Ещё раз о любви… к народным промыслам — в ноябрьском номере журнала «Казань» рассказал Рустем Абязов
Хочется больше рассказать об очень интересном относительно новом направлении моих изысканий в области музейного искусства (напомню, что создал «Музей советского хлама» — в хорошем смысле этого слова!) — российские народные промыслы. В июньском номере журнала «Казань» 2023 года я уже затрагивал эту тему, а сейчас готов развить рассказанное. И чтобы не пытаться перещеголять самого себя в искусстве журналистики, буду приводить свои же цитаты и наполнять их подробностями.
Старооскольская игрушка
Народные промыслы — это особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создавали по-особенному украшенные изделия ручной работы. Декоративно-прикладное искусство может создавать один художник, нередко с академическими знаниями. Промыслы же обязательно основаны на традициях какой-либо местности. В старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями, передавали знания детям. Со временем сюжеты обретали глубину, а мастерство становилось всё более отточенным. Художники объединялись в артели, открывались целые фабрики. Многие изделия стали символами своих районов: в их линиях и расцветках отразилась философия местных жителей, коллективное понимание красоты.
Начну, пожалуй, с самого разнообразного и по географии, и по образному наполнению вида народного творчества — изготовления глиняных игрушек. Как правило, эти промыслы развивались в местах, где в достаточном количестве была подходящая глина, и являлись, как правило, побочным ремеслом мастеров гончарного искусства. Обычно всё начиналось с изготовления простеньких свистулек, а позже перерастало в создание подлинных игрушек-шедевров.
Каргопольская игрушка
«Нам знакома дымковская, а ведь есть ещё добровская, каргопольская, ковровская, костромская (петровская или сусанинская), новоторжская, романовская, солецкая, старооскольская, филимоновская, хлудневская игрушки. И каждая из них замечательна по-своему». С момента написания этой статьи у меня появились ещё и абашевская, бабуринская, кожлянская, плешковская, сапожковская, плёс-чувилька… Изготовлением чувильки, популярного у туристов сувенира, сейчас в Плёсе занимаются несколько мастеров, но жив человек, стоявший у истоков зарождения этого вида народного промысла. Юрий Агапов в 80-е годы прошлого столетия работал в местной школе, преподавал черчение-рисование и занимался с детьми художественной лепкой. Из-за дефицита пластилина дети экспериментировали с альтернативными материалами, самым доступным из которых была глина. В трудные 90-е Юрий Владиславович в артели с такими же, как и он сам, энтузиастами начал изготавливать глиняные игрушки на продажу. Тут и пригодились старые школьные наработки. Пройдя долгий путь, начавшийся с прямого подражания дымковской игрушке, плёсские мастера пришли к нынешней чувильке — весёлой глиняной свистульке.
Некоторые виды игрушек достигли в процессе своего развития удивительных художественных высот. Но есть такие, которые до сих пор нарочито изготавливаются с сохранением архаической примитивности.
Другого рода игрушки создавались из дерева. И здесь пальму первенства я, бесспорно, отдаю богородским изделиям. История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. О них знают во всём мире и ценят за высочайшее мастерство местных резчиков по дереву.
А знаменитые матрёшки! Это только по форме они почти одинаковые, а по видам росписи бывают вятскими (здесь наряду с расписными матрёшками стали изготавливать инкрустированные соломкой), городецкими (при их оформлении используется уникальная городецкая роспись), полхов-майданские (главная отличительная черта этих кукол — красный цветок шиповника на переднике), семёновские (отличаются достаточно большой площадью не закрашенных поверхностей), загорские (контуры будущего рисунка создаются раскалённой иглой, т. е. по методике выжигания), тверские (особенность — отображение в рисунках исторических образов, а также образов известных сказочных персонажей: Снегурочки, Царевны Несмеяны, Василисы Премудрой и др.).
А вот ещё пример, как из побочного ремесла игрушка превратилась в отдельный промысел. Село Ермилово находится в Ковернинском районе Нижегородской области. Этот район, наряду с Семёновым, — центр хохломской росписи. Мастера, жившие в деревне, точили и расписывали посуду и другие изделия из дерева. Разумеется, было много отходов в виде опилок, и дабы добро не пропадало, придумали технологию новой игрушки. Ермиловцы использовали отходы от деревообработки хвойных пород деревьев, прессуя опилки с крахмальным клеем и тальком в виде двух половинок формы. Затем игрушки склеивали, обрезали, зачищали наждачной бумагой, грунтовали, расписывали и покрывали несколькими слоями лака. Красивая получалась ермиловская игрушка, нарядная, праздничная, глаз не оторвать! Пишу в прошедшем времени, поскольку этот промысел на сегодняшний день утерян.
Жостовская роспись
В одной статье невозможно уделить внимание всем видам промыслов, представленных в моём музее. Но есть несколько тем, которые я не могу обойти.
Посетителям музея обязательно рассказываю о российских центрах лаковой миниатюры. Многие из них знают только Палех, «…но на самом деле в России есть ещё 4 центра лаковой миниатюры: Федоскино, Мстёра, Холуй и Липецк. И там расписывают изделия из папье‑маше (эти знаменитые шкатулки вовсе не деревянные!) не только не хуже, чем в Палехе, а порой и лучше. Просто палешане сумели, как сейчас говорят, лучше «раскрутиться». Скажу больше, палехские мастера стали специалистами в области лаковой миниатюры относительно недавно. Изначально они были иконописцами. И только когда советская власть «отменила» религию, и иконопись перестала приносить доход, оставшиеся без работы мастера поехали в Федоскино, чтобы научиться новому ремеслу». К этой цитате и прибавить нечего.
«А знаменитые жостовские подносы! Оказывается, гораздо раньше этот промысел был разработан и внедрён в жизнь на Урале. А жостовскими мастерами технология тагильской росписи была перенята значительно позже».
Не могу не рассказать о видах росписи по дереву, которые открыл для себя и для всех, кому удалось побывать в моём музее. У меня представлены городецкая, мезенская (палащельская), полхов‑майданская, ракульская, северодвинская, хохломская, шенкурская (важская) росписи, сергиевская (загорская) роспись с выжиганием. Каждое изделие можно рассматривать часами!
Когда смотришь на каслинское литьё, даже трудно предположить, что все эти изящные, иногда ажурные, как вологодские кружева, изделия изготовлены из обычного чугуна! «Правда, и тут не обошлось без несправедливости. Каслинское чугунное литьё завоевало признание во всём мире. Оно, безусловно, этого достойно, но совсем рядышком с этим металлургическим заводом, в той же Челябинской области, есть город Куса, где функционирует чугунолитейный завод, выпускающий продукцию ничем не хуже каслинской, но «раскрученную» в значительно меньшей степени».
Подводя некоторые итоги сегодняшнего повествования, хочу заметить, «наши знания, во всяком случае, мои, были ограничены несколькими всемирно известными промыслами (Палех, Хохлома, Жостово, Дымково, Павловский Посад), а на самом деле их намного больше». В той статье я написал, что нарыл их 66, но сейчас нашлось уже 90, и, думаю, это не предел. 60 промыслов (две трети) очень недурно представлены в моём музее, но ряд изделий, тем более советского времени изготовления, пока разыскать не удалось. Тем интереснее!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев