мастерской по дереву и типографии. Продолжается и реставрация Дома Микляева, где также расположится один из образовательных центров музея.
Подробно об истории уникального здания читайте в материале рубрики "Казань и казанц"
Фото: Гульнара Сагиева
Теги: Музеи ГМИИ РТ Усадьба Сандецкого
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев