Руфина Тазетдинова и её замечательные дети
Директор Казанского театрального училища Руфина ТАЗЕТДИНОВА выросла в театральной семье — и посвятила театру большую часть своей профессиональной жизни. Впрочем, путь её был не так-то прост.
Директор Казанского театрального училища Руфина ТАЗЕТДИНОВА выросла в театральной семье — и посвятила театру большую часть своей профессиональной жизни. Впрочем, путь её был не так-то прост. Наверное, поэтому она так любит (и жалеет, и понимает!) своих студентов — и заражает этой любовью каждого, кто оказывается с ней рядом. Меня, во всяком случае, — точно. И не только меня!
— Руфина Ринатовна, расскажите: вы решили связать свою жизнь с театром в силу «семейного анамнеза»?
— Естественно, мои мысли с раннего детства были направлены в сторону творчества. Да и как иначе, когда я росла в окружении целой плеяды потрясающих артистов: только вслушайтесь в их имена — Марсель Салимжанов, Шаукат Биктемиров, Габдулла Шамуков, Фатых Кулбарисов! Конечно, я тоже хотела поступать в Театральное училище, но папа (Ринат Тазетдинов, народный артист РСФСР и Татарстана, ведущий актёр Камаловского театра, обладатель «Золотой маски». — Ред.), будучи для меня невероятным авторитетом, убедил, что я не обладаю достаточным талантом, чтобы войти в эту кровавую профессию. Так я пошла в противоположную сторону — в Казанский финансо-
во-экономический институт, благополучно его закончила, какое-то время проработала — и поняла, что это вообще не моё!
— А где вы работали?
— И в плановом отделе нашего горсовета, и экономистом в Москве… Потом была методистом в Доме Актёра (Союзе театральных деятелей РТ). Эта работа, несомненно, имела больше отношения к творчеству — и наконец подвигла меня продолжить учёбу в этом направлении. В итоге я окончила ГИТИС, театроведческий факультет.
В этой профессии я практически двадцать лет. Преподавала историю театра в Институте культуры, потом была там деканом театрального факультета. Это хоть как-то компенсирует то, что я не реализовала в жизни! (Улыбается.) Впрочем, считаю, всё выстроилось правильно: если я не употребила всех сил для того, чтобы возразить папе и доказать ему, что всё-таки имею какие-то таланты, наверное, не смогла бы в полной мере проявить себя в актёрской профессии.
— Три года назад вы возглавили Театральное училище...
— Да. И, пожалуй, именно то, чем я сейчас занимаюсь, — и есть моё.
Здесь есть и творческий сегмент, и административный. И когда чего-то добиваешься, когда реализуются планы, понимаешь, что всё не просто так, ты пришла на это место, чтобы что-то поменять. Театральное училище — фантастическое место! Нам есть, чем гордиться — у нас потрясающие педагоги (и среди них — аксакалы, которые создавали училище!), студенты и выпускники. У Шекспира есть выражение — смотреть на мир очами сердца. Они смотрят именно так.
У нашего училища великолепная репутация. Наши дети — желанные гости на всевозможных театральных фестивалях, которые проводятся по всей стране. Только этой осенью мы уже побывали на фестивале национального театра «Театральная осень» во Владикавказе и фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге. Спектакли Казанского театрального училища получили высокую оценку режиссёров и критиков, а некоторые четверокурсники — предложения о сотрудничестве. Всё это даёт ребятам и педагогам стимул развиваться дальше.
— В Институте культуры вы руководили факультетом, здесь же в вашем ведении всё учебное заведение целиком…
— Совершенно верно, здесь совсем другая ответственность. Огромная! Я уже забыла, что по образованию — театровед! Столько составляющих: экономическая, правовая, творческая, образовательная, и они все сошлись в едином узле. Всё непросто, но интересно, здесь каждый день ставятся новые задачи, и ты должен их решать. Иногда получается, иногда — нет…
— Чем приходится заниматься чаще всего?
— Пока преимущественно административной работой. Стратегия развития училища очень важна. Мы — образовательное учреждение, и должны выпускать профессиональные кадры для театров Татарстана и России. Для этого нужны хорошие специалисты, собственно училище держится за счёт них.
Татьяна Михайловна Корнишина для меня выдающийся образец педагога, у неё мощная практическая основа, она закончила ЛГИТМиК, училась у потрясающих педагогов, работала в Ленсовете и Ленкоме, в том числе с легендарным режиссёром Геннадием Опорковым. Почему я о ней говорю? Всё, что она накопила, она отдаёт детям. Считаю, сегодня в области театрального дела она один самых мощных педагогов Татарстана.
Я убеждена, что преподаватели обязательно должны иметь опыт работы в театрах. Мечтаю, чтобы руководителями курсов были практики, мы стараемся удерживать этот баланс на хорошем уровне.
Вот смотрите, первый курс в прошлом году набрал Фарид Рафкатович Бикчантаев, для меня это абсолютное счастье. Работать с ним порой непросто, но очень интересно! (Улыбается.) Он — человек, который умеет найти в студентах индивидуальность и сохранить её. По сцене бегают не двадцать маленьких Бикчантаевых, а личности, абсолютно уникальные и самодостаточные. Он может разглядеть таланты, которые я, например, на вступительных экзаменах не вижу.
Очень рада, что у нас работает Ильгиз Зайниев, мой первый выпускник…
У нас потрясающие педагоги — всех их не перечислить! Рада, что на страницах этого номера журнала представлены многие из них.
— При невероятной занятости в театрах им хватает времени, чтобы преподавать?
— Хватает! У них отличные помощники, они умеют подбирать себе команду, смотрят в одну сторону, у них общее мировоззрение, общее представление о том, что нужно делать в этой профессии.
— Какие дети сегодня к вам приходят? Какая у них мотивация?
— Дети замечательные! Каждый год я думаю, что лучше не бывает. Мотивация? Мне кажется, они ещё маленькие, они ведь приходят пятнадцатилетними, они любят творчество, любят лицедействовать. Думаю, что они приходят сюда для того, чтобы ощутить в полной мере свободу. Но с одной стороны — это свобода творчества и самовыражения, а с другой — очень жёсткий учебный процесс. Они учатся с утра до ночи! Многие отсеиваются, потому что не понимают, куда пришли: здесь нужно работать. В училище — постоянная творческая вибрация: они и плачут, и смеются, и не расходятся допоздна.
Конечно, драма для тех, кому не удаётся поступить, но это не приговор.
— Какой сегодня конкурс?
— В среднем — пятнадцать человек на место. Это достаточно много для нестоличного региона. Очень способные ребята приходят, и мальчиков достаточно в этом году (на подготовительных курсах их было мало), шикарные ребята!
— Подготовительные курсы — только для казанских?
— К сожалению, да, но мы планируем организовать и онлайн-занятия, чтобы поступающие из других городов имели возможность хотя бы понять, что от них требуют педагоги.
— Как происходит последующее трудоустройство?
— Не секрет, что в столичных театральных вузах с этим большая проблема, в профессии остаются в лучшем случае пятьдесят процентов, у нас же — практически восемьдесят. Мы считаем трудоустроенными и тех, кто пошёл дальше учиться в профильные вузы. В театры они устраиваются очень неплохо: практически все национальные театры Татарстана приходят и говорят: «Дайте, дайте детей!» Приезжают на показы, смотрят в течение года...
— Ребята из Казани хотят уезжать в Альметьевск, Нижнекамск?
— В этом году очень много ребят едет туда. Да, многие стремятся остаться в Казани, но труппы — не резиновые. Хотя только сейчас «свежих» выпускников взяли в ТЮЗ, в Тинчуринский, в Кариевский. Там дети на последних курсах уже работают на ставках, но весь выпуск взять не могут!
Надеюсь, что у нас будет правильно сформирована политика по отношению к малым городам. Сейчас есть замечательный проект «Театры малых городов», там идёт «движуха», и многие молодые режиссёры, которые проявили себя в столице, работают и там. Здорово, когда театр становится культурным центром для маленького городка. Да, там есть свои сложности, репертуар нужно постоянно обновлять, но есть возможность мигрировать по всей стране. Это очень хороший творческий ресурс.
— Училище готовит и артистов эстрады, они потом куда идут?
— В совершенно разные сферы. У нас, например, преподаёт наш выпускник Марсель Махмутов, он и актёром был, и кино занимается, и продюсер хороший.
Вообще эстрадное направление было создано небезызвестным в Казани человеком, Рустамом Муллануровичем Фаткуллиным. Сам он учился у Дании Искандеровой, замечательного педагога по движению, а потом — на режиссёра в «Щуке», все знают его как главного режиссёра «Театра на Булаке». Этот театр занял эстрадную нишу, он для этого театра и обучает детей, практически все его выпускники работают в труппе «Театра на Булаке». Кстати, недавно один из его выпускников поступил к Безрукову во ВГИК на актёрское направление.
Фото Сергея Васильева-Ботвинова
— А бутафоры?
— Художественное направление у нас было открыто в 1963 году, здесь учатся бутафоры, костюмеры, светорежиссёры и гримёры. Мы их не много набираем — по 7-12 человек на курс. Наши выпускники работают в театрах Татарстана и России. В прошлом году у меня случилась радость, на это направление пришёл человек, которого я давно ждала — Сергей Николаевич Рябинин. Поскольку он является главным художником Театра кукол, он в тренде инноваций в сфере сценографии. Рябинин для нас — подарок. У него был потрясающий выпуск в этом году, великолепные дети, отличные проекты, они все будут в профессии.
Конечно, хотелось бы развивать более тесные связи с театрами, чтобы они нам присылали целевиков, но это не так просто: нужно соблюдать жёсткие обязательства и со стороны студентов, и со стороны театров, и со стороны Министерства культуры. Надеюсь, что это сдвинется, и мы будем готовить целевых специалистов, в том числе и бутафоров, для театров Татарстана и России. Заявок много, но не все едут работать даже в Москву, потому что зарплата очень небольшая. Это тоже проблема, в этой профессии остаются фанаты, преданные своему делу. Бутафория, мне кажется, никогда не исчезнет. Декораторы уходят, а бутафоры — нет, потому что всегда будут необходимы золотые руки. Если говорить о светорежиссёрах, то наши ребята работают в Мариинском театре, в Большом, в крупнейших театрах России, и это тоже наше достижение.
— Сколько человек ежегодно заканчивают училище?
— У нас есть бюджетная и внебюджетная сферы, в этом году в общей сложности выпустилось пятьдесят человек. Естественно, поступают больше, у нас и отчисленные бывают — но их совсем немного. Есть такое понятие — «контрольная цифра приёма», бюджетные места, это всегда выполняется, у нас есть запас, который позволяет перевести ребёнка с внебюджета на бюджет, если он хорошо учится и место освободилось.
— А общежитий нет?
— Нет, и это большая головная боль. Министерство культуры тоже об этом думает, у нас три училища — художественное, театральное и музыкальное, которые нуждаются в общежитии, и я очень надеюсь, что скоро оно появится.
— Училище — кузница кадров для национального театра, развитие которого — залог сохранения языка. Оказывается ли этому направлению государственная поддержка?
— Да, за что мы очень благодарны.
В этом году к нам в гости пришли заместитель председателя Госсовета РТ Марат Готович Ахметов и руководитель Комитета по науке, образованию и культуре по национальным вопросам Госсовета РТ — Айрат Ринатович Зарипов. Когда они увидели детей в музыкально-поэтическом проекте «На одной волне с Тукаем», были поражены. Их потрясло, как студенты-второкурсники очень искренне рассказывали о Тукае, вышивая по биографической канве. Проект не просто поддержали — нам определили двадцать школ, в которых мы уже показали и ещё покажем эту постановку, чтобы на понятном ученикам языке поговорить с ними о классике. Нам выделили деньги на костюмы, дали возможность передвигаться — это замечательно, и ребята воодушевлены.
Благодаря их поддержке осуществлён долгожданный ремонт Учебного театра. Сейчас при поддержке руководства и Министерства культуры РТ нам выделены средства на разработку проекта реставрации главного здания училища на ул. Гоголя. Очень надеемся, что проект в скором времени будет завершён, и мы дождёмся ремонта!
— Какими мероприятиями училище отмечает своё столетие?
— Большой юбилейный вечер состоится на сцене Камаловского театра 28 ноября, а 15 ноября в Галерее современного искусства откроется выставка «История одного дома» (эдакое путешествие по театральному закулисью!). На этой же площадке уже прошли показы фильмов, снятых нашими ребятами. В течение года проходят встречи с педагогами, режиссёрами, критиками. Запланированы гастрольные показы спектаклей, поставленных нашими выпускниками в самых разных городах РФ. Студенты готовятся отправиться в творческий десант по городам республики. И это далеко не всё!
P.S. Сегодня многие говорят, что театр стагнирует. Нет — он меняет форму, меняет оболочку, меняет наполнение, мы стоим перед новым рывком, который позволит появиться новым художественным ценностям. В кризисные моменты всегда происходит взрыв.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев