История возрождения Гостиного двора после многочисленных пожаров и превращения его в городской музей
Вот уже 130 лет Национальный музей Республики Татарстан занимает большое здание бывшего Гости- ного двора — с нарядной лепниной, скульптурами и вензелем «АЛ» в картуше над шатровым входом (инициалы Андрея Лихачёва). Богатейшая коллек- ция Андрея Фёдоровича, после его смерти, была пере- дана в дар городу и составила основу краеведческого музея.
Первое упоминание
Гостиный двор впервые упоминается в писцовой «Книге казанского торгу» 1566 года: «Против же города за таможенною избою по стороне Спасские улицы двор гостин, а от городовые каменные стены до гостина двора, площадь порозжего места 52 сажени».
В конце XVI века на пустыре напротив Казанского Кремля насчитывалось 635 торговых лавок. Всё это было обнесено деревянным забором с тремя воротами и названо Гостиным двором. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина. Здесь же была поставлена церковь, освящённая в честь покровителя торговцев Чудотворца Николая Угодника.
В. П. Бебин. Толкучка и Гостинодворская церковь. Около 1895 года
Каменный наряд
В конце XVII века Гостиный двор, выстроенный из дерева, ветшал. Постепенно постройки заменялись на каменные.
Вот каким предстаёт Гостиный двор в «Описании Казани», составленном в 1739 году Михаилом Саввичем Пестриковым: «...при нём вверху таможня каменная же, внутри Гостиного двора рядов: суконный, мелочный, сибирский, железный; к Гостиному же двору примыкает деревянных рядов: серебряный, крашениной, лентошной, кафтаной, шапошной, сыромятной, мыльной, сапожной, юфтяной, прянишной, масляной, солодовенной, горшечной, женские ряды с бельём, рубашками, чюлками, замошной, ветошной, рукавишной, хлебной, табачная продажа; за городом кузнечной, мясной, рыбной; итого всех каменных и деревянных 27 рядов».
В таком виде Гостиный двор простоял до 1770 года, когда казанский архитектор Василий Иванович Кафтырев на том же месте перестроил его до гораздо больших размеров «по образцу двухэтажных лавок». Теперь он занимал целый квартал. Количество лавок увеличилось до 777.
Первый пожар
Гостиный двор горел не раз. Здание сильно пострадало в 1774 году во время осады Казани повстанцами Емельяна Пугачёва. Легко сломив оборону города и дойдя до Кремля, пугачёвцы установили на крыльце гостинодворского трактира, что находился по правую руку от нынешнего центрального входа в музей, пушки и начали обстреливать крепость, где прятались голова города с гарнизоном. Этот эпизод описан А. С. Пушкиным в «Истории Пугачёва».
После подавления пугачёвского бунта в течение долгого времени здание находилось в запущенном, полуразрушенном состоянии.
Второй пожар
Пожар 1797 года окончательно разрушил Гостиный двор.
Посетивший в 1798 году Казань император Павел I обратил внимание на плачевное состояние Гостиного двора, в результате чего последовал приказ о его восстановлении. Для этого была выделена беспроцентная ссуда на десять лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей. В 1800 году по проекту архитектора Филиппа Емельяновича Емельянова началось строительство нового здания. Площадь его оставалась та же, но внешний вид изменился.
Фасад по Воскресенской улице украсился портиком из восемнадцати колонн ионического ордера, который гармонично уравновешивал колоннаду университета в конце Воскресенской улицы. Кирпичное здание в стиле русского классицизма представляло в плане прямоугольное каре, разомкнутое с запада для включения церкви. Гостиный двор имел трое ворот под зданиями и один проход с Толкучего рынка у Гостинодворской церкви.
Музей (отдел) А. Ф. Лихачёва в Казанском городском музее. Начало ХХ века
Третий пожар
После пожара 1842 года, во время перестройки по проекту архитекторов Христиана Крампа и Ивана Бессонова, были убраны колонны и заделана кирпичной кладкой открытая галерея со стороны двора.
К концу XIX века, несмотря на появление пассажей — Александровского и Чернояровского — Гостиный двор по-прежнему оставался крупным торговым центром, притягивавшим посетителей. Это было время, когда в Казани проектировалось создание общедоступного краеведческого музея усилиями энтузиастов во главе с казанским головой Сергеем Викторовичем Дьяченко. Ему удалось убедить известную казанскую меценатку Ольгу Сергеевну Александрову‑Гейнс пожертвовать городу на приобретение музейного здания 500 тысяч рублей серебром. При этом условием щедрого дара стало её требование, чтобы музей находился на Воскресенской улице (ныне Кремлёвская). Предложенное Ольгой Сергеевной принадлежавшее ей здание пассажа решением членов комиссии было признано непригодным «по расположению и величине квартир» для размещения здесь городского музея.
Поиски здания привели к Гостиному двору, обширные лавки которого как нельзя лучше подходили для музейной экспозиции. Для музея были выбраны пустовавшие в то время лавки, обращённые окнами на Ивановскую площадь (ныне 1 Мая). В 1891–1895 годах в северной части Гостиного двора для нужд Казанского городского научно-промышленного музея на средства Александровой-Гейнс была произведена перепланировка помещений и пристроен угловой объём с четырёхгранным шатром и шпилем по проекту архитектора Ивана Никитича Колмакова.
Революционные перемены
После 1917 года Гостиный двор перестал использоваться как место городской торговли. Хотя музейная экспозиция расширилась, в Гостином дворе также расположились различные организации и учреждения. С целью их размещения в 1930‑е годы часть северного и восточного корпусов была надстроена двумя этажами по проекту архитекторов Михаила Степановича Григорьева и Сергея Борисовича Сперанского. Они исказили градостроительный силуэт и масштабность комплекса и породили народное прозвище обновлённого здания — «Бегемот». Впоследствии это название закрепилось за известным баром «Бегемот», работавшим в юго-западном углу Гостиного двора в 1970–1990-е годы.
В советский период в помещениях Гостиного двора, кроме Государственного музея ТАССР, располагались отделы культуры и здравоохранения Казанского горисполкома, Татарский филиал Географического общества СССР, Комбинат народных художественных промыслов, географический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, Издательство КГУ и другие.
Весной 1954 года произошло обрушение юго-восточного угла здания. По счастливой случайности никто не пострадал — перекрытия рухнули в воскресенье, когда в конторах никого не было. Улица была завалена бумагами, пишущими машинками и мебелью.
В 1951 году появился проект архитектора Ахмеда Гадиевича Бикчентаева со сносом Гостиного двора и заменой его помпезной «сталинкой» размером с целый квартал. Однако воплощена была лишь небольшая часть проекта, когда в 1959 году на месте юго‑восточной части Гостиного двора по сильно сокращённому проекту Бикчентаева был построен пятиэтажный жилой дом с загсом и продмагом на первом этаже, заселённый партийными функционерами и профессурой.
Празднование первой годовщины
Великой Октябрьской социалистической революции в Казани
Четвёртый пожар
В 1970-х годах появились планы возвращения Гостиному двору прежнего облика. Вероятно, они бы ещё долго оставались на бумаге, если бы несчастье не помогло. В декабре 1987 года случился очередной пожар. Выгорели два надстроенных этажа, и сторонние организации были отселены. Хотя во время ликвидации пожара музейная экспозиция была залита водой, ни один экспонат не пострадал.
Пожар в музее. Ночь с 8 на 9 декабря 1987 года.
Пожар в музее. Ночь с 8 на 9 декабря 1987 года.
Возрождение
К 1995 году музейная часть здания по улице Кремлёвской была реконструирована по проекту архитектора Светланы Ахметовны Мамлеевой — демонтированы надстроенные этажи и восстановлен исторический облик. Тогда же по указу Президента РФ Бориса Ельцина здание Гостиного двора было признано памятником градостроительства и архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения. В 2005 году к Тысячелетию Казани были отреставрированы внутренние помещения. Все сохранившиеся до настоящего времени корпуса Гостиного двора относятся к Национальному музею РТ.
Существующие проекты дальнейшей реконструкции Гостиного двора — один масштабнее другого! Самый дорогой предполагает снос углового здания 1959 года и полное восстановление облика Гостиного двора конца XIX века. Другой — постройку стеклянной пирамиды во дворе музея с целью расширения экспозиционных площадей. Возможно, вскоре появится и третий вариант…
Общий вид здания Национального музея Республики Татарстан летом 2005 года.
По материалам публикаций Л. Девятых,
Л. Жаржевского, Л. Климовой,
Г. Назиповой, М. Пинегина, А. Пушкина,
С. Саначина, А. Ситдикова, А. Тарвердяна, Ш. Хамматова и других.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев